Изобретение относится к электромашиностроению и может быть исполыова- но в роторах крупных явнополюсных электрических машин, например гидрогенераторов.
Целью изобретения является снижение вентиляционных потерь.
На фиг. 1 показан ротор явнополюс- ной электрической машины, поперечный разрез с вентиляционными распорками в каналах обода; на фиг. 2 - то же, с вентиляционными распорками, выступающими в пространстве между полюсами; на фиг. 3 - то же, с вентиляционными элементами в виде лопаток; на фиг. 4 - ротор, продольньш разрез.
Ротор I снабжен полюсами 2 и шихтованным ободом 3 с вентиляционными каналами 4. В каналах 4 обода 3 установлены направляющие распорки 5 для снижения пара-зитньрс завихрений вокруг шпилек 6 и вентиляционные распорки 7 имекицие профиль самолетного крыла, вьтуклой стороной 8 расположенные в направлении вращения (направление вра щения показано стрелкой). Вентиляционные распорки 9 могут выступать в межполюсное пространство (фиг. 2). Вентиляционные элементы с профилем самолетного крыла могут быть выполне- ны в виде изогнутых лопаток 10, закрепленных по всей длине в пространстве между полюсами 2 в пазах 11 обода 3 посредством крепежных элементов 12 (фиг. 3 и 4).
При работе электрической машины обеспечение необходимого расхода воздуха через машину достигается в основном напорным действием каналов обода ротора и полюсов 2 с катушками Направляющие распорки 5 каналов обода ротора обеспечивают плавность прохода воздуха через обод 3 и снижение завихрений вокруг шпилек 6.
При вращении ротора вступает в действие система самовентиляции, при которой ротор является напорным
элементом. Поток воздуха, движущийся внутри ротора в радиальном направлении при обтекании вентиляционных элементов крьшового профиля с выпуклостью, направленной в сторону вращения, оказывает на ротор давление также в сторону вращения.
Это давление равносильно соответствующему моменту вращения, согласному с моментом вращения привода. Таким образом, обеспечивается рекуперация части энергии на вал привода. Для ротора гидрогенератора, например, это- выражается в том, что для обеспечения того же самого режима работы потребуется несколько меньший расход воды через турбину, спаренную с гидрогенератором, у которого ротор снабжен крыловым профилем.
Технико-экономический эффект выражается в том, что затрачивается меньше воды на выработку того же количества электроэнергии, а сэкономленная вода позволяет выработать дополнительное количество энергии на ГЭС. Таким образом, уменьшаются потери на вентиляцию, повьшается КПД и возрастает генерируемая ГЭС энергия.
Форм у л а изобретения
Ротор явнополюсной электрической машины, содержащий шихтованный, набранный из пакетов обод с радиальными каналами между пакетами, полюса, закрепленные на ободе, и вентнляцион- элементы, одни из. которых установлены в каналах обода и выполнены в виде вентиляционных распорок, а другие выполнены в виде изогнутых лопаток, закрепленных на ободе между полюсами по всей их длине, отличающийся тем, что, с целью снижения вентиляционных потерь, по меньшей мере одни из указанных вентиляционных элементов имеют профиль самолетного крыла с выпуклостью, обращенной в направлении вращения.
HanpaS/Mut
ipOMtHUf
ю
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1988 |
|
SU1584039A1 |
РОТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2276444C1 |
Гидрогенератор с самовентиляцией | 1990 |
|
SU1791901A1 |
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2046507C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2035111C1 |
РОТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2043690C1 |
Ротор гидрогенератора | 1982 |
|
SU1098071A1 |
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2023340C1 |
Ротор вертикальной электрической машины | 1981 |
|
SU964862A1 |
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1985 |
|
SU1309181A1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в снижении вентиляционных потерь. Ротор ЯВНОПОЛЮСНОЙ электрической машины содержит обод 3 с вентиляционными каналами 4, полюса 2 и закрепленные на ободе вентиляционные элементы. Одни из них - вентиляционные распорки 5, а другие выполнены в виде изогнутых лопаток. Благодаря тому, что по меньшей мере одни из вентиляционных элементов имеют профиль самолетного крыла с выпуклостью, обращенной в направлении вращения, обеспечивается снижение вентиляционных потерь. 4 ил. ™. S (Л оо
Составитель А. Воинов Редактор И. Шулла Техред А.Кравчук Корректоре. Шекмар
Заказ 1977/53 Тираж 661Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фиг,М
Абрамов А.И | |||
и др | |||
Расчет и конструкция гидрогенераторов | |||
М.: Высшая школа, 1964, рис | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
0 |
|
SU155218A1 | |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1987-05-23—Публикация
1985-07-09—Подача