Коробка передач транспортного средства Советский патент 1987 года по МПК B60K17/06 

Описание патента на изобретение SU1318437A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортных машин.

Целью изобретения является повышение КПД коробки передач при -уменьшении ее металлоемкости.

На чертеже изображена схема коробки передач с ступенями переднего и заднего

хода.

Ч„

Входной вал 1 коробки передач (КП) муфтой 2 может соединяться с шестерней 3 или валом 4. Шестерня 3 находится в постоянном зацеплении с шестерней 5, жестко закрепленной на валу 6. Муфта 7 соединяет корпус 8 коробки передач с шестерней 9 или вал 6 с шестерней 9. Шестерня 9 находится в постоянном зацеплении с шестерней 10, жестко закрепленной на валу 4. Муфта 11 соединяет вал 6 с шестерней 12, находящейся в постоянном зацеплении с. шестерней 13, которая жестко связана с води- лом 14. Водило 14 с солнечной шестерней 15 и эпициклом 16 соединяются при помощи сателлитов 17. Муфта 18 связывает шестерню 19 с корпусом 8 КП или валом 6. Шестерня 19 находится в постоянном зацеплении с шестерней 20, выполненной заодно с эпициклом 16 планетарного механизма. Муфта 21 в положениях I, И, 111 соединяет выходной вал 22 с элементами планетарного механизма 16, 14 и 15.

Коробка передач работает следующим образом.

Первая передача. От входного вала 1 через муфту 2 (положение I), шестерни 3 и 5 крутящий момент передается на вал 6, далее муфтой 7 (положение III), шестернями 9 и 10 - на вал 4 солнечной шестерни. От солнечной шестерни 15 через сателлиты 17 момент передается на водило 14. Муфта 21 (положение II) соединяет водило 14 с выходным валом 22. Муфта 18 (положение I) через шестерни 19 и 20 останавливает эпицикл 16 относительно корпуса 8 КП. .Муфта 11 находится в нейтральном положении И.

Вторая передача. До вала 6 крутящий момент передается аналогично первой передаче. С вала 6 муфтой 18 (положение 111) крутяший момент через шестерни 19 и 20 передается на эпицикл 16 и далее через сателлиты 17 на водило 14. Муфта 21 (положение II) соединяет водило 14 с выходным валом 22. Муфта 11 находится в нейтральном положении II, а муфта 7 (положение 1) соединяет солнечную шестерню 15 через вал 4, шестерни 10 и 9 с корпусом 8 КП.

Третья передача. До шестерни 20 крутяший момент передается аналогично второй передаче. От шестерни 20 муфтой 21 (положение I) момент передается на выходной вал 22. Муфты 7 и 11 находятся в нейтральном положении И.

Четвертая передача. До вала 6 крутящий момент передается аналогично первой передаче. С вала 6 муфтой 11 (положение I)

через шестерни 12 и 13 момент передается на водило 4 и муфтой 21 (положение II) на выходной вал 22. Муфты 7 и 18 находятся в нейтральном положении II. Пятая передача. До вала 6 крутяший момент передается аналогично первой передаче. С вала б муфтой 7 (положение III) через шестерни 9 и 10 крутяш.ий момент передается на вал 4 солнечной шестерни

0

и далее муфтой 21 (положение П1) на выходной вал 22. Муфты 11 и 18 находятся в нейтральном положении II.

Шестая передача (прямая). От входного вала 1 муфтой 2 (положение П1) крутящий момент передается на вал 4 солнечной шес5 терни и далее муфтой 21 (положение III) на выходной вал 22. Муфты 7, 11 и 18 находятся в нейтральном положении II. Седьмая передача. До водила 14 крутящий момент передается анлогично четвертой передаче. От водила 14 через сателлиты 17

0 крутящий момент передается на эпицикл 16 и далее муфтой 21 (положение I) на выходной вал 22. Муфта 7 (положение I) через шестерни 9 и 10, вал 4 останавливает солнечную шестерню 16 относительно

5 корпуса 8 КП. Муфта 18 находится в нейтральном положении II.

Восьмая передача. До сателлитов 17 крутящий момент передается аналогично седьмой передаче. От сателлитов 17 момент передается на солнечную шестерню 15 и далее

0 муфтой 21 (положение П1) на выходной вал 22. Муфта 18 (положение 1) через шестерни 19 и 20 останавливает эпицикл 16 относительно корпуса 8 КП. Муфта 7 находится в нейтральном положении И.

Девятая передача. Крутящий момент сум5 мируется на сателлитах 17, попадая туда по двум направлениям. Первое направление аналогично первой передаче, второе - седьмой. От сател.литов 17 крутящий момент передается на эпицикл 16, шестерню 20 и муфтой 21 (положение I) на выходной вал 22. Муфта 18 находится в нейтральном положении II.

Десятая передача. Крутящий момент суммируется на сателлитах 17, попадая туда по двум направления. Первое направление ана5 логично первой передаче, второе - второй. От сателлитов 17 крутящий момент передается на водило 14 и далее муфтой 21 (положение И) на выходной вал 22. Муфта 11 находится в нейтральном положении П. Одиннадцатая передача. Крутящий мо0 мент суммируется на сателлитах 17, попадая туда по двум направлениям. Первое направление аналогично седьмой передаче, второе - второй. От сателлитов 17 крутящий момент передается на солнечную щес- терню 15 и далее муфтой 21 (положение III)

5 на выходной вал . Муфта 7 находится в нейтральном положении П.

Задний ход. Первая передача. Крутящий момент до сателлитов 17 доходит аналогич0

но первой передаче переднего хода. От сателлитов 17 крутящий момент передается через эпицикл 16, шестерню 20, муфту 21 (положение I) на выходной вал 22. Муфта 11 (положение III) через шестерни 12 и 13 останавливает водило 14 относительно корпуса 8 КП. Муфта 18 находится в нейтральном положении II.

Вторая передача. Крутяш,ий момент до сателлитов 17 доходит аналогично второй передаче переднего хода. От сателлитов 17 крутяш,ий момент передается на солнечную шестерню 15 и далее муфтой 21 (положение III) на выходной вал 22. Муфта 11 останавливает водило 14 аналогично первой передаче заднего хода. Муфта 7 находится в нейтральном положении II.

Формула изобретения

. Коробка передач транспортного средства, содержаш,ая корпус, в котором размеш,е- ны входной вал с шестерней, соосно установленный входному выходной вал, однорядный планетарный механизм, солнечная шестерня которого жестко связана с первым промежуточным валом, второй промежуточный вал с шестернями, установленный па0

5

раллельно входному валу, при этом шестерни на валах установлены свободно, а также пять муфт переключения, первая из которых установлена для связи первого промежуточного вала с корпусом и вторым промежуточным валом, вторая из которых установлена для связи выходного вала со звеньями планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД коробки передач при уменьшении ее металлоемкости, первый промежуточный вал установлен между входным и выходным валами соосно им, третья муфта установлена на первом промежуточном валу соответственно для связи шестерни входного вала с последним и входного вала с первым промежуточным валом, четвертая и пятая муфты установлены на втором промежуточном валу для связи звеньев планетарного механизма соответственно с вторым промежуточным валом и корпусом.

20

2.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что третья муфта выполнена с нейтральным положением подвижного элемента.

3.Коробка передач по пп. 1 и 2, отличаю- 25 щаяся тем, что первая муфта установлена на

втором промежуточном валу.

Похожие патенты SU1318437A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Астафьев Владимир Николаевич
  • Терехов Александр Сергеевич
  • Шпитко Георгий Николаевич
SU1402442A1
Коробка передач транспортного средства 1984
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Терехов Александр Сергеевич
  • Шпитко Георгий Николаевич
SU1150106A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2004
  • Никонов Александр Иванович
  • Печенкин Виктор Алексеевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Захаров Юрий Анатольевич
  • Нефедов Александр Васильевич
RU2280792C2
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2018
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Гаев Сергей Викторович
  • Захаров Юрий Анатольевич
  • Кротов Игорь Андреевич
  • Маринин Сергей Николаевич
  • Абдулов Сергей Владимирович
RU2690653C1
Коробка передач 1985
  • Грушецкий Виктор Федорович
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Терехов Александр Сергеевич
  • Шпитко Георгий Николаевич
SU1283123A1
Планетарная коробка передач 1983
  • Альгин Владимир Борисович
  • Грицкевич Вацлав Владимирович
  • Косткин Олег Львович
  • Меленцевич Владимир Петрович
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
  • Цитович Игорь Сергеевич
  • Шейнкер Израиль Гильевич
SU1128026A1
Бесступенчатая коробка передач 2023
  • Долматов Игорь Александрович
RU2806843C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2002
  • Некрасов В.И.
RU2217326C1
СООСНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 10R2 2016
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Иванкив Михаил Михайлович
RU2621403C1
Планетарная коробка передач 10R4 со сдвоенным сцеплением 2016
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
  • Гулезов Сергей Сергеевич
RU2721229C2

Реферат патента 1987 года Коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к трансмиссии транспортных машин. Цель изобретения - повышение коэффициента полезного действия коробки передач (КП) за счет уменьшения количества шестерен внешнего зацепления и применения простых трех- позиционных муфт. Для этого в корпусе 8 КП соосно расположены валы, входной 1 и выходной 22, а также валы планетарного механизма. Муфта 2 на входе КП соединяет входной вал 1 с шестерней 3 привода промежуточного вала 6 или с валом 4 солнечной шестерни или обеспечивает нейтральное положение. Муфты 7, 11, 18 на промежуточном валу выборочно останавливают элементы планетарного механизма относительно корпуса 8 КП. Муфта 21 на выходе КП выборочно соединяет один из элементов планетарного механизма с выходным валом 22. 2 з.п.ф-лы. 1 ил. со 00 4 СО

Формула изобретения SU 1 318 437 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1318437A1

Коробка передач транспортного средства 1984
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Терехов Александр Сергеевич
  • Шпитко Георгий Николаевич
SU1150106A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 318 437 A1

Авторы

Некрасов Владимир Иванович

Терехов Александр Сергеевич

Шпитко Георгий Николаевич

Даты

1987-06-23Публикация

1986-01-02Подача