Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для опор валов в машилах и механизмах, работающих с большими частотами врашения.
Цель изобретения - увеличение долговечности путем обеспечения регулирования частоты врашения внутреннего кольца шарикоподшипника.
На фиг. 1 представлена конструкция высокооборотной комбинированной опоры для реализации предлагаемого способа; на фиг. 2 - графические зависимости, показы- ваюш,ие изменение момента сопротивления шарикоподшипника и момента трения конического ГСП в зависимости от частоты вра- ш,ения подшипников при различных рабочих жидкостях в гидростатическом подшипнике (ГСП).
Опора (фиг. 1) содержит конический ГСП 1, шариковый подшипник 2 и промежуточный элемент 3 с коническим торцом, обращенным к гидростатическому подшипнику 1. Конический ГСП 1 центрируется с валом 4, удерживается от осевого перемещения гайкой 5 и размещается в полости 1, образованной корпусом 6 и крышкой 7. Полость ГСП I сообщается с полостью Ш, образованной средней крышкой 8 и задней крышкой 9, через радиальный зазор 10 между промежуточным элементом 3 и валом 4.
Шарикоподшипник 2 центрируется на промежуточном элементе 3, удерживается от осевого смещения гайкой 11 и расположен в полости П, которая образована корпусом 6 и средней крышкой 8. Уплотнения 12 и 13, расположенные в крышках 7 и 9, исключают перетекание жидкости из полости 1 и Ш в атмосферу, а уплотнение 14 в крышке 8 предотвращает перетекание жидкости из полости П в полость Ш и обратно.
Уплотнения 15, расположенные в корпусе 6 опоры исключают перетекание жидкости из полости 1 в полость П и обратно.
В корпусе 6, крышках 7-9 выполнены дренажные отверстия 16-20 соответственно. Наклонные отверстия 21 в гидростатическом подшипнике 1 закрываются технологическими заглушками 22. Полость кольцевой проточки 23 гидростатического подшипника 1 герметизируется уплотнениями 24 и 25. Камеры 26 гидростатического подшипника 1 сообщаются через наклонные отверстия 21, радиальные каналы 27 с осевым каналом 28, по которому осуществляется подвод жидкости в ГСП. В среднюю крыщку 8 ввернуты форсунки 29. В корпусе 6 и средней крышке 8 выполнены сливные отверстия 30-32.
Опора работает следующим образом.
При недостаточном давлении масла в системе питания ГСП и малой частоте вращения вала 4 гидростатический подшипник 1 под действием осевой силы Fa плотно
прижат к коническому торцу промежуточного элемента 3. В этом случае конический ГСП 1 и промежуточный элемент 3 вращаются вместе с одинаковой скоростью, как
жесткий вал. При увеличении частоты вращения вала 4 давление жидкости в карманах 26, поступающей туда по каналам 28, 27 и 21, увеличивается за счет центробежных сил. При- этом между коническим ГСП
,4 1 и промежуточным элементом 3 образуется зазор А, в котором образуется масляная пленка, способствующая проскальзыванию промежуточного элемента 3 и жестко связанного с ним внутреннего кольца щарико- подшипника 2 относительно конического гид5 ростатического подшипника 1. Внутреннее кольцо шарикоподшипника 2 вращается со скоростью, составляющей часть от скорости вращения вала 4.
Для смазки и охлаждения шарикоподшипника 2 необходимо дорогостоящее масло
типа МК-8, которое подается через форсунки 29.
В качестве рабочего тела для гидростатического подшипника можно использовать любые жидкости (теплоносители, топливо,
5 химические реагенты и т.д.) с различными вязкостями.
Масло, проникающее через уплотнения 12-15, сливается через дренажные отверстия 16-20 в атмосферу или в нагнетающие магистрали. Жидкости из полостей 1,
0 II и III сливаются через отверстия 30, 31 и 32. При наличии изолированных друг от друга полостей I и II, в которых расположены конический гидростатический подшипник 1 и шарикоподшипник 2, можно путем подбора жидкостей с различными вязкостями
5 изменять скорость промежуточного элемента 3 и связанного с ним внутреннего кольца шарикоподшипника 2 относительно заданной скорости конического ГСП 1 и жестко связанного с ним вала 4.
На фиг. 2 представлен график 2, построенный для шарикоподшипника по экспериментальным данным, полученным при испытании комбинированной опоры.
В комбинированной опоре момент со- 5 противления шарикоподшипника является моментом трения ГСП и относительная скорость подшипников обуславливается точкой их совместной работы, получаемой пересечением графиков моментов, построенных в функции частот вращения (фиг. 2). В, точке 0 пересечения графиков. 1 и 2 с использованием в обоих подшипниках масла МК-8 скорость внутреннего кольца шарикоподшипника пвн.к 4800 об/мин.
Используя в ГСП воду (график 3), керосин Т-1 (график 4) и дизельное топли- 5 во (график 5) при том же масле МК-8 в шарикоподшипнике, получаем в точках пересечения графиков пвн.к 2800, 3000 и 3800 об/мин.
Использование в гидростатическом подшипнике в качестве рабочих тел жидкостей с различными вязкостями при неизменном масле в шарикоподшипнике позволяет экономить дорогостоящее масло, которое необходимо для шарикоподшипника в комбинированной опоре, расширить диапазон регулирования частоты вращения внутреннего кольца шарикоподщипника за счет подбора жидкостей с различными вязкостями для гидростатического подшиника. Уменьшение пвн.к. щарикоподшипника позволяет увеличить его долговечность.
Формула изобретения
Способ настройки высокооборотной комбинированной опоры вала с шариковым и
гидростатическим подшипниками, включа- юший подачу рабочей среды в составляющие опору подшипники, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности путем обеспечения регулирования частоты вращения внутреннего кольца шарикоподшипника, для питания каждого из подшипников используют рабочую среду с разной вязкостью.
/.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комбинированная опора вала | 1991 |
|
SU1812356A1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус задней опоры вала ротора, элемент вала ротора, полифункциональный внешний стяжной элемент вала ротора, соединительный элемент вала ротора, корпус подшипника задней опоры вала ротора | 2016 |
|
RU2614029C1 |
Комбинированная опора вала | 1987 |
|
SU1467262A1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ГИБРИДНАЯ ОПОРА | 2007 |
|
RU2346192C1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус опоры вала ротора и корпус шарикоподшипника опоры вала ротора | 2016 |
|
RU2614020C1 |
Комбинированная опора вала | 1982 |
|
SU1035311A1 |
ПОДШИПНИКОВАЯ СИСТЕМА И ПОДШИПНИКОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВОЙ СИСТЕМЫ | 2010 |
|
RU2548307C2 |
ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ | 2012 |
|
RU2557846C2 |
Многофазный лопастной насос | 2021 |
|
RU2773263C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614708C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для опор валов в машинах и механизмах, работающих с большими частотами врашения. Целью изобретения является увеличение долговечности путем обеспечения регулирования частоты вращения внутреннего кольца шарикоподшипника. Опора содержит конический гидростатический подшипник (ГСП) и шарикоподшипник, расположенные в изолированных один от другого полостях, каждая из которых имеет автономную систему подвода и отвода жидкости. Для питания каждого из подшипников используют рабочую среду с разной вязкостью. При повышении давления в маслосистеме и увеличении частоты вращения вала в работу вступает ГСП и внутренее кольцо шарикоподшипника вращается с меньшей скоростью, чем скорость вала, в зависимости от вида применяемой жидкости в ГСП. 2 ил. со 1чЭ О сл J 00
М,н-м
г
I
108
,мин
Составитель Т, Хромова
Редактор Н. ГорватТехред И. ВересКорректор Н. Король
Заказ 2640/39Тираж 759Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Л1осква, Ж-35, Раушская нас., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
в ,oS/MUH
61/
г
о
Комбинированная опора вала | 1982 |
|
SU1035311A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-06-30—Публикация
1985-06-17—Подача