Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для опор валов в машинах и механизмах, работающих с большими частотами вращения валов.
Цель изобретения - повышение безопасности работы опоры при ее использовании в роторе ГГД.
На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство - разрез общего вида опоры: на фиг. 2 - графические зависимости, построенные по результатам экспериментов, пока- зывающие изменение температуры шарикоподшипника комбинированной опоры в зависимости от Частоты вращения вала при разных режимах охлаждения.
Предлагаемая комбинированная опора вала, представленная на фиг. 1. содержит гидростатический подшипник 1 с каналами подвода 1 рабочей жидкости под давлением к нему, авиационный шарикоподшипник 2 с рабочими полостями II. Ill и промежуточный
элемент 3 с обращенным к гидростатическому подшипнику 1 коническим торцем.
Гидростатический подшипник 1 смонтирован на цапфе вала 4 и удерживается от осевого перемещения гайкой 5. Несущие карманы 6 гидростатического подшипника 1 через жиклеры 7, каналы 8 сообщаются с каналами I подвода рабочей жидкости под давлением гидростатического подшипника 1. Выходы каналов 10 каналов подвода рабочей жидкости под давлением гидростатического подшипника 1 закрыты технологическими заглушками 11.
Шарикоподшипник 2 расположен корпусе 12 опоры, соосно установлен гидростатическому подшипнику 1 на охватывающем цапфу вала 4 с зазором промежуточном элементе 3 с обращенным к гидростатическому подшипнику 1 коническим торцем и удерживается от осевого перемещения гайкой 13 и крышкой 14.
Полость It шарикоподшипника 2 сообщается с каналами I подвода рабочей жид00
к со ел о
кости под давлением гидростатического подшипника 1 через каналы 15 и жиклеры
16. а полость III шарикоподшипника 2 через форсунки 17 имеют связь с автономной системой подачи жидкости.
Корпус 12 комбинированной опоры закрывается крышками 14 и 18, которые имеют уплотнения 19 и 20. Полость кольцевой проточки 21 герметизируется с помощью уплотнений 22 и 23. Крепление корпуса 12 опоры к корпусу 24 двигателя осуществляется через отверстия 26 в корпусе 12.
Опора работает следующим образом.
При малой частице вращения вала 4 гидростатический подшипник 1 плотно прижат к промежуточному элементу 3 и они вращаются как одно целое. Величина зазора в ГСП (Згсп 0 и частоты вращения внутреннего кольца шарикоподшипника 2 и вала А при этом равны. Охлаждение шарикоподшипника 2 осуществляется жидкостью, которая поступает к нему через.форсунки 17 из автономной системы охлаждения, а также жиклеры 16 из каналов 1 подвода рабочей жидкости под давлением гидростатического подшипника 1. Температура шарикоподшипника 2 при подаче охлаждающего масла через форсунки 17 (дм.шп. 190 кг/ч) и дополнительно через жиклеры 16 изменяется по графической зависимости 1 (кривая со значком х) на фиг. 2.
Увеличение частоты вращения вала 4 приводит к росту давления жидкости в несущих карманах 6 ГСП 1. Это приводит к появлению зазора 3гсп между ГСП 1 -и промежуточным элементом 3, что способен вует проскальзыванию промежуточного элемента 3 и внутреннего кольца, шарикоподшипника 2 относительно ГСП 1 и вала 4. С появлением зазора 5гсл начинает расход жидкости через ГСП 1. С момента вступления в работу гидростатического подшипника 1 (пв 6000 об.мин.1) температура шарикоподшипника 2 за счет срабатывания части оборотов на гидростатическом подшипнике 1 и дополнительного масла, посту лающего к шарикоподшипнику 2 через зазор бгсп. изменяется по графику 2 (значок /5). Например, при (пв 10 000 об. мин.1 температура шарикоподшипника 2tn на 40°С ниже температуры, показанной на графике 1 фиг, 2 при тех же условиях.
В аварийной ситуации, когда вышла из строя автономная система охлаждения шарикоподшипника 2 (забились форсунки 17, обрыв трубопровода и т.д.) и жидкость прекращает поступать к нему через форсунки
17. а гидростатический подшипник 1 еще не вступил в работу (пв 6000 об.мин ), т.е.
зазор 5гсп 0, температура шарикоподшипника 2 возрастает до 90°С (график 3 на фиг. 2). В нашем решении представлены графики, показывающие изменение температуры
шарикоподшипника tn°C по оборотам, при температуре охлаждающего масла (МК-8) на входе Т.М.БХ 30°С. В реальных же двигателях температура охлаждающей жидкости на входе в подшипник составляет т,м.вх 7090°С. Температура шарикоподшипника в этом случае, при пв 6000 об.мин 1, составляла бы in- 115... 135°С (выше температуры отпуска его деталей tn - 120°C), а это может привести к потере его работоспособности
5 из-за недопустимых изменений вследствие термических расширений посадок колец подшипника и его расчетных внутренних зазоров.
Применение дополнительных каналов
0 15 в ГСП 1 позволит поступать жидкости из каналов I подвода рабочей жидкости под давлением гидростатического подшипника в полость II шарикоподшипника 2. Эта жидкость охлаждает шарикоподшипник 2 в мо5 мент выхода из строя автономной системы (о,м.шп 0) до вступления в работу ГСП 1 (дм.гсп 0), т.е. до достижения частоты вращения вала пв 6000 об.мин , Поддерживая его температуру по графику 4 (фиг, 2), тем
0 самым сохраняет работоспосрбность шарикоподшипника 2. При 6000 об.мин и далее работает ГСП 1, тогда температура шарикоподшипника 2 будет изменяться по кривой 4 (штриховая линия) фиг. 2.
5 Предлагаемая комбинированная опора применительно к авиационным ГТД, состоящая из шарикоподшипника 2 и конического ГСП 1, с Перераспределением скоростей между ними, включающая три системы ох0 лаждения, позволит повысить надежность и безопасность работы авиационного шарикоподшипника 2, а дополнительные каналы 15 и жиклеры 16, а также использование насосного эффекта вала, позволяет сохра5 нить его работоспособность в аварийной ситуации в случае отказа автономной системы и до момента вступления в работу ГСП (пв 6000 об.мин график 2, 4 фиг. 2). Форму л а изобретения
0 Комбинированная опора вала, содержащая смонтированный на цапфе вала гидростатический подшипник с каналами подвода рабочей жидкости под давлением в его несущие карманы и шарикоподшипник.
5 соосно установленный с гидростатическим
на охватывающем цапфу вала с зазором
промежуточном элементе с обращенным к
гидростатическому подшипнику кониче. ским торцом, отличающаяся тем, что,
. с целью повышения безопасности в работе
опоры при ее использовании в роторе ГТД, она снабжена выполненными в гидростатическом, подшипнике дополнительными каналами с жиклерами, соединяющими
рабочую полость шарикоподшипника с основными каналами подвода рабочей жидкости под давлением гидростатического подшипника.
Фиг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ настройки высокооборотной комбинированной опоры вала | 1985 |
|
SU1320548A1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ГИБРИДНАЯ ОПОРА | 2007 |
|
RU2346192C1 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРИВОД С ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2023 |
|
RU2812551C1 |
РОЛИКО-ЛОПАСТНАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2253735C2 |
Гидростатический подпятник | 1973 |
|
SU557214A1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус опоры вала ротора и корпус шарикоподшипника опоры вала ротора | 2016 |
|
RU2614020C1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус задней опоры вала ротора, элемент вала ротора, полифункциональный внешний стяжной элемент вала ротора, соединительный элемент вала ротора, корпус подшипника задней опоры вала ротора | 2016 |
|
RU2614029C1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), цилиндрическая составляющая вала ротора, внешний стяжной элемент вала ротора | 2016 |
|
RU2614018C1 |
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРУЕМАЯ ИЗМЕНЕНИЕМ НАПОЛНЕНИЯ | 2012 |
|
RU2523338C2 |
АКСИАЛЬНО-ПЛУНЖЕРНЫЙ НАСОС | 2000 |
|
RU2190125C2 |
Использование: в газотурбинных двигателях. Сущность: в комбинированной опоре рабочая полость шарикоподшипника сообщена каналами с .жиклерами с каналами подвода рабочей жидкости под давлением в гидростатическом подшипнике. Шарикоподшипник смонтирован на промежуточном элементе с обращенным к гидростатическому подшипнику коническим торцом, Промежуточный элемент охватывает цапфу вала с зазором. Такое выполнение обеспечивает подачу рабочей жидкости в рабочую полость шарикоподшипника для его охлаждения до вступления в работу гидростатического подшипника. 2 ил.
Комбинированная опора вала | 1982 |
|
SU1035311A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-04-30—Публикация
1991-01-22—Подача