Изобретение относится к тренажерам операторов систем управления и может быть использовано для обучения операторов систем управления.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера.
На чертеже представлена функциональная cxeivra устройства для обучения операторов систем управления.
Устройство содержит регистр 1 адреса, блок 2 памяти, регистр 3 микрокоманды, второй элемент ИЛИ 4, группу элементов ИЛИ 5, панель 6 индикации и панель 7 органов управления, блок 8 сравнения, первый 9 и второй 10 элементы И, триггер П, счетчик 12, блок 13 сравнения, регистр 14 числа, первый элемент ИЛИ 15, третий элемент ИЛИ 16, регистр 17 адреса, блок 18 памяти, пульт 19 оператора.
Регистры 1 и 17 предназначены для задания управляющих составляющей основного и аварийного алгоритмов деятельности оператора соответственно. Они содержат столько ячеек, сколько элементарных операций в соответствующих алгоритмах деятельности. Выходы ячеек регистров 1 и Г/ являются адресными входами блоков 2 и 18 памяти.
Блок 2 предназначен для хранения в виде микрокоманд данных о каждой операции основного алгоритма управления, блок 18 - для хранения данных об операциях алгоритма устранения неисправности, возникшей в ходе выполнения основного алгоритма управления. Каждая микрокоманда микропрограммы содержит две микрооперации. В первой хранится код органа панели 6, который изменяет свое состояние в данной операции алгоритма управления, а во второй - код органа панели 7, на который оператор обязан воздействовать в данной операции алгоритма.
Регистр 3 хранит микрокоманду, соответствующую текущей операции алгоритма, выполняемого оператором.
Панели 6 и 7 являются физической моделью пульта 19 оператора реальней АСУ, на котором он выполняет алгоритм управления. Блок 8 предназначен для оценки безошибочности действий оператора, выполняемых с помощью органов панели 7.
Элементы И 9 и 10 выполняют функции коммутирующих устройств по выбору блоков 2 и 18 памяти соответственно для выдачи оператору данных либо об основном алгоритме управления, или об аварийном алгоритме.
Триггер 11 управляет выбором соответ- ствуюш,его алгоритма деятельности оператора.
Счетчик 12 предназначен для подсчета числа выполненных операций основного алгоритма управления.
Блок 13 служит для определения момента возникновения неисправности, после ко
5
торого оператор обязан приступить к выполнению аварийного алгоритма.
Регистр 14 предназначен для задания инструктором обучения номера операции, на Которой происходит «неисправность.
Устройство работает следующим образом.
Перед включением устройства конструктор производит запись в регистр 14 числа, соответствующего номеру операции основного алгоритма, на которой происходит «не- исправность, после которой обучающийся оператор должен перейти к выполнению алгоритма ее устранения. С включением устройства из регистра 1 выбирается адрес микрокоманды в блоке 2, соответствующий первой операции ,изучаемого алгоритма деятельности. Данная .микрокоманда переписывается через элементы 5 в регистр 3, откуда содержимое первой микрооперации поступает на панель бив соответствии с кодом органа, записанным 0 в первой микрооперации, он изменяет свое состояние. Оператор, восприняв данное изменение состояния органа индикации панели 6, вырабатывает соответствующее управляющее воздействие с помощью органа панели 7, сигнал с выхода которой поступает на вход блока 8, и в случае совпадения с кодом требуемого органа, поступившим из второй микрооперации микрокоманды по другим входам блока 8, выдает сигнал на его выходе. Данный сигнал поступает на входы первого 9 и второго 10 элементов И, первый из которых открыт сигналом с выхода триггера И, поскольку он переведен в единичное состояние сигнало.м с выхода регистра через элемент 4. Сигнал с выхода элемента 9 поступает на счетчик 12 и на вход элемента 15. Описанный процесс повторяется по всем последующим операциям алгоритма управления до тех пор, пока число операций, подсчитанных счетчиком 12, не совпадает с числом, записанным в регистре 14. В случае совпадения кодов указанных чисел на выходе блока 13 появляется сигнал, который переводит триггер 11 в нулевое состояние и через элемент 16 и регистр 17 производит выбор в блоке 18 микроко.манды, соответствующей г возникновению неисправности объекта управления. Данная микрокоманда через элементы 5 поступает в регистр 3 и производит смену операции органов панели 6, соответствующую возникшей ситуации. В случае правильного принятия решения по данной ситуации оператор воздействует на требуемый орган управления и с выхода блока 8 сигнал поступает через элемент 10 на вход элемента 16 и производит выбор адреса микрокоманды, соответствующей следующей операции «аварийного алгоритма.
Данный процесс продолжается до успешной отработки оператором всего «аварийного алгоритма, и в этом случае сигнал с последней (правой) ячейки регистра 17
0
5
0
0
5
поступает на вход элемента 15. С выхода данного элемента через регистр 1 выбирается адрес микрокоманды, соответствующий операции, следующей в основном алгоритме за операцией, на которой произощла «неисправность.
Сигналом с выхода регистра 1 триггер 11 снова переводится в единичное состояние, а сигнал с его выхода открывает элемент 9 для продолжения выдачи информации оператору об основном алгоритме управления. Устройство функционирует до успешного завершения оператором основного алгоритма управления.
Использование изобретения позволяет расширить дидактические возможности за счет повышения качества подготовки операторов к выполнению алгоритмов управления с учетом возникновения возможных неисправностей в объектах управления на любой, заданной заранее, операции алгоритма деятельности.
Формула изобретения
Устройство для обучения операторов, содержащее первый регистр адреса, вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, а выходы - с соответствующими адресными входами первого блока памяти, первый блок сравнения, входы первой группы которого подключены к соответствующим выходам пульта оператора, а входы второй группы - к выходам первой группы регистра микрокоманды, выходы второй группы которого соединены с соответствующими входами пульта оператора.
0
счетчик, входы которого подключены к соответствующим входам первой группы второго блока сравнения, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены группа элементов ИЛИ, первые входы и выходы которых соединены с соответствующими входами первого блока памяти и соответствующими входами регистра микрокоманды соответственно, второй блок памяти, выходы которого подключены к вторым входам соответствующих элементов ИЛИ группы, второй элемент ИЛИ, входы которого соединены с соответствующими выходами первого регистра адреса, регистр
5 числа, выходы которого подключены к соответствующим входам второй группы второго блока сравнения, третий элемент ИЛИ, первый вход которого соединен с выходом второго блока сравнения, триггер, / -вход и Р-вход которого подключены к выходам
0 соответственно второго элемента ИЛИ и второго блока сравнения, первый и второй элементы И, первые входы которых соединены с выходом первого блока сравнения, а вторые входы - с прямым и инверс5 ным выходами триггера соответственно, и второй регистр адреса, вход которого подключен к выходу обратного элемента ИЛИ, выходы - к соответствующим входам второго блока памяти, а один из выходов - к первому входу первого элемен0 та ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом первого элемента И, подключенным к входу счетчика, второй вход третьего элемента ИЛИ соединен с выходом второго элемента И.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения операторов | 1988 |
|
SU1509972A1 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1492366A1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1411801A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1661820A2 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1683049A1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1786499A1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1336084A1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1437897A1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1388934A1 |
Устройство для задания программы обучения | 1985 |
|
SU1320830A1 |
Изобретение относится к тренажерной технике и может быть использовано для обучения операторов систем управления. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Сущность изобретения основана на создании возможности выполнения оператором в процессе обучения как алгоритма устранения неисправности (резервирование подсистемы и пр.), так и основного алгоритма управления. Цель достигается тем, что в устройство, содержащее регистр 1 адреса, блок 2 памяти, регистр 3 микрокоманды, блок 8 сравнения, пульт 19 оператора, элемент ИЛИ 15, счетчик 12, введены группа элементов ИЛИ 5, элементы И 9, 10, элементы ИЛИ 4, 16, триггер 11, блок 13 давления, регистр 14 числа, регистр 17 адреса, блок 18 памяти. 1 ил. S (Л со ю о 00 со 00
Тренажер для обучения операторов систем управления | 1973 |
|
SU449364A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1980 |
|
SU918962A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-06-30—Публикация
1986-02-04—Подача