(54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер операторов систем управления | 1976 |
|
SU634352A1 |
Тренажер операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU991482A1 |
Тренажер оператора автоматизированных систем управления | 1982 |
|
SU1132302A1 |
Тренажер для поездного диспетчера | 1990 |
|
SU1791257A1 |
Тренажер оператора систем передачи информации с обратной связью | 1982 |
|
SU1068972A1 |
Автоматизированный класс для обучения и контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU723651A1 |
Тренажер оператора вычислитель-НыХ уСТРОйСТВ | 1979 |
|
SU798956A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора системы управления | 1977 |
|
SU693425A1 |
Тренажер оператора систем управления | 1977 |
|
SU732974A1 |
УСТРОЙСТВО для ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ | 1966 |
|
SU184019A1 |
1
г Изобретение относится к области автоI матики и вычислительной техники в частности к техническим средствам для группового и индивидуального обучения операторов aвтo faтизиpoвaнныx систем управления и контроля за обучением.
Известные технические средства обучения и контроля за обучением операторов автоматизированных систем управления обладают ограниченными возможностями
при реализации большого числа алгоритмов работы операторов. Кроме того, они требуют различных конструктивных И схемных доработок при необходимости введения непредусмотренных заранее задач и отдельных операций, а также не обеспечигвают достоверности опенок.
Целью изобретения является создание универсального тренащ.ера с использованием ЦВМ, позволяющего производить обучение по адаптивным программам и объективно проводить контроль за обучением операторов, т. е. повысить эффективность обучения.
1 Эта цель достигается тем, что в трена
жере блок моделирования системы управления соединен через блок преобразования информации с ЦВМ, подключенной к блоку команд и индикации и блоку задания неисправностей.
Это позволяет эффективно синхронизировать весь комплекс обучения и контроля.
Блок-схема предлагаемого устройства представлена на чертеже.
Тренажер состоит из пультов обучаемых 1 и преподавателя 2, блока моделирования системы управления 3, блока команд и индикации 4, блока памяти и регистрации 5, блока Задания неисправностей 6 , ЦВМ 7 и блока преобразования информации 8.
Пульт преобразователя 2 служит для дистанционного управления индивидуальными пультами обучаемых 1, блоком моделирования системь управления 3, блоком задания неисправностей 6, ЦВМ 7, блоком команд и индикации 4. На пульте преподавателя 2 отображаются ход обучения и ошибки операторов, а также пред ставляется функциональная схема изучаемой системы автоматического управления осуществляется набор неисправностей и индицируется характер и место неисправностей в изучаемой системе. Таким образом, состояние, в котором находится аппаратура, а также ход учебного процесса полностью отражены на пульте преподавателя 2, с которого в любое время можно корректировать ход занятия. Блок задания неисправностей 6 представляет собой логический узел, выходы которого соединены с входами блока моделирования системы управления 3 и ЦВМ 7. При обучении операторов на заключительном этапе обучения для исключения субъективного подхода преподавателя к оценке каждого оператора блок задания неисправностей 6 производит генерирован случайных чисел, которые определяют коды неисправностей в системе. Управлени блоком 6 осуществляется также и от ЦВМ 7 в соответствии с программой обучения. Блок преобразования информации 8 пре ставляет собой блок логических элементо служащих для согласования выходов блока моделирования системы управления 3 с входами ЦВМ 7, работающей в мультипрО1 раммном режиме в реальном масштаб времени. Память и быстродействие ЦВМ позволяют использовать ее при обучении больших групп операторов. В память маш ны заложены обучающие программы и инструкции по отысканию и устранению не исправностей в системе. Блок памяти и регистрации 5 хранит информацию о процессе обучения. Он содержит печатающее устройство для записи всех ошибок операторов, времени выполне ния операций, процентного соотношения правильных и неправильных ответов, а та же количественных и качественных характеристик, необходимых для внесения коррекции в процесс обучения. Блок команд и индикации 4 представля ет собой комплекс узлов для представления информации, таких как программный магнитофон, оптико-проекционная, электронно-акустическая аппаратура и коммути рующие элементы для выдачи информации на пульте обучаемых 1 И преподавателя 2 Обучение с помощью тренажера прово дится следующим образом. Преподаватель с пульта 2 вводит в блок моделирования системы управления 3 начальные условия, соответствующие исходному состоянию системь в соответствии с задачами тренажа. Затем включается блок команд и индикайии 4, который выдает пояснительную часть занятия и команду на начало работы. По этой команде обучаемые начинают отра1батьшать соответствующие операции на блоке моделирования системы управления 3, изменение состояния которого через блок преобразования информации 8 вводится в ЦВМ 7, производящей анализ в соответствии с программой идеального оператора. Информация о правильных ответах поступает в блок памяти и регистрации 5, а также в блок команд и индикации 4, с выхода которого она передается на пульты 1 и 2. При наличии отклонений от программы идеального оператора ЦВМ 7 анализирует их и в зависимости от числа ошибок операторов и значимости этих ошибок обучаемым вьщается зрительная и слуховая информация одновременно (синхронно). Эта информ ация в зависимости от качества ответа может с оде ржать наводящую подсказку или разъяснение с показом правильности выполнения операции, или ссылку на соответствующие материалы для повторения, а также дополнительные вопросы, на которые обучаемые должны ответить с помощью пульта 1. В сзависимости от степени усвоения материала (точности и скорости работы на аппаратуре) выставляется оценка и на блок 5 выдается вся информация о проведенном занятии: места ошибок, процент правильных ответов обучаемых, время выполнения операций и другая информация, необходимая для статистической обработки и корректировки учебного процесса. Кроме того, ЦВМ 7 программным путем определяет ошибки из-за неисправностей тренажера, что повышает эффективность обучения. Преподаватель с пульта 2 управляет всем ходом учебного процесса, следит за правильностью выполнения операций и в зависимости от цели занятия может вводить соответствующие неисправности или создавать аварийные ситуации в изучае- мой системе управления с помощью блока задания неисправностей 6, которым может управлять ЦВМ 7. При этом сложность вводимых неисправностей в аппаратуре регулируется ЦВМ 7 и выдается операторам, исходя из анализа их ответов.
Предмет изобретения
Тренажер для обучения операторов систем управления, содержащий последова- тельно соединенные пульты обучаемых и преподавателя, подключенные к блоку моделирования системы управление и к блоку команд и индикации, соединенному с блоком пактяти и регистрации, а также
блок задания неисправностей, соединенный с пультом преподавателя и с блоком моделирования системы управления, цифровую вычислительную машину, подключенную к пульту. преподавателя и к блоку памяти и регистрации, и блок преобразования информации, отличающийся тем, что, с целью обучения операторов по адаптивным программам, в нем блок моделирования системы управления соединен через блок преобразования инфор1 ацни с цифрово вычислительной машиной, подключенной к блоку команд и индикации и к блоку задания неисправностей.
, ,, ...(
Авторы
Даты
1974-11-05—Публикация
1973-07-04—Подача