Пульт управления для вспомогательных устройств автомобиля Советский патент 1987 года по МПК B60K37/00 

Описание патента на изобретение SU1321365A3

Изобретение относится к пульту управления для вспомогательных устройств автомобиля, в частности обеспечивающего возможность быстрого и легкого манипулирования большим числом органов управления для вспомогательных устройств автомобиля, таких как световые приборы, указатели напра- вления очистители ветрового стекла, омыватели ветрового стекла, звуковой сигнал и т.д., без необходимости для водителя снимать руки с рулевого колеса, кроме того, обеспечивающего компактную группировку органов управлени за рулевым колесом таким образом;, чтобы рулевое колесо защищало водителя от ранения о выступающие части органов управления в случае столкновения, а также исключение выступов на приборном щитке автомобиля для обеспечения возможности использования его для других целей, например в качестве полки.

Цель изобретения - упрощение конструкции.

На фиг.1 показан первый вариант пульта управления, объединенного с рулевым колесом автомобиля, общий вид; на фиг.2 - то же, вид, спередиj на фиг.З - то же, правый блок; на фиг.4 - то же, левый блок; на фиг.5 осевой разрез части левого блокад на фиг.6 - осевой разрез части правого блока управления и части опорной конструкции для блока; на фиг. 7- механизм управления указателями направлений автомобиля, общий вид; на фиг.8 - механизм управления указателями направления автомобиля во втором рабочем положении, обЕ1ИЙ вид на фиг.9 - предохранительные устройства двух блоков управления; на фиг,10 - первый тип кольца управления одного из блоков управления и связанное с ним предохранительное устройство в первом рабочем положении, общий вид; на фиг.11 - то же, ао втором рабочем положении; на фиг. 1 2 второй тип кольца управления и предохранительное устройство в первом рабоч ем положении, общий вид; на фиг.13 - то же, во втором рабочем положении; на фиг. 14 - центральная опорная конструкция пульта управления, показанного на фиг.1 и 2, общий вид в разобранном состоянии на фиг.15 - вариант-исполнения центральной опорной конструкции пульта, общий вид в разобранном состоянии, на фиг.16 - второй вариант пульта управления, объединенного с рулевым колесом автомобиля, вид спереди нафиг.17то же, вид сверхуi на фиг.18 - третий вариант пульта управления, объединенного с рулевым колесом автомо- - биля, общий вид; на фиг.19 - разрез А-А на фиг .18; на фиг.20 - пульт управления в соответствии с четвертым вариантом, общий вид на фиг.21 - разрез Б-Б на фиг,20.

На фиг.1 и 2 показан в сборе на автомобиле пульт управления, содержащий кожух 1, например, из пластмассы, который охватывает (закрывает) часть вала (не показан) рулевого управления за рулевым колесом 2.

К кожуху 1 прикреплены правьй и левый продолговатые блоки 3 и 4 управле- , НИН, выступающие от упомянутого кожуха с противоположных сторон рулевой колонки автомобиля. Угловое положение блоков 3 и 4 можно регулировать, но

на фиг.1 и 2 блоки показаны в их

центральном положении, в котором они отходят от кожуха 1 симметрично по общей горизонтальной оси, перпендикулярной к продольной оси рулевой колонки, несущей рулевое колесо 2, и в той же горизонтальной плоскости, в которой расположен горизонтальный диаметр рулевого колеса.

Близко к кожуху 1 под правым блоком 3 управления установлен замок 5 зажигания с блокирующим рулевое управление противоугонным устройством. Оба блока 3 и 4 управления расположены сразу же за ободом рулевого

колеса 2 так что рулевое колесо действует как щит, предохраняющий водителя от ранения выступающими частями, блоков 3 и 4 в случае столкновения. К кожуху 1 неподвижно прикреплены

две ножки 6 и 7, несущие, на себе правый и левьш блоки 8 и 9 сгруппированных приборов и указателей. Корпуса блоков 8 и 9 могут быть выполнены, например, из пластмассы. Оба блока

8 и 9 имеют каждый свой основной циферблат 10 и 11, соответственно. В изобретении циферблат 10 - это счетчик числа оборотов, а циферблат-11 - объединенные одометр и тахометр. В

циферблаты 10 и 11 могут быть также встроены другие указатели, такие как термометр со стрелкой для указания температур масла и воды, манометр со

3132

стрелкой для указания давления масла и вольтметр для указания состояния зарядки аккумуляторной батареи.

Каждый блок 8 и 9 имеет боковой выступ, лицевая поверхность 12 или

13, соответственно, которого обращена в сторону водителя и несет на себе группу индикаторных лампочек для указания рабочего состояния соответствующих вспомогательных устройств автомобиля, например включения световых приборов (подфарники, дальний или ближний свет), отсутствия тормозной жидкости, включения ручного тормоза и т.д.

Расположение р,вух блоков 8 и 9 (фиг.1 и 2) и. соответственных по верх ностей 12 и 13 боковых выступов таково, что они все видны водителю через верхнюю часть рулевого колеса. Разме щение их на кожухе 1, а не на приборном щитке, исключает загромождение приборного щитка и приближает приборы ближе к глазам водителя.

Для блока 3 и 4 управления установлены на кожухе 1 посредством соответственных боковых опорных бобышек 14 и 15, симметрично прикрепленных к противоположным сторонам кожуха 1 .

Опорная бобышка 14 выполнена пустотелой и соединена с одним концом цилиндрического трубкообразного опорного элемента 16 (фиг.З) любыми подходящими средствами, но предпочтительно так, как описано ниже.

На трубкообразном элементе 16 установлены соосно в контакте друг с другом следующие элементы:

-широкое типа втулки опорное кольцо 17 с прикрепленным к нему кронштейном 18, на котором установлена индикаторная панель 19, несущая чувстви гельные к прикосновению органы управления и индикаторные лампочки;

-поворотное кольцо 20 управления с радиальным выступом 21 для ручного управления, например задними стеклоочистителями автомобиля, причем кольцо 20 снабжено перемещающимися вместе с ним подвижными контактами на торцовой поверхности его;

-неподвижный кольцеобразный эле- мент 22, имеющий неподвижные контакты на кольцевой торцовой поверхности его,обращенной в сторону кольца 20,

5

0

5

для взаимодействия с подвижными кон- тактами кольца 20;

-второе поворотное кольцо .23 управления с вторым радиальным выступом 24, кольцо 23 предназначено для управления, например, передними стек- no очистит елями и имеет перемещающиеся вместе с ним подвижные контакты

на его кольцевой торцовой поверхности, обращенной в сторону неподвижного элемента 22, для взаимодействия с неподвижными контактами на соседней поверхности элемента 22;

-третье поворотное кольцо 25 управления в виде барабана с накаткой, предназначенное, например, для управления аварийной мигающей сигнальной системой, кольцо 25 снабжено перемещающими вместе с ним подвижными контактами на кольцеовй торцовой поверхности;

-второй неподвижный кольцеобраз- ньш элемент 26, подобный кольцеобразному элементу 22, имеющий неподзиж5 ные контакты на своей торцовой поверхности, обращенной в сторону кольца 25, для взаимодействия с подвижными контактами кольца 25;

-четвертое поворотное кольцо 27 0 управления в виде барабана с накаткой, предназначенное для управления, например, правыми и левыми стояночными фонарями автомобиля; кольцо 27 имеет на своей торцовой поверхности,

5 обращенной в сторону кольцеобразного элемента 26, перемещающиеся вместе с ним подвижные контакты, предназ- -i наченные для взаимодействия с другими неподвижными контактами на сосед0 ней торцовой поверхности элемента 26,

-кнопочный выключатель 28, который может быть приведен в действие нажатием в направлении по оси трубкообразного элемента 16 в сторону

5 кожуха 1, и который может быть использован, например, для управления омывателем ветрового стекла.

Один из контактов, установленных на неподвижных кольцеобразных элементах 22 и 26, соединен с электрической схемой автомобиля, а другой - с соответствующим электрическим вспомогательным устройством посредством электрического провода, проходящего через продольную прорезь 29 в элементе 16, через трубкообразный элемент 16 и через пустотелую бобышку 14 в кожух 1.

0

Конструкция блока 4 управления, расположенного с левой стороны кожу.ха 1, показана на фиг.4 и соответствует конструкции блока 3,.показанного на фиг.3.

К пустотелой бобышке 15 кожуха 1 прикреплен второй трубкообразный опорньш элемент 30, на котором установлены в приведенной последовательности следующие элементы управления:

-широкое типа втулки кольцо 31, снабженное отверстием 32, в которое может быть вставлена с возможностью извлечения панель 33, несущая индикаторные лампочки для указателей на- правления и группу индикаторных лампочек, связанньгх с другими вспомогательными устройствами автомобиля;

-пятое поворотное кольцо 34 управления, снабженное третьим радиальным выступом 35 и предназначенное

для управления, например, указателями направления: кольцо 34 имеет на своей кольцевой торцовой поверхности подвижные контакты;

-третий неподвижный кольцеобразный элемент 36, имеющий на своей торцовой поверхности, соседней с кольцом 34, контакты для взаимодействия

с подвижными контактами кольца 34J

-кольцо 37 управления, установленное с возможностью поворота и смещения в осевом направлении и снабженное приводным выступом 38 и контактами на его кольцевой торцовой по- верхности, обращенной в сторону неподвижного элемента 36, для взаимодействия с неподвижными контактами

на соседней торцовой поверхности элемента 36; поворотом кольца обеспечи- вают управление переключением света автомобиля между тремя положениями, соответствующими включению подфарниЧ ков, ближнего света фар и дальнего 1 света фар;

-шестое поворотное кольцо 39 управления в виде барабана с накаткойi

-другой неподвижный кольцеобразный элемент 40;

-седьмое поворотное кольцо 41 управления в виде барабана;

-второй кнопочный выключатель 42, подобный выключателю 28 на фиг.З и предназначенный для управления звуковым сигналом.

Четвертый неподвижный кольцеобразный элемент 40 имеет на каждой торцовой кольцевой поверхности неподвижные контакты для взаимодействия с подвижными контактами на соответствующих соседних торцовых поверхностях колец 39 и 41, Посредством двух колец 39 и 41 управляют соответствующими вспомогательными устройствами, такими как нагревательный элемент для заднего окна автомобиля и вентилятор Системы вентиляции и отопления салона автомобиля.

Как и в блоке, показанном на фиг.З электрические провода для соединения неподвижных контактов с электросхемой автомобиля и с соответствующими вспомогательными устройствами проходят через продольную прорезь 43 в третий трубкообразный элемент 30.

Выступы 21, 24 и 35, 38 направлены вниз и/или в сторону главной плоскости рулевого колеса 2, как показано на фиг.2, и расположены за ободом рулевого колеса 2, Это позволяет водителю поворачивать кольца 25, 23, 34 и 37 пальцем, фактически не снимая рук с рулевого колеса.

Работа блоков управления описана нюке по отноа1ению к неподвижному элементу 36 и поворотному кольцу 37, (фиг.5), где подвижный контакт на кольце 37 обозначен позицией 44,

Перемещение выступа 38 кольца 37 в направлении стрелки А обеспечивает перемещение подвижного контакта 44 до соприкосновения с соответствующими неподвижньми контактами на кольцеобразном элементе 36, в результате чего происходит замыкание цепи ос}зещения фарами. Расположенная между кольцом 37 и кольцеобразным элементом 36 пружина (не показана) стремится отжать кольцо 37 от элемента 36 и разомкнуть цепь освещения. Таким образом, водитель может вызвать вспышку света фаз просто путем смещения пальцем выступа 38 и освобождения его.

Ниже (фиг,6) описана часть опорных конструкций для двух блоков 3 и 4 управления, причем описание проведено в отношении крепления блока 3 на бобышке 14, а крепление блока 4 - на бобышке 15 идентично с креплением блока 3,

Пустотелая бобышка 14 имеет кольцевую торцовую стенку 45 с наружной вог-нутой сферической поверхностью 46 и внутренней выпуклой сферической поверхностью 47, а соседний конец втулки 17 имеет выпуклую сферическую

поверхность 48, взаимодействующую с поверхностью 46, и цилиндрическую поверхность 49. Выступающий из упомянутого конца втулки 17 в пустотелую бобышку 14 трубкообразный опорный элемент 16 снабжен наружной винтовой резьбой 50, на которую навинчено снабженное соответствующей внутренней резьбой кольцо 51 с периферийным буртиком 52, причем между буртиком 52 и внутренней сферической поверхностью 47 стенки 45 размещена винтовая пружина 53. Втулка 17 упирается в осевом направлении в кольцевой уступ 54 на наружной поверхности трубкообраз- ного элемента 16.

Трубкообразный элемент 16 проходит через центральное отверстие 55 в торцовой стенке 45 пустотелой бобышки 14, имеющее диаметр намного больший, чем диаметр элемента 16. В результате получается радиальный зазор, обеспечивающий возможность изменения углового положения трубообразного элемента 16 и, следовательно, всего бло- 25 рот вала 62 рулевой колонки (т.е. в

направлении указываемого поворота автомобиля) и, следовательно, зуба 76, входящего в зацепление с плечом- собач :ой двуплечего рычага 74, в на30 правлении стрелки с вызывает поворот рычага 73 в положение, показанное на фиг.7 пунктирными линиями и обозначенное позицией 77, и осевое перемещение части 68 стержня, еще больше

J2 увеличивающее нагрузку на пружину 71, причем после прохождения зуба 76 плечо-собачка освобождается.

Пружина 78 кручения стремится повернуть кольцо 34 в нейтральное пока 3 управления относительно центральной оси бобьш1ки 14, что позволяет регулировать положение блока в соответствии с требованиями удобства для водителя автомобиля.

Для блокировки блока 3 в требуемом положении, после того как угловое йоложение его должным образом отрегулировано, в стенке 45 бобьпики 14 предусмотрен винт 56, который можно заворачивать или отворачивать снаружи бобышки 14 и который действует своим внутренним концом на зазубренный клин 57, взаимодействующий с зазубренной поверхностью 58, образован- 40 ложение, но на этом этапе возврат не

ной на сферической поверхности 48.

На фиг.7 и 8 показан механизм для управления указателями направления, включающий в себя пятое поворотное кольцо 34 левого блока 4.

Кольцо 34 имеет три V-образные канавки 59, 60 и 61 на торцовой поверхности, обращенной в сторону вала 62 рулевого колеса. Эти канавки разделены двумя более широкими перемычками 63 и 64, В канавку 61 входит шарик 65, прижимаемый пружиной 66, размещенной в кольце 31 (.см,фиг.4), что обеспечивает удержание кольца 34 в нейт- , ральном положении, соответствующем .состоянию выключения указателей поворота.

Внутри кольца 31 и пустотелой бобышки 15 продольно проходят пары

стержней 67, 68 и 69, 70, каждый из которых находится одним своим концом в контакте с соответствующей перемычкой 63, 64. Каждый стержень состоит из двух частей, несколько раздвинутых винтовыми пружинами 71 и 72 соответственно, проходящими в осевом направлении стержней 67, 68 или 69, 70. Ближайший к валу 62 конец стержня 68 находится в контакте с одним плечом двуплечего углового рычага 73, который может быть повернут вокруг оси 74, и на который действует возвратная пружина 75. Другое плечо

рычага 73 находится на пути движения зуба 76, неподвиясно закрепленного на валу 62 для обеспечения возможности поворота его вместе с валом.

При повороте кольца 34 в направлении стрелки В для указания изменения направления стержень 67 уходит с перемычки 63 и заходит в канавку .60, дополнительно сжимая пружину 71. В этом положении соответствующий повопроисходит, поскольку сила сжатой пружины 71 достаточна для преодоления поворачивающей силы пружины 78.

При возвращении рулевого управления после поворота в положение прямолинейного движения автомобиля (стрелка D) зуб 76 воздействует на рычаг 73 в направлении, противоположном предьщущему, и поворачивает его в положение, обозначенное на фиг.8 позицией 79. Это позволяет пружине 71 разжаться достаточно для того, чтобы дать возможность пружине 78 вернуть кольцо 34 в первоначальное, нейтральное положение в направлении стрелки Е на фиг.7.

Работа стержней 69 и 70 аналогична (но только в противоположном направлении) работе стержней 67 и 68,

причем часть 70 стержня сцеплена с другим двуплечим угловым рычагом 80, расположенным ниже рычага 73 и может входить в зацепление с вторым зубом 81, установленньм на валу 62.

На фиг.9-13 показаны предохранительные устройства, связанные с поворотным кольцом 37 (фиг.4) и кольцами 25 и 27, показанными на фиг.З.

Подвижные контакты на кольце 37 и соответствующие неподвижные контакты на кольцеобразном элементе 36 размещены таким образом, что при первом угловом положении -кольца 37 осветительные приборы включены, первым поворотом кольца 37 в направлении стрелки F его переводят во второе угловое положение, соответствующее включению подфарников, вторым поворотом - все еще в направлении стрелки F - его переводят в положение, соответствующее включению ближнего света фар и третьим поворотом кольца 37 - опять в направлении стрелки F - его переводят в следующее положение, соответствующее включению дальнего света фар.

Для целей безопасности желательно чтобы после поворота кольца 37 в положение, соответствующее включению ближнего света фар, его можно было бы свободно поворачивать только между положениями, соответстлзующими включению дальнего света и включению ближнего света фар соответственно, так чтобы водитель не мог случайно повернуть кольцо 37 обратно в положение включения только подфарников.

Для этой цели предусмотрена канавка 82 (показанная также на фиг.4) в торцовой поверхности кольца 37, обращенной в сторону неподвижного кольцевого элемента 36, а в неподвижном элементе.36 установлен с возможность скользящего перемещения параллельно оси вращения кольца 37 штифт 83, взаимодействующий с каь авкой 82 как болт Штифт 83 отжимается в направлении к кольцу 37 винтовой нажимной пружиной 84, встроенной в элемент 36. Канавка 82 выполнена по дуге окруэкности, I

Выступ 85 на стопорном штифте 83

выступает радиально наружу из элемента 36 и может быть отжат вручную в направлении стрелки G, т.е. против действия пружины 84, внешней стороной большого пальца левой руки, причем другие пальцы этой руки свобод

ны и могут поворачивать кольцо 37 посредством выступа 38.

Относительные положения кольца 37 и стопорного штифта 83 таковы, что

при нахождении кольца 37 в первом и втором положениях, соответствующих выключению световых приборов или включению только подфарников, стопорный штифт 83 должен быть выведен

из канавки 82 (фиг.10) против действия пружины 84, причем при прохождении между дв умя указанными положениями выступающий конец штифта 83 скользит по соседней кольцевой торцовой

поверхности кольца 37 „ При переводе кольца 37 из второго в третье положение, соответствующее включению ближнего света фар, стопорный штифт 83 заскакивает в канавку 82 (фиг,11)..

Длина канавки 82 по дуге соответствует угловому расстоянию между третьим и четвертым положениями (включен Дсшьный свет) кольца 37р так что прохождение кольца 37 между указанными двумя положениями происходит со скольжением штифта 83 по дну канавки 82.

При переводе кольца 37 из четвертого положения в третье (в противоположном стрелке F направлении) штифт 83 упирается: в боковую стенку 86 канавки 82, предотвращая случайный поворот кольца во второе положение, при котором включаются только подфарНИКИ. Возврат во второе или первое положение возможен только после вывода штифта 83 из канавки 82 путем отжатия выступа 85 в направлении стрелки G, т.е. в положение 87 показанное на фиг.9 пунктирными линиями.

Аналогичные предохранительные устройства предусмотрены для колец 25 и

27 блока 3, поскольку желательно, чтобы их нельзя было случайно сдвинуть с их угловых; исходных положений. Для этой цели калчдое кольцо 25 и 27 снабжено выемкой 88 и 89 соответственно в торцовой поверхности, обращенной в сторону соседнего неподвижного кольцеобразного элемента 265, с которой (выемкой) взаимодействует соответствующий штифт 90 и 91, прижимаемый к кольцам 25 и 27 соответственной винтовой пружиной 92 и 93, встроенной в неподвижный кольцеоб™. разный элемент 26. Пружины 92 и 93 идентичны пружине 84 или похожи на .

1113

нее и выполняют аналогичные функции. Каждый штифт 90 и 91 имеет соответственный выступ 94 и 95 для управления, подобный или идентичный выступу 85 и предназначенный для такой же цели.

.Взаимодействие кольца 25 со стопорным штифтом 90 показано на фиг.12 и 13, а кольцо 27 и штифт 91 взаимодействуют аналогично. Как показано на фиг.13, когда кольцо 25 находится в нейтральном положении, стопорный штифт 90 входит в выемку 88, которая лишь немного шире в круговом направлении, чем штифт 90, так что кольцо 25 невозможно случайно передвинуть в рабочее положение.

Для того чтобы передвинуть кольцо 25 в рабочее положение, необходимо пальцем отжать выступ 94 против действия пружины 92 в положение 96, показанное на фиг.9 пунктирными линиями, при котором стопорный штифт 90 выходит из выемки 68 (фиг.13), и дает возможность повернуть кольцо 25.

Аналогичное манипулирование выступом 95 позволяет повернуть кольцо 27 из исходного положения в то или другое из его рабочих положений, при которых включены либо левые, либо правые стояночные фонари.

Возможна не только описанная выше конструкция предохранительного устройства. Конфигурация и расположение стопорного штифта (болта) могут отличаться от описанных. В частности, стопорный штифт может быть установлен в поворотном кольце и может взаимодействовать с канавками или выемками, образованными в кольцеобразных неподвижных элементах.

В варианте опорной конструкции пульта управления (фиг.14) кожух 1 и опорные бобышки 14 и 15 (фиг.1 и 2) показаны в в разобранном виде.

Кожух 1 содержит верхнюю 97 и нижнюю 98 части, причем верхняя часть 97 имеет верхнюю стенку, на которой закреплены две ножки 6 и 7 (показаны только частично) для поддержания при- блоков 24 и 26, показанных на фиг.1 и 2.

Верхняя часть 97 имеет пару отхо- дящих вниз противоположных боковых стенок, каждая из которых несет на себе соответственную одну из пусто- телых бобышек 14, 15, которые расположены соосно друг другу и выступают в противоположных направлениях для

512

поддержания блоков 3 и 4 управления. Кожух 1 является центральной:опорной конструкцией как для блоков 3 и 4 управления, так и для приборных блоков 8 и 9, причем все указанные блоки могут быть прикреплены к верхней части 9 перед ее сборкой с частью 98 в автомобиле.

В этом варианте кожух 10 прикреплен к металлической опорной конструкции, которая охватывает поворотный вал 62 рулевого колеса. В конструкции установлены также замок 18 зажигания с блокирующими рулевое управление

противоугонными устройствами.

На фиг. 15 показан вариант центральной опорной конструкции, в которой поворотный вал 62 рулевого колеса также проходит в неподвижной трубе

99. В этом варианте основная опора содержит пластину 100 из прочной листовой стали, имеющую центральнзпо частично цилиндрическую изогнутую часть 101 для взаимодействия с нижней поверхностью трубы 99 и пару расположенных в одной плоскости полок 102, прикрепленных к противоположным продольным краям изогнутой части 101. Пластину 100 прикрепляют к трубе

99 небольшими пере 1ычками 103, центральная изогнутая часть которых обхватывает трубу 99, а отогнутые концы прикреплены к пластине 100 болтами или заклепками 104.

Соответственные блоки 105 и 106 управления, подобные блокам 3 и 4 на фиг.1 и 2, прикреплены не к бобышкам на кожухе, а непосредственно к пластине 100, причем блоки 105, 106

расположены так, что их продольная ось проходит поперек оси рулевой колонки, как и в варианте, показанном на фиг.1 и 2.

В этом варианте трубкообразная

концевая часть каждого блока 105 и 106 обрезана и снабжена плоской поверхностью 107, которая опирается на верхнюю поверхность соответственной одной из плоских полок 102. Та же

самая концевая часть каждого блока 105 и 106 снабжена радиальными отверстиями 108, причем полки 102 имеют соответствующие отверстия 109 и каждый блок 105 и 106 прикреплен к

соответственной полке 102 посредством болтов 110, вставленных в отверстия 108 и 109, и соответствующих гаек 111. Таким образом, установку и снятие блоков 105 и 106 осуществля

ют просто. От каждого блока 105, 106 управления будет отходить пучок электрических проводов и, поскольку будет необходимым соединять или разъединять эти провода с электрической схемой автомобиля, на пластине 100 могут быть предусмотрены для этой цели подходящие соединители (не показаны) .

На дальних от пластины 100 концах блоков 105 и 106 управления собраны органы управления, аналогичные тем, что показаны на фиг.З и 4 и поэтому ниже не описаны. Комбинацию, образованную пластиной 100 и прикрепленны- ми концами блоков 104, 105 управления, закрывают кожухом, который состоит из верхней 112 и нижней 113 половин, предпочтительно отформованных из пластического материала.

Обе половины имеют изогнутые части 114 - 117, выступающие от соответственных боковых стенок и образующие при сборке половин кожуха пустотелые бобышки, подобные бобышкам 14 и 15- (фиг.1 и 2) в отношении охватывания внутренних концевых частей блоков 105 и 106, но не в отношении выполнения функции опоры для блоков 105 и 106.

Обе половины 112 н 113 удерживаются в сборе на полках 102 пластины 100 посредством болтов 118, проходящих сквозь уддтиненные трубкообраз- ные приливы 119, 120, в половинах кожуха и через соответствующие отверстия 121 в полках 102 и взаимодействующих с гайками 122.

Снять блоки 105 и 106 управления можно только после снятия колсуха .112 и 113.

Верхняя половина 112 кожуха имеет плоскую верхнюю стенку, в которой выполнено прямоугольное отверстие 123. В этом отверстии может быть установлена с возможностью снятия панель 124 с индикаторными лампочками

В показанном на фиг.1 и 2 варианте блоки управления выступают по бокам рулевой колонки сразу же за ру- левым колесом. Такое размещение позволяет легко и свободно пользоваться большим числом органов управления для вспомогательных устройств, связанных с вождением автомобиля.

В показанных на фиг.1 и 2 блоках управления кольца, снабженные высту

пами, в большинстве случаев пригодны для управления вспомогательными устройствами, которыми в -наиболее широко используемых.моделях автомобилей управляют посредством рычагов, связанных с рулевым колесом. Их функциями являются следуюш,ив: переключе- ние с ближнего света надальний управление указателями направления (мигалками), управление стеклоочистителями .

Поскольку ось поворота колец управления в описанном варианте проходит поперек оси рулевой колонки работа этих колец отличается от работы удлиненных рычаго:, связанных во многих моделях автомобилей с рулевым колесом и перемещаемых во время работы по большой дуге вокруг периферии рулевого колеса.

Для некоторых водителей это является недостатком, поскольку они испытывают затруднения в манипулирова5

0

0

0

му они привыкли. Поэтому на фиг,16 и 17 показан другой вариант осуществления, в котором преимущества опи- саного выше пульта управления сочетаются с преимуществом определенного расположения пультаj которое позво-- ляет управлять выступами колец движениями, похожими на те, которые нужно делать при пользовании известными удлиненньми рычагами, что устраняет затруднени51, которые некото- 5 рые водители могут испытывать при вождении автомобиля- снабженного пультом управления, показанным на фиг.1 и 2.

Как показано на фиг.16 и 175 кожух 125, который может быть подобен кожуху показанному на фиг.Н или кожуху, показанному на , и который имеет соответствующую внутреннюю опорную пластинуJ. выступает от каркаса приборного щитка автомобиля и может нести на себе приборные бло- JCH 126 и 127 (показаны только на фиг. 16). охватывает верхнюю часть вала, на котором установлено рулевое колесо 128.

Блоки 129, 130 управления установлены по одному с каждой боковой стороны кожуха 125 и вала рулевого колеса. Эти блоки расположены симметрично относительно рулевой колонки, причем их оси расположены параллельно друг другу и оси самого вала рулевого колеса по крайней мере при

5

5

10

25

ентральном угловом положении блоков, сами блоки выступают назад от караса 131 приборного щитка в направении к рулевому колесу 128 и нахоятся за ободом рулевого колеса.

Каждый блок может быть Идентичен соответствующему блоку 3 или 4 (фигуры 1-4) и установлен на соответственной бобышке 132, 133 таким же образом, как узлы 3 и 4 на пустотелых бобышках 14 и 15.

Каждую бобышку 132, 133 целесообразно формовать из пластмассы и крепить к каркасу 131 приборного щитка и/или к кожуху 125, или к опоре, за- 15 ключенной в кожухе. В соответствии с другим вариантом блоки могут быть прикреплены к полкам пластины, подобной пластине 100 на фиг.15, при этом кожух лишь закрывает основную опорную конструкцию.

Как в варианте, показанном на фиг.1-4, каждый блок 129, 130 несет на себе различные органы управления для вспомогательных устройств автомобиля, причем правый блок 129 имеет два поворотных кольца 134 и 135 с выступами 136 и 137, которые могут быть предназначены для тех же целей, что и кольца 20 и 23, показанные на фиг.3.

Левый блок 130 имеет два кольца 138 и 139 с соответственными выступами 140 и 141, которые могут выпол- нять ту же функцию, что и кольца 34 J и 37, показанные на фиг.4.

Как показано на фиг.16 и 17, все выступы 136, 137, 140 и 141 расположены сразу же за рулевым колесом 128 и выступают радиально наружу относительно обода рулевого колеса, так что водитель может достать до них, не снимая рук с рулевого колеса.

Поворот колец 134, 135, 138 и 139 посредством их выступов 136, 137, 140 и 141 соответственно осуществляют в направлении сдвоенной стрелки Н на фиг.16, т.е. движением по дуге вдоль периферии рулевого колеса 128, как и наиболее широко используемых автомобилях.

На фиг.18 и 19 показан третий вариант пульта управления.

Показанный на фиг.18 и 19 вариант отличается от варианта, показанного

20

35 40 45

30

50

55

на фиг.1 и 2, тем, что верхняя часть кожуха 142 состоит из выступающей части каркаса 143, приборного щитка, выполненной с ним за одно целое, и

0

5

5

проходит выше центральной части пульта управления.

Выполнение кожуха в виде выступающей части 142 позволяет упростить конструкцию пульта управления и в то же время обеспечивает непрерывность поверхности каркаса 143 приборного щитка и центральной части кожуха рулевой колонки.

В варианте, показанном на фиг.18 и 19, от каркаса 143 приборного щитка отходит также нижняя выступающая часть 144, завершающая кожух пульта управления и способствующая предохранению водителя в случае аварии.

Выступающие части 142 и 144 предпочтительно выполняют из мягкого материала.

Систему крепления двух блоков 145 0 и 146 управления в варианте, показанном на фиг.18 и 19, целесообразно выбрать такую, как показан на фиг.15.

На фиг. 20 и 21 показан четвертый вариант предлагаемого пульта управления.

Показанный на фиг.20 и 21 вариант отличается от варианта, показанного на фиг.1 и 2, тем, что кожух 147 выполнен за одно целое с каркасом 148 приборного щитка и имеетполукруглое поперечное сечение, причем полуцилин- дрическая поверхность его обращена в сторону задней части автомобиля.

Пульт управления содержит два бло- 5 ка 149 и 150 управления, которые заключены в кожух 147, имеющий на каждом конце отверстия 151 для доступа к кнопочным выключателям, таким как выключатель 152 на конце блоков уп- 0 равления. Кожух 147 имеет также промежуточные отверстия 153, проходящие вдоль оси блоков управления и предназначенные для обеспечения доступа к выступам поворотных колец 5 управления блоков 149 и 150.

Кожух 147 предпочтительно выполнен из мягкого материала и обеспечивает достаточное предохранение води- . ,теля при аварии.

0

50

Формула изобретения

1. Пульт управления для вспомогательных устройств автомобиля, содер- 55 жащий по крайней мере, управляющий узел, опорную конструкцию, соединенную с одним концом управляющего узла и прикрепленную к корпусу автомобиля, при этом управлякчций узел растюложен

17

между корпусом и рулевым колесом автомобиля и содержит ручные управляющие устройства, некоторые из которых включают в себя поворотные кольца, выполненные с возможностью поворота вокруг продольной оси управляющего узла, электрические контакты подключенные посредством электропроводов к электросети автомобиля, индикаторы направления движения,, о т л и ч а

132

-

ю щ и и с я тем, что, с целью упрощения конструкции, управляющий узел снабжен по крайней Мере одним удлиненным трубчатым опорным элементом с опорной конструкцией, при этом один конец опорного элемента установлен на опорной конструкции, в трубчатом опорном элементе выполнена продольная полость, а по крайней мере одно из поворотных колец установ- 20 са сзади рулевого колеса, причем упо- лено на трубчатом опорном элементе мянутые трубчатые дополнительные с возможностью поворота вокруг продольной оси последнего, по крайней

мере одним неподвижным кольцевым

элементы прикреплены к кожуху на одной стороне или на противоположньж сторонах вала рулевого колеса и труб- элементом, прикрепленным к трубчато- 25 чатая опора управляющего узла или му опорному элементу3 при этом каж- каждая трубчатая опора соединена од- дый из кольцевых элементов выполнен ним концом с соответствующим вспомо- с возможностью взаимодействия с по- гательным элементом, причем кожух воротными кольцами, причем на смеж- вкозючает в себя верхнюю и нижнюю по- ных кольцевых поверхностях кольцевых 30 луоболочки, соединенные с металли- элементов и поворотных колец установ- ческой опорной конструкцией прикреплены электрические контакты, а элек ленной к неподвижной втулке, охватывающие вал рулевого колеса.

2. Пульт по п,1} отличаю- 35 щ и и с я тем5 что в торцовой поверхности управляющего кольца, обратрические приводы соединены с электрическими контактами каждого кольцевого элемента и размещены внутри прорези трубчатого опорного элемента по крайней мере одним кнопочным выключателем, размещенным на другом

щенной к кольцевому элементу., выполконце управляющего узла и снабженным

вена канавкаJ а в кольцевом элементе установлен с возможностью скольжения контактом, размещенным на другом кон- 40 параллельно оси вращения управляюще- це трубчатого опорного элемента, го кольца на периферийном участке при этом опорная конструкция снабжена прикрепленным к корпусу автомобиля дополнительным трубчатым злеменего торцовой поверхности палец,, при этом палец размещен в канавке кольцевого элемента и снабжен выступом, том с центральным отверстием с обра-i 45 а выступ и Псшец подпружинены относи- щенной наружу сферической вогнутой тельно кольцевого элемента, втулкой, в котором

3. Пульт по пЛ, о т л и ч а юповерхностью,

размещен трубчатый опорный элемент один конец которого, расположен с радиальным зазором в центральном отвер-50 движения автомобиля, снабжен торсион- стии ив трубчатом вспомогательном ной пружиной, стержнями, кoлeнчaтымJ.

щ и и с я тем, что управляющий узел, связанный с индикаторами направления ,

элементе,, причем втулка имеет сферическую выпуклую поверхность, сопряженную со сферической вогнутой поверхностью торцовой стенки трубчато- 55 участки, выполненные с возможностью го вспомогательного элемента, при взаимодействия с одними из концов этом один конец трубчатого опорного элемента выполнен с наружной винтосоответствуюпщх стержней, другие концы которых кинематически связаны с

1365,., 18

вой резьбой, втулкой с наружным фланцем и внутренней винтовой.резьбой, сопряженной с наружной резьбовой резьбой трубчатого опорного элемента, спиральной пружиной, установленной между наружным фланцем втулки и торцовой стенкой дополнительного трубчатого элемента, торец втулки сопряжен с выступо М трубчатого элемента, стопорным винтом, установленным в дополнительном отверстии на торцовой стенке дополнительного трубчатого элемента, зубчатым клином, зубья которого сопряжены с зубьями, вьшолнен- 15 ными на выпуклой поверхности втулки, причем опорная конструкция включает в себя металлическую опорную конструк- цшо, неподвиж;н5то втулку и кожух, охватывающий часть вала рулевого коле10

щенной к кольцевому элементу., выпол торцовой поверхности палец,, при м палец размещен в канавке колього элемента и снабжен выступом, ыступ и Псшец подпружинены относ ьно кольцевого элемента,

3. Пульт по пЛ, о т л и ч а юдвижения автомобиля, снабжен торсион- ной пружиной, стержнями, кoлeнчaтымJ.

щ и и с я тем, что управляющий узел, связанный с индикаторами направления ,

рычагом, спиральной пружиной сжатия, причем торсионная пружина связана с управляющим кольцом, которое имеет

участки, выполненные с возможностью взаимодействия с одними из концов

соответствуюпщх стержней, другие концы которых кинематически связаны с

19

одними из плеч соответствующих коленчатых рычагов, другие плечи которых связаны с зубьями, выполненными на валу рулевого колеса, причем каждый стержень состоит из двух секций, раз-

з- j

132136520

деленных спиральной пружиной сжатия. Приоритет по пунктам: . 13.02.79 - по П.1, 14.09.79 - по п.2, 12.11.79 - по п.З.

73

Фие.2

28 27

Ю5

2Ц2J

Фиг. З

Ч/

68 15

Фчг.

фиё. 5

Фиг. 6

Фиг.7

3

61

Фиг.8

Похожие патенты SU1321365A3

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА ПОВОРОТА КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ ОДНОГО УПОРА ДО ДРУГОГО 1991
  • Мауро Бонелли[It]
RU2043940C1
Тренажер транспортного средства 1987
  • Белов Петр Павлович
  • Венгеров Игорь Анатольевич
  • Грибков Владимир Павлович
  • Минаев Сергей Анатольевич
  • Чебышев Алексей Евгеньевич
SU1508265A1
РАБОЧЕЕ МЕСТО ТРАКТОРА, В ЧАСТНОСТИ САДОВОГО ТРАКТОРА 1991
  • Витторио Висентини[It]
RU2042540C1
РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1971
SU307933A1
Электрический выключатель 1982
  • Джузеппе А.Майокко
  • Итало Скану
SU1199205A3
ПЕРЕМЕЩАЮЩАЯСЯ ПО РЕЛЬСАМ ТОЛКАЮЩАЯ МАШИНА ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ В ШЛАКОВОМ ОТВЕРСТИИ СТАЛЕПЛАВИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОПЕЧЕЙ 1994
  • Уго Делла Фолиа
RU2115078C1
ПЛАТФОРМА ПОДЪЕМНИКА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ И МАТЕРИАЛОВ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2005
  • Россато Эриде
RU2379450C2
АВТОМОБИЛЬ С УСТАНОВЛЕННЫМ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ РУЛЕВЫМ КОЛЕСОМ И С УСТАНОВЛЕННОЙ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ПРИБОРНОЙ ДОСКОЙ 1996
  • Клаус Скабронд
  • Гунтер Бартоломей
RU2141904C1
АВТОМОБИЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1992
  • Тристан Шевроле[Ch]
  • Клод Беру[Ch]
RU2053145C1
Гидравлическая система автомобиля 1980
  • Антонио Бертоне
  • Паоло Ваннини
SU1026644A3

Иллюстрации к изобретению SU 1 321 365 A3

Реферат патента 1987 года Пульт управления для вспомогательных устройств автомобиля

Изобретение относится к автомо билестроенкй. Цель изобретения - уп рощение конструкции. Пульт управления-автомобиля включает в себя два продолговатых блока 3,4 управления, симметрично выступающих с противопо ложньрс боковых сторон охватывающего рулевую колонку кожуха 1 сразу же за ободом рулевого колеса 2 в доступных для пальцев водителя зонах. Каждый блок 3,4 содержит концевой кнопочный выключатель и кольца, которые можно поворачивать посредством выступа или накатанной поверхности вокруг трубкообразной опоры для управления соответствующими вспомогательными электрическими устройствами, например фарами или стеклоочистителями, путем введения во взаимодействие контактов на поворотных кольцах с неподвижными контактами на соответствующих соседних неподвижных коль- цах. На кожухе могут быть установлены блоки 10-13 приборов и сигнальных ламп, что исключит загромождение приборного щитка, либо кожух и/или блоки приборов могут быть выполнены за одно целое с приборным щитком. 2з.п. ф-лы, 21 ил. ш с &0 ю оэ ел ы

Формула изобретения SU 1 321 365 A3

F

G-

65 ezddri 8 87

M

28

Фа г. 9

94

Фиг. 12

Фиг. 13

15 7

Фиг. lit9е

пг

Фиг. 76

Фиг, 17

Фаг. 18

1321365

А-А

Фиг. Ю

Фиг. 20

6-5

Редактор А.Долинич

Составитель А.Барыков Техред Л.Сердюкова

Закаэ 2671/58 Тираж 598Подписное

ВНИИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4

Фиг. 21

Корректор Л.Патай

SU 1 321 365 A3

Авторы

Массимо Виталони

Даты

1987-06-30Публикация

1979-11-30Подача