Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к рулевым управлениям автомобилей.
Известны регулируемые рулевые колонки колесных транспортных средств, содержащие прикрепленный к панели кузова неподвижный кожух, телескопически соединенный с подвижным в осевом направлении корпусом, внутри которого установлен рулевой вал, верхний конец которого посредством универсального шарнира соединен с валом, несущим рулевое колесо, фиксаторы осевого и наклонного положения рулевого колеса, причем фиксатор осевого положения выполнен в виде подпружиненного фрикционного элемента, контактирующего с неподвижным кожухом. Однако при аварии водитель ударяется о рулевое колесо, что приводит к его травме или гибели.
Целью изобретения является поглощение энергии удара водителя о рулевое колесо при аварии и обеспечение оптимального реактивного усилия.
Для этого внутренняя часть неподвижного кожуха выполнена в виде наклонной плоскости, срезаемой при ударе установленным на упомянутом фрикционном элементе резцом.
На фиг. 1 показана предлагаемая рулевая колонка в общем виде; на фиг. 2 - узел регулирования в изометрии; на фиг. 3 и 4 - то же, в двух проекциях.
Рулевая колонка состоит из корпуса 1 коробчатой формы, р которым щарнирно при помощи соосных шайб-цапф 2 связана труба 5 колонки, карданных валов и 5 с карданным шарниром 6, центр которого совпадает с осью шайб-цапф 2, и неподвижного кожуха 7. Внутри корпуса / установлены регулировочный винт 8 и опорный штифт 9. Винт 8, шарнирно установленный в корпусе с помошыо гайки 10, распорной щайбы 11 и ручки 12, можно вращать относительно собственной оси. Опорный щтифт 9 укреплен в корпусе неподвижно. Резьбовая часть регулировочного винта взаимодействует с резьбовой частью П-образного фиксатора 13, который с другой стороны опирается на штифт 9 и может поворачиваться относительно общей оси винта 8 и штифта 9, а нри вращении винта 8 (при помощи ручки 12) перемещаться вдоль этой оси. П-образный фиксатор имеет цилиндрический щип 14, который находится в одном из двух цилиндрических вырезов 15 и 16 гребенки 17. Вырез 15 служит для фиксации колонки в откинутом положении, а вырез 16 - в рабочем. В прорези боковой стенки корпуса ) с помощью оси 18 шарнирно установлен рычаг 19, который под действием своей пружины 20 стремится повернуться против часовой стрелки. На рычаге 19 жестко закреплен штифт 21, пропущенный в прорезь фиксатора 13. На оси 22, установленнои в соосных отверстиях стенок корпуса 1, шарнирно укреплен фиксатор 23 регу-, лирования осевого положения рулевой колонки. Под действием пружины 24, установленной на оси 25 и опирающейся одним концом 26 на гребенку 17, а другим концом 27 - на фиксатор 23, последний выступом 28 подн имается к кожуху 7 и обеспечивает за счет сил трения взаимную фиксацию корпуса и кожуха. На оси 29 шарнирпо установлен декоративный щиток 30. Одна из лапок 31 щитка является кулачком, взаимодействующим при повороте щитка 30 с роликом 32, шарнирно установленным с помощью оси 33 на фиксаторе 23. Внутренняя часть кожуха 7 выполнена в виде наклонной плоскости, срезаемой при ударе режущей кромкой 34 выступа 28.
Установка рулевой колонки в удобное для водителя рабочее положение производится вращением ручки 12. Если это вращение производится по часовой стрелке, то регулировочный винт 8, жестко связанный с ручкой, ввинчивается в резьбовую часть П-образного фиксатора и тянет его вниз. При этом цилиндрический щип 14, находясь в цилиндрическом вырезе 16 гребенки 17, также перемещается и поворачивает трубу колонки 3 относительно оси щайб-цапф 2 против часовой стрелки, т. е. поднимает ее. Пружина 24, воздействуя на гребенку П, уравновещивает трубу 3 колонки со всеми ее деталями и рулевым колесом 35, облегчает регулирование. Опускание колонки производится таким же образом, но ручку 12 вращают в противоположную сторону.
Откидывание колонки в нерабочее положение осуществляется поворотом рычага 19 относительно его оси 18. При этом щтифт 21, скользя вдоль прорези П-образного фиксатора, поворачивает его относительно оси регулировочного винта 5. В результате этого цилиндрический щип фиксатора выходит из цилиндрического выреза 16 гребенки 17 и освобождает ее. В этом положении механизма колонка может свободно поворачиваться относительно оси щайб-цапф 2. Так как пружина 24 уравновещивает колонку, то требуется
лищь небольщое усилие руки, чтобы перевести колонку в ее верхнее нерабочее положение. В этом положении колонка фиксируется так же, как и в рабочем.
Регулирование осевого положения рулевой колонки производится в следующем порядке. Декоративный щиток 30 поворачивают относительно его оси. При этом кулачковая часть лапки 31 давит на ролик 32 и отжимает его
вверх. Фиксатор 23 поворачивается относительно оси 22, а его выступ 28 выходит из контакта с внутренней частью кожуха 7. В этом положении щитка и фиксатора рулевая колонка может быть сдвинута вдоль кожуха
в ту или иную сторону. По возвращении декоративного щитка 30 на прежнее место колонка в новом положении фиксируется пружиной.
В случае аварии происходит проскальзывание подвижной части колонки вдоль кожуха. В первый момент этого проскальзывания осевое перемещение колонки происходит с постоянным сопротивлением. По мере врезания режущей кромки 34 в тело кожуха сопротивление перемещению возрастает.
Предмет изобретения
Регулируемая рулевая колонка колесного транспортного средства, содержащая прикрепленный к панели кузова неподвижный кожух, телескопически соединенный с подвижным в осевом направлении корпусом, внутри которого установлен рулевой вал, верхний конец которого посредством универсального щарнира соединен с валом, несущим рулевое колесо, фиксаторы осевого и наклонного положения рулевого колеса, причем фиксатор осевого положения выполнен в виде подпружиненного фрикционного элемента, контактирующего с неподвижным кожухом, отличающаяся тем, что, с целью поглощения энергии удара водителя о рулевое колесо при аварии и обеспечеипя оптимального реактивного усилия, внутренняя часть неподвижного кожуха выполнена в виде наклонной плоскости, срезаемой при ударе установленным на упомянутом фрикционном элементе резцом.
JS
)3
Л-7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулируемая рулевая колонка | 1975 |
|
SU537880A2 |
РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 1967 |
|
SU202743A1 |
МЕХАНИЗМ ФИКСАЦИИ ПОЛОЖЕИИЯБЕЗОПАСНОЙ РЕГУЛИРУЕМОЙРУЛЕВОЙ КОЛОНКИ | 1971 |
|
SU427882A1 |
Пульт управления для вспомогательных устройств автомобиля | 1979 |
|
SU1321365A3 |
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1978 |
|
SU710853A1 |
ЛЕБЕДКА | 2001 |
|
RU2192385C1 |
БЕЗОПАСНАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 1971 |
|
SU289703A1 |
Пишущая машина | 1934 |
|
SU43012A1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ НА ТРАВМОБЕЗОПАСНОСТЬ | 1971 |
|
SU319870A1 |
Сигнальное приспособление к автомобилю для указания направления его движения | 1928 |
|
SU37637A1 |
Даты
1971-01-01—Публикация