РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Советский патент 1971 года по МПК B62D1/19 

Описание патента на изобретение SU307933A1

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к рулевым управлениям автомобилей.

Известны регулируемые рулевые колонки колесных транспортных средств, содержащие прикрепленный к панели кузова неподвижный кожух, телескопически соединенный с подвижным в осевом направлении корпусом, внутри которого установлен рулевой вал, верхний конец которого посредством универсального шарнира соединен с валом, несущим рулевое колесо, фиксаторы осевого и наклонного положения рулевого колеса, причем фиксатор осевого положения выполнен в виде подпружиненного фрикционного элемента, контактирующего с неподвижным кожухом. Однако при аварии водитель ударяется о рулевое колесо, что приводит к его травме или гибели.

Целью изобретения является поглощение энергии удара водителя о рулевое колесо при аварии и обеспечение оптимального реактивного усилия.

Для этого внутренняя часть неподвижного кожуха выполнена в виде наклонной плоскости, срезаемой при ударе установленным на упомянутом фрикционном элементе резцом.

На фиг. 1 показана предлагаемая рулевая колонка в общем виде; на фиг. 2 - узел регулирования в изометрии; на фиг. 3 и 4 - то же, в двух проекциях.

Рулевая колонка состоит из корпуса 1 коробчатой формы, р которым щарнирно при помощи соосных шайб-цапф 2 связана труба 5 колонки, карданных валов и 5 с карданным шарниром 6, центр которого совпадает с осью шайб-цапф 2, и неподвижного кожуха 7. Внутри корпуса / установлены регулировочный винт 8 и опорный штифт 9. Винт 8, шарнирно установленный в корпусе с помошыо гайки 10, распорной щайбы 11 и ручки 12, можно вращать относительно собственной оси. Опорный щтифт 9 укреплен в корпусе неподвижно. Резьбовая часть регулировочного винта взаимодействует с резьбовой частью П-образного фиксатора 13, который с другой стороны опирается на штифт 9 и может поворачиваться относительно общей оси винта 8 и штифта 9, а нри вращении винта 8 (при помощи ручки 12) перемещаться вдоль этой оси. П-образный фиксатор имеет цилиндрический щип 14, который находится в одном из двух цилиндрических вырезов 15 и 16 гребенки 17. Вырез 15 служит для фиксации колонки в откинутом положении, а вырез 16 - в рабочем. В прорези боковой стенки корпуса ) с помощью оси 18 шарнирно установлен рычаг 19, который под действием своей пружины 20 стремится повернуться против часовой стрелки. На рычаге 19 жестко закреплен штифт 21, пропущенный в прорезь фиксатора 13. На оси 22, установленнои в соосных отверстиях стенок корпуса 1, шарнирно укреплен фиксатор 23 регу-, лирования осевого положения рулевой колонки. Под действием пружины 24, установленной на оси 25 и опирающейся одним концом 26 на гребенку 17, а другим концом 27 - на фиксатор 23, последний выступом 28 подн имается к кожуху 7 и обеспечивает за счет сил трения взаимную фиксацию корпуса и кожуха. На оси 29 шарнирпо установлен декоративный щиток 30. Одна из лапок 31 щитка является кулачком, взаимодействующим при повороте щитка 30 с роликом 32, шарнирно установленным с помощью оси 33 на фиксаторе 23. Внутренняя часть кожуха 7 выполнена в виде наклонной плоскости, срезаемой при ударе режущей кромкой 34 выступа 28.

Установка рулевой колонки в удобное для водителя рабочее положение производится вращением ручки 12. Если это вращение производится по часовой стрелке, то регулировочный винт 8, жестко связанный с ручкой, ввинчивается в резьбовую часть П-образного фиксатора и тянет его вниз. При этом цилиндрический щип 14, находясь в цилиндрическом вырезе 16 гребенки 17, также перемещается и поворачивает трубу колонки 3 относительно оси щайб-цапф 2 против часовой стрелки, т. е. поднимает ее. Пружина 24, воздействуя на гребенку П, уравновещивает трубу 3 колонки со всеми ее деталями и рулевым колесом 35, облегчает регулирование. Опускание колонки производится таким же образом, но ручку 12 вращают в противоположную сторону.

Откидывание колонки в нерабочее положение осуществляется поворотом рычага 19 относительно его оси 18. При этом щтифт 21, скользя вдоль прорези П-образного фиксатора, поворачивает его относительно оси регулировочного винта 5. В результате этого цилиндрический щип фиксатора выходит из цилиндрического выреза 16 гребенки 17 и освобождает ее. В этом положении механизма колонка может свободно поворачиваться относительно оси щайб-цапф 2. Так как пружина 24 уравновещивает колонку, то требуется

лищь небольщое усилие руки, чтобы перевести колонку в ее верхнее нерабочее положение. В этом положении колонка фиксируется так же, как и в рабочем.

Регулирование осевого положения рулевой колонки производится в следующем порядке. Декоративный щиток 30 поворачивают относительно его оси. При этом кулачковая часть лапки 31 давит на ролик 32 и отжимает его

вверх. Фиксатор 23 поворачивается относительно оси 22, а его выступ 28 выходит из контакта с внутренней частью кожуха 7. В этом положении щитка и фиксатора рулевая колонка может быть сдвинута вдоль кожуха

в ту или иную сторону. По возвращении декоративного щитка 30 на прежнее место колонка в новом положении фиксируется пружиной.

В случае аварии происходит проскальзывание подвижной части колонки вдоль кожуха. В первый момент этого проскальзывания осевое перемещение колонки происходит с постоянным сопротивлением. По мере врезания режущей кромки 34 в тело кожуха сопротивление перемещению возрастает.

Предмет изобретения

Регулируемая рулевая колонка колесного транспортного средства, содержащая прикрепленный к панели кузова неподвижный кожух, телескопически соединенный с подвижным в осевом направлении корпусом, внутри которого установлен рулевой вал, верхний конец которого посредством универсального щарнира соединен с валом, несущим рулевое колесо, фиксаторы осевого и наклонного положения рулевого колеса, причем фиксатор осевого положения выполнен в виде подпружиненного фрикционного элемента, контактирующего с неподвижным кожухом, отличающаяся тем, что, с целью поглощения энергии удара водителя о рулевое колесо при аварии и обеспечеипя оптимального реактивного усилия, внутренняя часть неподвижного кожуха выполнена в виде наклонной плоскости, срезаемой при ударе установленным на упомянутом фрикционном элементе резцом.

JS

)3

Л-7

Похожие патенты SU307933A1

название год авторы номер документа
Регулируемая рулевая колонка 1975
  • Белоусов Станислав Сергеевич
SU537880A2
РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 1967
SU202743A1
МЕХАНИЗМ ФИКСАЦИИ ПОЛОЖЕИИЯБЕЗОПАСНОЙ РЕГУЛИРУЕМОЙРУЛЕВОЙ КОЛОНКИ 1971
SU427882A1
Пульт управления для вспомогательных устройств автомобиля 1979
  • Массимо Виталони
SU1321365A3
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства 1978
  • Кальченко Борис Иванович
  • Каменев Василий Нионилович
  • Завалишин Сергей Иванович
SU710853A1
ЛЕБЕДКА 2001
RU2192385C1
БЕЗОПАСНАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА 1971
SU289703A1
Пишущая машина 1934
  • Долгопятов М.Г.
  • Пандиков А.А.
  • Штерн В.А.
SU43012A1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ НА ТРАВМОБЕЗОПАСНОСТЬ 1971
  • Ю. М. Немцов, Ф. Е. Межевич, Г. В. Бурцев, С. Батраев, В. И. Егоров, А. И. Веселов, И. А. Аксенов П. М. Козлов
SU319870A1
Сигнальное приспособление к автомобилю для указания направления его движения 1928
  • А. Маршик
SU37637A1

Иллюстрации к изобретению SU 307 933 A1

Реферат патента 1971 года РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Формула изобретения SU 307 933 A1

SU 307 933 A1

Даты

1971-01-01Публикация