1 1
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к прицепному подвижному составу.
Цель изобретения - улучшение тяго- во-динамических качеств и повышение надежности работы устройства.
На фиг. 1 изображено тягово-сцеп- ное устройство, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - развернутая внутренняя поверхность фрикционного элемента.
Тягово-сцепное устройство содержит дьшло 1, жестко соединенное с цилиндрическим корпусом 2, снабженным по краям боковинами 3, в центральном про дольном отверстии которых расположено тяговое звено 4, вьшолненное в виде стержня с выступающими на нем упорами 5 и 7 и охватывающей его пружиной По обе стороны от пружины 6 между ее концами и упорами 5 стержня 4 установлены нажимные кольца 8, имеющие внутренние конические поверхности 9, между которыми установлены фрикционные элементы tO с наружными коническими поверхностями 11, охватывающие своей внутренней поверхностью тяговое звено 4. Фрикционные элементы 10 охвачены по наружному периметру кольцевыми упругими элементами 12, расположенны- ми между торцами нажимных колец 8.
Нажимные кольца 8, соприкасаюп ие- ся с пружиной 6, имеют опорную поверхность 13, обращенную к установленному внутри цилиндрического кор- , пуса 2 на их пути упору 14. Соприкасающаяся с тяговым звеном 4 поверхность фрикционных элементов 10 выполнена эластичной и снабжена тупиковыми внутренними 15 и внешними 16 ка- навками (фиг. 3), первые из которых расположены под углом, а вторые - параллельно направления движения тягового звена 4, при этом последние выполнены на одном уровне с концами первых и расположены в промежутках между ними. В нижней части корпуса 2 расположена смазка. На боковине 3 корпуса 2 с противоположной стороны от сцепной петли 17 закреплен кол- пак 18.
Устройство работает следующим образом.
При трогании с места транспортного агрегата соединенное с тягачем звено 4 перемещается в сторону его движения. Нагрузка через один из упоров 5 (в зависимости от направления движеO
5
34
5
35 0 45 0
-
152
ния), через набор нажимных колец 8 и упругих кольцевых элементов 12, пружину 6, второй набор нажимных колец 8 и упругих кольцевых элементов 12 передается торцу передней (задней) боковины 3 цилиндрического корпуса 2 и далее - к дышлу 1 прицепа.
В момент трогания и частичного разгона тягача усилие на передвижение прицепа возрастает. Конические поверхности 9 и 11 нажимных колец 8 и фрикционных элементов 10 за счет имеющегося между ними зазора, определяемого упругими элементами 12, не взаимодействуют между собой. Поэтому тяговый стержень 4 перемещается в отверстиях боковин 3.
Под действием возрастающего тягового усилия кольцевые упругие элементы 12 продолжают деформироваться. Наступает момент, когда исчезает зазор между коническими поверхностями 9 и 11 нажимных колец 8 и фрикционных элементов 10 и последние начинают взаимодействовать с тяговьм звеном 4 с усилием, пропорциональным воздействию нажимных колец 8 на фрикционные элементы 10, до тех пор, пока сила гашения тягового звена 4 не достигает значения, равного сопротивлению на передвижение прицепа в начальный момент его трогания. С возникновением такого равенства тяговое звено 4 останавливается, и прицеп трогаетсй с места.
С началом движения транспортного агрегата сопротивление передвижению прицепа уменьшается, и тяговое звено 4 под воздействием сил упругости пружины 6 и кольцевых элементов 12 перемещается в обратном направлении до тех пор, пока не устанавливается равновесие между величиной сил упругости и сопротивлением передвижению прицепа. 1
В предлагаемом устройстве при нагрузках, превьшаюшдх усилие рабочей деформации пружины 6, нажимные кольца 8, соприкасающиеся с ней, своими опорными поверхностями 13. при перемещении тягового звена 4 взаимодействуют с упором 14 цилиндрического корпуса 2, чем предотвраи ается соударение ее витков. При перемещении нажимных колец 8 навстречу упору 14 смазка, находящаяся в цилиндрическом корпусе 2, разбрызгивается по его внутреннему объему и через промежутки
между фрикционными элементами 10 и внутренние канавки 15 попадает на поверхность трения. В моменты взаимодействия фрикционных элементов 10 с , тяговым звеном 4 их эластичная труща- яся поверхность слегка деформируется. Поэтому ее внутренние 15 и внешние 16 канавки под воздействием сдавливающих сил сужаются, что позволяет нормализовать работу поверхности трения.10
Наклонное расположение внутренних канавок 15 по отношению к направлению движения тягового звена 4 позволяет равномерно распределять смазку по его поверхности.. Параллельность внешних 15 канавок 16 ходу тягового стержня 4 предотвращает периферийные зоны фрикционных элементов 10 от преждевременного разрушения. Тупиковость внутренних 15 и внешних 16 канавок позво-20 ляет удерживать запасы смазки внутри центральной рабочей поверхности фрикционных элементов 10 и осуществлять обмен смазки при сужении и расширении внутренних канавок 15. Располо- 25 жение концов внутренних 15 и начал внешних 16 канавок на одном уровне обеспечивает равномерное, нагружение рабочей поверхности фрикционных элементов 10.30 Формула изобретения
Тягово-сцепное устройство, содержащее корпус, тяговое звено в виде
стержня, смонтированную на нем пружину и упоры, отличающееся тем, что, с целью улучшения тягово- динамических качеств и повышения надежности работы устройства, тяговое звено вьшолнено с утолщениями на концах с образованием указанных упоров, между каждым из которых и одним из концов пружины установле«ы нажимные кольца в виде тарелок, крайние из которых выполнены с одной конической поверхностью, а средние - с двумя, обращенными вершинами друг к другу, при этом указанные нажимные кольца установлены с возможностью взаимодействия с ответными наружными коническими поверхностями сегментных эластичных фрикционных элементов, которые своими внутрейними поверхностями установлены на тяговом звене посредством охватывающих их кольцевых упругих элементов, вьшолненных с возможностью взаимодействия своими торцовыми поверхностями с торцовыми поверхностями нажимных колец, причем на корпусе, в средней его части, вьшол- нен кольцевой упор с возможностью взаимодействия с торцовой поверхностью каждого прилежащего к пружине нажимного кольца, а на внутренней поверхности фрикционных элементов вьшолнены тупиковые канавки, крайние из которых параллельны тяговому звену, а средние - винтовые.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2213015C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ТЯГАЧА С КОЛЕСНЫМ ПРИЦЕПОМ | 1997 |
|
RU2127198C1 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2154581C1 |
Тягово-сцепное устройство прицепа | 1984 |
|
SU1220933A1 |
Тягово-сцепное устройство | 1984 |
|
SU1243961A1 |
Тягово-сцепное устройство | 1987 |
|
SU1423434A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА | 2005 |
|
RU2294844C1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА | 2006 |
|
RU2309055C1 |
Сцепное устройство автопоезда | 1987 |
|
SU1572833A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2198796C2 |
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к прицепному подвижному составу. Цель изобретения - улучшение тягово-динамичес- ких качеств и повышение надежности работы устройства. Устройство состоит из корпуса 2 с боковинами 3, в отверстиях которых размещено тяговое звено 4, выполненное с упорами на концах. На тяговом звене 4 расположены сегментные эластичные элементы 10, охватываемые кольцевыми упругими элементами 12, кдторые установлены с возможностью взаимодействия с торцами нажимных колец 8. Между торцами нажимных колец 8 установлена пружина 6. В процессе эксплуатации устройства конические поверхности нажимных колец 8, взаимодействуя с ответными коническими поверхностями сегментных элементов 10, вызывают их взаимодействие с тяговым звеном 4, 3 ил. § (Л 8 J Л J Jib :л ,J. А ypoSeffb Cf cf3ffu (риг.1 72
12
ТО
.2
//o/rffcfff/reMtje /ггяео ого
Г r
15
Г6
Зко смазнс/
(рие.Э
Тягово-сцепное устройство прицепа | 1984 |
|
SU1220933A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-07-15—Публикация
1985-11-01—Подача