11
Изобретение относ1 тся к веществам для борьбы с гололедом и скользкостью дорожных покрытий.
Отходы лома огнеупорной кладки аппаратов титаномагниевого производства по структуре представляют собой шамотную крошкуэ которая на поверхности и в порах содержит хлоридные соли. Тем самым получается компози- ция И твердой водонерастворимой матрицы, которая содержит как на впеп1- ней поверхности, так и во внутренних пороговых пространствах хлориды металлов, растворимые в воде. Этим дос тигается высокая водоустойчивость вещества, улучшается его сцепление- с дорожным покрытием.
При нанесении вев;ества на поверхность происходит взаимодействие хло- ридных солей поверхностной солевой оболочки шамотной крошки с поверхностью льда. В результате этого происходит растворение малых плос(адок льда под каждой из частиц смеси и внедрение их в нижние слои льда, Вода попадает в поры шамотной крошки и постепенно растворяет хлоридные соли, содержащиеся в них. Получаемые растворы также взаимодействуют со льдом и растворяют егоо Таким образом, процесс разрушения структуры льда осуществляется не только на поверхности, но и по всему объему, на глубину внедрения частиц состава.
Водоустойчивость предлагаемого средства выше, чем известной механической смеси песка и соли, поскольку хлоридные соли содержатся не только на поверхности кроижи, но и в ее порах И1 их вымывание происходит посте-- пенно ,. По истечении времени в работу вовлекаются соли из более глубоких пор, что увеличивает .срок действия средстсва,
Коэйй)ициент трения дорожного покрытия в случае применения предлагаемого средства несколько вьппе, чем при применении традиционных средств предотврао;ения проскальзывания - песка, гравия и т,д.. за счет внедрения шамотной крошки в ледовую по- верхность что увеличивает ее механическое сцепление с поверхностью дороги.
Предлагаемый состав может быть прготовлен дроблением отхода металлургической промьшшенности, например ло ма огнеупорной кладки ванн магниевых
0
5
6
Q E,
0
5
О
5
0
5
36 .2
электролизеров, карналлитовых хлораторов и ванн солевых хлораторов тита-. нового производства.
Химический состав лома огнеупорной кладки аппаратов производства титана и магния приводится в табл.1,
В процессе работы аппаратов хлорной металлургии происходит активное проникновение расплавов хлоридных солей в структуру огнеупорных изделий, что интенсифицируется наличием атомарного хлора. При этом происходит потеря механических (и огнеупорных) свойств изделий. Поэтому лом огнеупорной кладки легко подвергается механическому дроблению.
Лом огнеупоров относится к IV классу опасности и, следовательно, может применяться без ограничений при обработке дорожньк покрытий.
По интенсивности действия дроблений лом огнеупорной кладки солевых титановых хлораторов наиболее предпочтителен, однако при его применении происходит незначительное (до ) подкисление вод, что допускается санитарными нормами. Применение отходов огнеупорной кладки аппаратов магниевого производства не изменяет кислотности почв.
Пример, Для обработки ледовых поверхностей были использованы раздробленные отходы производства; лом огнеупорной кладки солевых титановых хлораторов; лом огнеупорной кладки ванн магниевых электролизеров; лом огнеупорной кладки карналлитовых хлораторов,
Образцу. обледеневшей поверхности подготавливались путем охлаждения керамических (шлакоситаловых) плит в криогненной установке с последующим нанесением на нее пульверизатором мелких водяных брызг до образования ровной ледовой поверхности (расход воды стабильный 500 мл на м поверхности).
Лом отработанньк огнеупоров раздробили до крупности не более 5 мм и полученной кройкой обработали подготовленные ледовые поверхности. Расход крошки составил 0,8 кг/м (0,4 мУЮОО мО.После обработки плиты вьщерживали 1 ч в криогенной установке при -5 с;.
После выдержки определили величину коэффициента сцепления каждой из
3132
испытуемых поверхностей с применением прибора ударного действия (тип ППК-МАДИ). После размораживания талые воды были исследованы на рН среды. Результаты исследований приведены 6 табл. 2 (примеры 2-4),
Для определения степени водоустойчивости плиты с ледовой поверхностью, обработанной различными отходами огнеупоров, подвергались обработке струей воды в течение 5 с. Расход во- 4 л/м
ды составил
, скорость течения
воды 0,5 м/с. Струя направлялась перпендикулярно к плоскости плиты, в ее центр,
После обработки водой плиты повторно замораживали в криогенной установке в течение 15 мин при -10°С, После повторного замораживания проводили измерение коэффициента сцепле- ния, тем самым устанавливалась величина изменения коэффициента сцепления в результате интенсивной водной обработки, т,е, водоустойчивость состава.
Результаты проведенных испытаний представлены в табл. 2 (примеры 2-4),
Лом огнеупорной кладки
ванн, электролиза магния 87,5-97,0 1,3-4,5 1,3-3,0 0,4-5,0
Лом огнеупорной кладки хлоратов обезвоживания карналлита87,5-95,0 1,2-4,5 1,0-3,0 2,8-5,0
Лом огнеупорной кладки солевых титановых хлораторов83,0-95,5 2,0-7,0 1,0-3,0
Для сравнения провели испытания по этой же методике применения смеси песка с добавкой 6%-ного хлористого натрия, как наиболее эффективного известного решения (см, табл, 2, пример 1),
Из приведенных опытных данных видно, что применение отходов титано- магниевого производства лома огнеупорной кладки аппаратов для борьбы с гололедом и скользкостью на дорожных покрытиях - позволяет повысить коэффициент сцепления обработанных дорожных покрытий при неизменных нормах расхода составов. Кроме того, водоустойчивость предлагаемых- соста- вов значительно выше, чем у известных.
Формула изобретения
Применение отходов лома огнеупорной кладки аппаратов титаномагниево- го производства в качестве средства для борьбы с гололедом и скользкостью дорожного покрытия,
0,5-3,0 1,0-4,0
4.
Песко-солевая смесь (состав-аналог)
Огнеупорная кладка солевых титановых хлораторов, дробленая
Огнеупорная кладка ванн магниевых электролизеров, дробленая
Огнеупорная кладка кар- наллитоных хлораторов,
0,18 0,48 0,39 5,33
0,18 0,66 0,62 16,5
0,18 0,62 0,58 15,5
Т а б л и ц а 2
0,18 0,48 0,39 5,33
7,1
6,2
7,1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СРЕДСТВО ДЛЯ БОРЬБЫ С ГОЛОЛЕДОМ НА ДОРОЖНОМ ПОКРЫТИИ | 2005 |
|
RU2280666C1 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫХ ПОКРОВОВ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ И ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЙ ПРЕПАРАТ "КАМА" | 1994 |
|
RU2044118C1 |
СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2003 |
|
RU2247806C2 |
Хлоратор и способ его пуска | 1980 |
|
SU908957A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ БОРЬБЫ С ГОЛОЛЕДОМ | 2005 |
|
RU2288935C2 |
Способ переработки хлоридныхОТХОдОВ ТиТАНО-МАгНиЕВОгОпРОизВОдСТВА | 1979 |
|
SU798188A1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ ОГНЕУПОРОВ, СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЯХ ТЕПЛОВЫХ АГРЕГАТОВ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ АГРЕГАТОВ | 2003 |
|
RU2231512C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОГНЕУПОРНЫХ БЛОКОВ ДЛЯ АГРЕГАТОВ ТИТАНО-МАГНИЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА | 2003 |
|
RU2244043C1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МАГНИЯ И ХЛОРА ИЗ ОКСИДНО-ХЛОРИДНОГО СЫРЬЯ | 2008 |
|
RU2402642C2 |
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2000 |
|
RU2167180C1 |
Изобретение относится к веществам для борьбы с гололедом и скользкостью дорожных покрытий. Отходы лома огнеупорной кладки аппаратов ти- таномагниевого производства представляют собой шамотную крошку на поверхности, в порах которой содержатся хлоридные соли. При нанесении вещества на гололед происходит взаимодействие хлоридных солей поверхностной солевой оболочки шамотной крошки с льдом и его растворение. Вещество имеет высокую водоустойчивость, т.к. вымывание хлоридных солей из пор продолжается длительное время.
Авторы
Даты
1987-07-15—Публикация
1986-04-23—Подача