Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента.
Целью изобретения является повышение надежности за счет увеличения эффективности охлаждения пар трения путем обеспечения выдавливания смазочно-охлаждаю- щей жидкости в зону трения под действием нажимного усилия.
На фиг. 1 изображена фрикционная муфта в выключенном положении; на фиг. 2 - муфта во включенном положении.
Между опорным диском 1 и закрепленным на нем кожухе 2 расположены подпружиненные по оси диафрагменной пружиной 3 нажимной диск 4, промежуточные ведущие диски 5 и 6, установленные на опорном 1 и нажимном 4 дисках с возможностью осевого перемещения.
На валу 7 установлен ведомый диск 8. Фрикционные накладки 9 ведомого диска 8 снабжены смазочно-охлаждающими канавками 10, например, спирального типа. Промежуточные ведущие диски 5 и 6 имеют радиальные 11 и осевые 12 отверстия для подачи смазочно-охлаждаЮ1цей жидкости (СОЖ) в кольцевые рабочие полости 13 и из них в зону трения. Для гарантированного раскрытия полостей 13 между промежуточными дисками 5 и 6 и дисками 1 и 4 служат тарельчатые пружины 14, а герметичность обеспечивается уплотнительными кольцами 15 и 16. С целью обеспечения «чистоты выключения муфты ход промежуточных дисков 5 и 6 ограничен стопорными коль- цам-и 17.
СОЖ, поступающая в муфту через каналы 18 вала 7 от источника подачи СОЖ может накапливаться в кольцевых карманах 19 и 20 промежуточных дисков 5 и 6, открытых к оси вращения муфты. i При включении муфты перемещением нажимного диска 4 производится замыкание фрикционных нар и перекрытие отверстий 11. СОЖ при этом выдавливается из полостей 13 через отверстия 12 и сбрасывается через канавки 10, обеспечивая тем самым высокую эффективность охлаждения в период буксования муфты. СОЖ, продолжающая поступать во включенной муфте через отверстия 18, накапливается в карманах 19 и 20, а
при их переполнении подается непосредственно к парам трения.
При выключении муфты нажимной диск 4 вместе с промежуточным ведущим диском 6 принудительно отводится, освобождая ве домый диск 8, одновременно с помощью пружин 14 образуя рабочие полости 13, куда СОЖ засасывается из карманов 19 и 20 через открывшиеся отверстия 11. Заполнение СОЖ полостей 13 обеспечивается тем, что суммарная пло1цадь отверстий 11
5 больше отверстий 12.
Формула изобретения
1.Фрикционная муфта, содержащая опорный диск, подпружиненный по оси нажимной
0 диск и ведомый диск с канавками на поверхности трения, сообщающимися с источником подачи смазочно-охлаждающей жидкости, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения эф5 фективности охлаждения, она снабжена подпружиненными относительно опорного и нажимного дисков промежуточными дисками, установленными на них с возможностью осевого перемещения, между промежуточными и соответственно нажимным и опор0 ным дисками расположены кольцевые полости, в промежуточных дисках выполнены сообщающиеся с кольцевыми полостями сквозные осевые и радиальные отверстия, при этом радиальные отверстия расположены с возможностью перекрытия нажимным
5 и опорным дисками в замкнутом состоянии муфты и сообщены с источником подачи смазочно-охлаждающей жидкости.
2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что общая площадь радиальных отверстий больше общей пло1цади осевых отверстий.
3. Муфта по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что в промежуточных дисках выполнены карманы, открытые к оси вращения муфты и сообщающиеся с радиальными отверстиями.
09 6 i6 2
Фаг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2003 |
|
RU2251632C1 |
Фрикционная муфта с жидкостным охлаждением | 1987 |
|
SU1530864A1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2004 |
|
RU2274782C1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2006 |
|
RU2321784C1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
Фрикционная многодисковая муфта | 1989 |
|
SU1661510A1 |
Гидравлическая фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1032243A1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2002 |
|
RU2235232C2 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1991 |
|
RU2025600C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА АВТОМОБИЛЯ | 1997 |
|
RU2133677C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента. Целью изобретения является повышение надежности за счет -увеличения эффективности охлаждения путем обеспечения выдавливания смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) в зону трения под действием нажимного усилия. Цель достигается тем, что ведущие диски (Д) выполнены составными из подпружиненных промежуточных Д 5 и 6, перемещающихся относительно опорного Д 1 и нажимного Д 4 с образованием между ними кольцевых полостей 13 переменного объема. В промежуточных Д 5 и 6 выполнены радиальные отверстия 11 для впуска СОЖ и осевые отверстия 12 для подачи СОЖ в зону трения. Для накопления СОЖ в полостях 13 общая площадь радиальных отверстий 11 больше общей площади осевых отверстий 12. С целью накапливания СОЖ в муфте выполнены карманы 19 и 20 в Д 5 и 6. При перемещении нажимного Д 4 выдавливается СОЖ из полостей 13 в зону трения под давлением, обеспечивая эффективное охлаждение поверхностей трения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. (О (Л со го 00 О5 о ОО
Патент США № 3385412, кл | |||
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Авторы
Даты
1987-08-07—Публикация
1985-09-23—Подача