Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным многодисковым муфтам, работающим в масле.
Целью изобретения является повышение долговечности муфты путем обеспечения равномерной теплонапряженности фрикционных дисков.
На фиг.1 изображена предлагаемая фрикционная многодисковая муфта, общий вид, продольный разрез; на фиг.2 - узел I на фиг.1.
Фрикционная многодисковая муфта содержит наружный 1 и внутренний 2 барабаны, нажимной 3 и опорный 4 диски, пакет 5 фрикционных дисков, размещенный между нажимным 3 и опорным А дисками. Пакет 5 фрикционных дисков соединен с наружным 1 и внутренним 2 барабанами. Последний имеет полость б для смазочного материала, выполненную с диаметром, увеличивающимся от нажимного 3 и опорного 4 дисков к поперечной плоскости симметрии пакета
5фрикционных дисков. Радиальные сквозные отверстия 7 равномерно расположены по боковой (образующей) поверхности конических поверхностей 8 и 9 и соединяют полость 6 с полостью 10 между внутренним 1 и наружным 2 барабанами. Конические поверхности 8 и,9 обращены одна к другой большими основаниями, расположенными в поперечной плоскости симметрии полости
6для смазочного материала, и имеют общую центральную ось, совмещенную с продольной осью муфты. Радиальные сквозные отверстия 7 в центральной части полости б выполнены с большим диаметром по сравнению с периферийными и равномерно распределены по образующей полости 6. В промежутках между сквозными отверстиями 7 могут быть выполнены кольцевые выступы 11, разделяющие полость 6 для смазочного материала на отсеки 12. Сквозные каналы 13 выполнены в кольцевых выступах 11 и соединяют отсеки 12 между собой. Полость 6 для смазочного материала может быть образована цилиндрическими ступенчатыми поверхностями 14. Диаметр ступеней равномерно увеличивается в продольном направлении от периферии полости 6 к ее центру.
Фрикционная многодисковая муфта работает следующим образом.
При включении муфты нажимной диск 3, перемещаясь в осевом направлении, прижимает пакет 5 фрикционных дисков к опорному диску 4, (создавая за счет сил трения необходимый крутящий момент. В процессе буксования фрикционных дисков на поверхностях трения выделяется значительное количество тепла, которое должно быть отведено смазочным материалам. При этом диски, расположенные в середине пакета 5, в отношении условий охлаждения находятся в худшем положении, чем крайние, так
как теплоотвод от средних дисков затруднен вследствие влияния источников тепла,, возникающих на поверхностях трения соседних дисков, а также вследствие большего удаления их от свободных для
0 охлаждения поверхностей. Поэтому при повторном выключении муфты температура поверхностей трения средних дисков будет выше, чем у крайних. При размыкании муфты нажимной диск 3 отходит в осевом на5 правлении от пакета 5 фрикционных дисков, которые расходятся в осевом направлении и вращаются в разомкнутом состоянии, при этом крутящий момент через муфту не передается. Как во включенном, так и в выклю0 ченном состояниях смазочный материал под действием центробежных сил поступает в полость 6 и оттуда по радиальным отверстиям 7 к пакету 5 фрикционных дисков. При этом благодаря конической форме бо5 ковых поверхностей полости 6, а также большему диаметру радиальных отверстий 8, расположенных в центральной части полости 6 (по сравнению с периферийными), к средним дискам пакета 5 поступает повы0 шенное количество смазочного материала, обеспечивая тем самым равномерный теплоотвод от пакета 5 дисков. В то же время при малых значениях расхода смазочной жидкости кольцевые выступы 11 препятст5 вуют скапливанию ее в центральной части полости б, распределяя по отсекам 12, которые сообщаются каналами 13.
Формула изобретения
1.Фрикционная многодисковая муфта, 0 содержащая наружный барабан, внутренний барабан с полостью для смазочного материала и с сообщающимися с ней радиальными отверстиями нажимной и опорный диски, пакет фрикционных дисков,
5 размещенный в полости между нажимным и опорным дисками с возможностью осевого перемещения, сообщающейся с полостью внутреннего барабана через сквозные радиальные отверстия, отличающаяся тем,
0 что, с целью повышения долговечности путем обеспечения равномерной теплонагру- женности фрикционных дисков, полость для смазочного материала выполнена с диаметром, увеличивающимся от нажимного и
5 опорного дисков к поперечной плоскости симметрии пакета фрикционных дисков.
2.Муфта по п. 1,отличающаяся тем, что полость для смазочного материала образована двумя боковыми коническими
поверхностями с общей центральной осью,
совмещенной с продольной осью муфты, причем их большие основания обращены одно к другому и расположены в поперечной плоскости симметрии полости для смазочного материала.
3. Муфта по п,1,отличающаяся тем, что радиальные отверстия, расположенные в центральной части полости для смазочного материала, выполнены с большим диаметром, чем отверстия, расположенные между ними и торцовыми поверхностями.
0
4.Муфта по пп, 1 и 2, о т л и ч а ю щ а я- с я тем, что на боковых конических поверхностях полости для смазочного материала между радиальными отверстиями выполнены кольцевые выступы со сквозными каналами, параллельными оси.
5.Муфта по пп. 1-3, отличаю щая- с я тем, что полость для смазочного материала образована цилиндрическими ступенчатыми поверхностями, при этом диаметры ступеней увеличиваются от периферии полости к ее центру.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта | 1985 |
|
SU1350396A1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 2005 |
|
RU2308623C2 |
Фрикционная многодисковая муфта | 1974 |
|
SU539184A1 |
БЕСФЛАТТЕРНАЯ МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ПРИВОДА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РАЗНОНАПРАВЛЕННОГО ИХ ВРАЩЕНИЯ | 2016 |
|
RU2618661C1 |
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 2005 |
|
RU2294465C1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
РЕВЕРСИВНАЯ МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1965 |
|
SU177243A1 |
Гидравлическая фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1032243A1 |
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2383792C2 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным многодисковым муфтам, работающим в масле. Цель изобретения - повышение долговечности муфты путем обеспечения равномерной теплонагруженности фрикционных дисков. Муфта содержит наружный (НБ) 1 и внутренний барабан (ВБ) 2, нажимной 3 и опорный 4 диски, пакет 5 фрикционных дисков. ВБ 2 выполнен с полостью (П) 6, соединенной радиальными сквозными отверстиями 7 с полостью 10 между НБ 1 и ВБ 2. П 6 образована двумя коническими поверхностями 8 и 9, имеющими общую центральную ось, совмещенную с продольной осью муфты. Большие основания конических поверхностей 8 и 9 обращены одна к другой. Радиальные отверстия 7, выполненные в центральной части П 6, имеют больший диаметр по сравнению с периферийными. Во включенном и выключенном состояниях муфты смазочный материал поступает из П 6 по радиальным отверстиям 7 к пакету 5 фрикционных дисков, равномерно охлаждая его. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
/
Фиг. 2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАЛЬНОГО ЛИСТА С ЧЕРНЫМ ПОКРЫТИЕМ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАЛЬНОГО ЛИСТА С ЧЕРНЫМ ПОКРЫТИЕМ И СИСТЕМА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАЛЬНОГО ЛИСТА С ЧЕРНЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2016 |
|
RU2690248C1 |
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Авторы
Даты
1991-07-07—Публикация
1989-07-10—Подача