Фрикционная многодисковая муфта Советский патент 1991 года по МПК F16D13/72 

Описание патента на изобретение SU1661510A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным многодисковым муфтам, работающим в масле.

Целью изобретения является повышение долговечности муфты путем обеспечения равномерной теплонапряженности фрикционных дисков.

На фиг.1 изображена предлагаемая фрикционная многодисковая муфта, общий вид, продольный разрез; на фиг.2 - узел I на фиг.1.

Фрикционная многодисковая муфта содержит наружный 1 и внутренний 2 барабаны, нажимной 3 и опорный 4 диски, пакет 5 фрикционных дисков, размещенный между нажимным 3 и опорным А дисками. Пакет 5 фрикционных дисков соединен с наружным 1 и внутренним 2 барабанами. Последний имеет полость б для смазочного материала, выполненную с диаметром, увеличивающимся от нажимного 3 и опорного 4 дисков к поперечной плоскости симметрии пакета

5фрикционных дисков. Радиальные сквозные отверстия 7 равномерно расположены по боковой (образующей) поверхности конических поверхностей 8 и 9 и соединяют полость 6 с полостью 10 между внутренним 1 и наружным 2 барабанами. Конические поверхности 8 и,9 обращены одна к другой большими основаниями, расположенными в поперечной плоскости симметрии полости

6для смазочного материала, и имеют общую центральную ось, совмещенную с продольной осью муфты. Радиальные сквозные отверстия 7 в центральной части полости б выполнены с большим диаметром по сравнению с периферийными и равномерно распределены по образующей полости 6. В промежутках между сквозными отверстиями 7 могут быть выполнены кольцевые выступы 11, разделяющие полость 6 для смазочного материала на отсеки 12. Сквозные каналы 13 выполнены в кольцевых выступах 11 и соединяют отсеки 12 между собой. Полость 6 для смазочного материала может быть образована цилиндрическими ступенчатыми поверхностями 14. Диаметр ступеней равномерно увеличивается в продольном направлении от периферии полости 6 к ее центру.

Фрикционная многодисковая муфта работает следующим образом.

При включении муфты нажимной диск 3, перемещаясь в осевом направлении, прижимает пакет 5 фрикционных дисков к опорному диску 4, (создавая за счет сил трения необходимый крутящий момент. В процессе буксования фрикционных дисков на поверхностях трения выделяется значительное количество тепла, которое должно быть отведено смазочным материалам. При этом диски, расположенные в середине пакета 5, в отношении условий охлаждения находятся в худшем положении, чем крайние, так

как теплоотвод от средних дисков затруднен вследствие влияния источников тепла,, возникающих на поверхностях трения соседних дисков, а также вследствие большего удаления их от свободных для

0 охлаждения поверхностей. Поэтому при повторном выключении муфты температура поверхностей трения средних дисков будет выше, чем у крайних. При размыкании муфты нажимной диск 3 отходит в осевом на5 правлении от пакета 5 фрикционных дисков, которые расходятся в осевом направлении и вращаются в разомкнутом состоянии, при этом крутящий момент через муфту не передается. Как во включенном, так и в выклю0 ченном состояниях смазочный материал под действием центробежных сил поступает в полость 6 и оттуда по радиальным отверстиям 7 к пакету 5 фрикционных дисков. При этом благодаря конической форме бо5 ковых поверхностей полости 6, а также большему диаметру радиальных отверстий 8, расположенных в центральной части полости 6 (по сравнению с периферийными), к средним дискам пакета 5 поступает повы0 шенное количество смазочного материала, обеспечивая тем самым равномерный теплоотвод от пакета 5 дисков. В то же время при малых значениях расхода смазочной жидкости кольцевые выступы 11 препятст5 вуют скапливанию ее в центральной части полости б, распределяя по отсекам 12, которые сообщаются каналами 13.

Формула изобретения

1.Фрикционная многодисковая муфта, 0 содержащая наружный барабан, внутренний барабан с полостью для смазочного материала и с сообщающимися с ней радиальными отверстиями нажимной и опорный диски, пакет фрикционных дисков,

5 размещенный в полости между нажимным и опорным дисками с возможностью осевого перемещения, сообщающейся с полостью внутреннего барабана через сквозные радиальные отверстия, отличающаяся тем,

0 что, с целью повышения долговечности путем обеспечения равномерной теплонагру- женности фрикционных дисков, полость для смазочного материала выполнена с диаметром, увеличивающимся от нажимного и

5 опорного дисков к поперечной плоскости симметрии пакета фрикционных дисков.

2.Муфта по п. 1,отличающаяся тем, что полость для смазочного материала образована двумя боковыми коническими

поверхностями с общей центральной осью,

совмещенной с продольной осью муфты, причем их большие основания обращены одно к другому и расположены в поперечной плоскости симметрии полости для смазочного материала.

3. Муфта по п,1,отличающаяся тем, что радиальные отверстия, расположенные в центральной части полости для смазочного материала, выполнены с большим диаметром, чем отверстия, расположенные между ними и торцовыми поверхностями.

0

4.Муфта по пп, 1 и 2, о т л и ч а ю щ а я- с я тем, что на боковых конических поверхностях полости для смазочного материала между радиальными отверстиями выполнены кольцевые выступы со сквозными каналами, параллельными оси.

5.Муфта по пп. 1-3, отличаю щая- с я тем, что полость для смазочного материала образована цилиндрическими ступенчатыми поверхностями, при этом диаметры ступеней увеличиваются от периферии полости к ее центру.

Похожие патенты SU1661510A1

название год авторы номер документа
Фрикционная муфта 1985
  • Кацюба Анатолий Иванович
  • Прохоров Владимир Владимирович
  • Филиппов Анатолий Николаевич
  • Харченко Анатолий Павлович
  • Шелковников Владимир Иванович
SU1350396A1
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА 2005
  • Внуков Василий Васильевич
RU2314478C2
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
RU2308623C2
Фрикционная многодисковая муфта 1974
  • Кобуладзе Александр Николаевич
  • Суслов Владимир Ильич
  • Аверьянов Олег Иванович
SU539184A1
БЕСФЛАТТЕРНАЯ МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ПРИВОДА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РАЗНОНАПРАВЛЕННОГО ИХ ВРАЩЕНИЯ 2016
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Лозин Андрей Васильевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2618661C1
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
RU2294465C1
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2019
  • Мохов Павел Игоревич
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич
RU2708963C1
РЕВЕРСИВНАЯ МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 1965
SU177243A1
Гидравлическая фрикционная муфта 1981
  • Красневский Леонид Григорьевич
SU1032243A1
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 2007
  • Гаев Сергей Викторович
  • Захаров Юрий Анатольевич
  • Печенкин Виктор Алексеевич
RU2383792C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 661 510 A1

Реферат патента 1991 года Фрикционная многодисковая муфта

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным многодисковым муфтам, работающим в масле. Цель изобретения - повышение долговечности муфты путем обеспечения равномерной теплонагруженности фрикционных дисков. Муфта содержит наружный (НБ) 1 и внутренний барабан (ВБ) 2, нажимной 3 и опорный 4 диски, пакет 5 фрикционных дисков. ВБ 2 выполнен с полостью (П) 6, соединенной радиальными сквозными отверстиями 7 с полостью 10 между НБ 1 и ВБ 2. П 6 образована двумя коническими поверхностями 8 и 9, имеющими общую центральную ось, совмещенную с продольной осью муфты. Большие основания конических поверхностей 8 и 9 обращены одна к другой. Радиальные отверстия 7, выполненные в центральной части П 6, имеют больший диаметр по сравнению с периферийными. Во включенном и выключенном состояниях муфты смазочный материал поступает из П 6 по радиальным отверстиям 7 к пакету 5 фрикционных дисков, равномерно охлаждая его. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 661 510 A1

/

Фиг. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1661510A1

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАЛЬНОГО ЛИСТА С ЧЕРНЫМ ПОКРЫТИЕМ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАЛЬНОГО ЛИСТА С ЧЕРНЫМ ПОКРЫТИЕМ И СИСТЕМА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАЛЬНОГО ЛИСТА С ЧЕРНЫМ ПОКРЫТИЕМ 2016
  • Накано, Тадаси
  • Уэно, Син
  • Ямамото, Масая
RU2690248C1
Вагонный распределитель для воздушных тормозов 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU192A1

SU 1 661 510 A1

Авторы

Чернышев Александр Николаевич

Чичинадзе Автандил Виссарионович

Андрш Ярослав Ярославович

Некрасов Александр Олегович

Павлов Евгений Михайлович

Даты

1991-07-07Публикация

1989-07-10Подача