1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых зубчатых передачах.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности переда с двумя линиями зацепления при реверсивном нагружении путем уменьшения краевого излома зубьев.
На фиг. 1 показано зубчатое колесо с постоянным углом наклона актив- ньрс поверхностей по ширине венца | на фиг. 2 - парное ему колесо; на фиг. 3 - колесо с переменньм углом наклона (впадины между зубьями заштрихованы) ; на фиг. 4 - парное ему колесо; на фиг. 5 - зуб ведущего колеса; на фиг. 6 - то же, ведомого колеса.
Зубчатая передача содержит ведущее 1 и ведомое 2 колеса окружная делительная толщина головок и ножек зубьев 3 и 4 которых выполнена на ведущем колесе I плавно уменьшающейся в направлении от торца А к торцу В, а на ведомом колесе 2 плавно увеличивающейся также в направлении от торца А к торцу В. Впадины 5 между зубьями 3 соответственно на ведущем колесе 1 выполнены плавно увеличивающимися, а впадины 6 мезкду зубьями 4 на ведомом колесе 2 плавно уменьшающимися в направлении от торца А к торцу Б колес, что связано с разными значениями углов /i, и /ь наклона
зубьев (/J i j).
При таком конструктивном вьтолне- нии окружная делительная толщина S головок зубьев ведущего колеса по торцу А по верхней линии 7 зацепления вьтолнена большей, чем окружная делительная толщина S ножек зубьев ведомого колеса по А по нижней линии 8 зацепления. По торцу В соответственно окружная делительная толщина S. .ножек зубьев ведущего колеса 1 по нижней линии 9 зацепления (фиг. 5) выполнена меньшей, чем окружная делительная толщина s голово зубьев ведомого колеса 2 по верхней линии 10 зацепления.
На фиг. 5 показана площад са 11 контакта по верхней линии 7 зацепле;- ния на активной поверхности зуба 3 ведущего колеса 1 со стороны торца А колеса и соответствующая ей площадка 12 контакта (фиг. 6) по нижней линии 8 зацепления на активной поверхности
03722
зуба 4 ведомого колеса 2 также со стороны торца А колеса.
На фиг. 6 показана площадка 13 i контакта по верхней линии 10 зацепления на активной поверхности зуба 4 вецомого колеса 2 со стороны торца В колеса и соответствующая ей площадка 14 контакта нижней линии. 9 зацепления н а активной поверхности зуба 3 ведущего колеса 1 также со стороны-торца В колеса.
10
Кроме того, на фиг.5 показано опасное сечение зуба ведущего колеса 1 со стороны торца А, а на фиг. 3 cooTBeTC j BeHHo показано опасное сечение В, в , зуба 4 ведущего колеса 2 также со стороны торца А. На этих же фиг. 5 и 6 условно показаны ширина Ы и высота Sj прямоугольного опасного сечения зуба 4 ведомого колеса и ширина s и высота S
прямоугольного опасного сечения
зуба лес.
3 ведущего колеса с торца А ко0
0
5
0
5
Зуб 3 ведущего колеса с окружной делительной толщиной S входит во
впадину 6 ведомого колеса 2 со стороны, торца А колес 1 и 2. При этом головка зуба 3 ведущего ко.песа 1 контактирует с ножкой зуба 4 ведомого колеса 2 с окружной делительной тол- щиной $2 и образует площадку 11 контакта (фиг. 5) на активной поверхности зуба 3 по верхней линии 7 зацепления и соответственно площадку 1-2 контакта (фиг. 6) на активной поверхности .зуба 4 по шяжней линии 8 зацепления, которые при работе передачи перемещаются в направлении к торцу В венцов колес 1 и 2.
При реверсе передачи зуб 4 ведомого колеса 2 с окружной дел ятельной толщиной S входит во впадину 5 ведущего колеса 1 со стороны торца В колес 1 и 2. При этом головка зуба 4 ведомого колеса 2 контактирует с ножкой зуба 3 ведущего колеса 1 с оп- ружной делительной толщиной S | и образует площадку 13 контакта (фиг. 6) на активной поверхности зу(5а 4 по верхней линии 10 зацепления и соответственно площадку 14 контакта (фиг. 5) на активной поверхности зуба 3 по нижней линии 9 зацепления, которые при работе передачи перемегцаются в
направлении к торцу А венцов колес
I и 2.
Формула изобретения
Зубчатая передача, содержащая колеса 5 с уменьшенной высотой зубьев, толщи- на которых переменна по ширине венцов , отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности передач с двумя линиями зацепления, толщина зубьев на торцах колес определена зависимостью
10
5
где S
b
г
1,2
Pt 1.1
Pij I7jLL bj.
/нТ +
-окружная делительная толщина зубьев колес;
-окружной шаг колес;
-высота активной поверхности зуба по верхней или по шгжней линиям зацепления;
-ширина опасного сечения зубьев колес при краевом изломе зуба.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2224154C1 |
Зубчатая передача | 1991 |
|
SU1801188A3 |
Прямозубое цилиндрическое колесо | 1982 |
|
SU1076664A1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2013 |
|
RU2545361C1 |
Зубчатая передача точечного зацепления | 1990 |
|
SU1716226A1 |
Шевронная зубчатая передача | 1980 |
|
SU947528A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СИДОРА | 1992 |
|
RU2057975C1 |
ЗУБЧАТЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ | 2011 |
|
RU2470731C2 |
Зубчатая передача | 1979 |
|
SU796563A1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2011 |
|
RU2468881C2 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых зубчатых передачах. Целью изобретения является пойышение нагрузочной способности передач с двумя линиями зацепления при реверсивном нагружении путем уменьшения краевого излома зубьев. Б зубчатой передаче, содержащей колеса 1 с уменьшенной высотой зубьев 3, толщина которых переменна по ширине венцов, толщина зубьев 3 на торцах колес 1 определена как функция высоты активной поверхности зуба 3, окружного шага колес I, ширины опасного сечения зуба 3. 6 ил. (Л со со о со ND В (pusi
фиг2
фигЗ
фи9.4
Марков А.Н | |||
Эвольвентные зубчатые передачи с уменьшенной высотой зуба для горных машин | |||
Кандидатская диссертация | |||
М., 1965, МИРГЭ, с | |||
Устройство двукратного усилителя с катодными лампами | 1920 |
|
SU55A1 |
Прибор для промывания газов | 1922 |
|
SU20A1 |
Авторы
Даты
1987-08-15—Публикация
1985-07-22—Подача