Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом Советский патент 1987 года по МПК F02B29/04 F01P3/20 

Описание патента на изобретение SU1333796A1

1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестро- ению, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания (две) с турбонаддувом, и может быть использовано в силовых установках транспортных средств и сельскохозяйственных машин.

Цель изобретения - повышение эф- фективКости охлаждения.

На фиг.1 представлена схема системы охлаждения ДВС с турбонаддувом; на фиг.2 - блок теплообменников и Дополнительный вентилятор, общий вид.

Система охлаждения ДВС с турбонаддувом содержит охладитель наддувочного воздуха, например трубчато- ребристого типа, раздающий коллектор

2которого подключен к магистрали

3подачи воздуха, сообщенной с компрессором 4 наддува, а сборный коллектор 5 подключен к впускному тру13337962

Система охлаждения работает следующим образом.

Атмосферный воздух поступает в компрессор 4 наддува, откуда наддувочный воздух подается в раздающий коллектор 2 охладителя 1 наддувочного воздуха, далее через каналы роз духоохладителя воздух направляется , 10 в сборный коллектор 5, после чего через впускной трубопровод 6 он направляется в двигатель 7. Часть сжатого в компрессоре 4 воздуха подается через запорный элемент в воздуш- 15 ную турбину, кинематически связанную с дополнительным вентилятором 8, который служит для форсированного дутья через охладитель 1 наддувочного воздуха, в то время как вентилятор 20 12 служит для продувки охлаждающего воздуха как через радиатор 11, так и через охладитель 1 наддувочного воздуха.

Для регулирования глубины охлажбопроводу 6 двигателя 7, дополнитель- 5 дения наддувочного воздуха в воздуный вентилятор 8 с приводом 9 и органом 10 управления этим приводом, радиатор 11,включенный в контур циркуляции охлаждающей жидкости, и вентилятор 12 обдува радиатора 11 и ох- 30 ладителя 1 наддувочного воздуха, ус- тановленньй на конце воздуховода 13 в котором размещены радиатор 11, охладитель 1 наддувочного воздуха и дополнительный вентилятор 8. Возду- 35 ховод 13 разделен при помощи перегородки 14 на два па.раллельных канала 15 и 16, в одном из которых размещены дополнительный вентилятор 8, охладитель 1 наддувочного воздуха и 40 орган 17.регулирования проходного. сечения этого канала, а в другом - радиатор 11.

Перегородка 14 может быть выполнена неподвижной, а орган 17 регули- 45 рования проходного сечения канала 15 может быть выполнен в виде поворотных заслонок.

Привод 9 дополнительного вентилятора 8 может быть выполнен в виде до турбины, снабженной патрубком 18 подвода сжатого воздуха, подключенным к магистрали 3 подачи воздуха, а орган 10 управления с приводом 9 может быть выполнен в виде 3anopHdro 55 элемента, установленного в патрубке 18 подвода сжатого воздуха и изменяющего площадь его проходного сечения.

хоохладителе и поддержания на оптимальном уровне температуры наддувочного воздуха на входе в двигатель служат поворотные заслонки, которые могут занимать различное положение в зависимости от температуры атмосферного воздуха и режима работы двигателя. При больших нагрузках двигателя и высоких температурах атмосфер ного воздуха поворотные заслонки полностью открывают проходное сечение канала 15, образованного стенкой воздуховода 13 и перегородкой 14. Создаваемьй вентилятором 12. поток охпаждающего воздуха на входе в блок теплообменников, разделяется на две части, одна проходит через охладитель 1 наддувочного воздуха, а другая - через радиатор 11. После прохождения теплообменников обе части потока охлаждающего воздуха соединяются и проходят через вентилятор 12. Дополнительный вентилятор В служит для увеличения расхода охлаждающего воздуха через воздухоохладитель с целью дополнительного увеличения плотности наддувочного воздуха.

При уменьшении нагрузки двигателя от максимальной до режима максимального крутящего момента, а также при уменьшении температуры атмосферного воздуха доступ сжатого воздуха в турбину дополнительного вентилятора 8 ограничивается запорным элемеН

337962

Система охлаждения работает следующим образом.

Атмосферный воздух поступает в компрессор 4 наддува, откуда наддувочный воздух подается в раздающий коллектор 2 охладителя 1 наддувочного воздуха, далее через каналы роз- духоохладителя воздух направляется , 10 в сборный коллектор 5, после чего через впускной трубопровод 6 он направляется в двигатель 7. Часть сжатого в компрессоре 4 воздуха подается через запорный элемент в воздуш- 15 ную турбину, кинематически связанную с дополнительным вентилятором 8, который служит для форсированного дутья через охладитель 1 наддувочного воздуха, в то время как вентилятор 20 12 служит для продувки охлаждающего воздуха как через радиатор 11, так и через охладитель 1 наддувочного воздуха.

Для регулирования глубины охлажхоохладителе и поддержания на оптимальном уровне температуры наддувочного воздуха на входе в двигатель служат поворотные заслонки, которые могут занимать различное положение в зависимости от температуры атмосферного воздуха и режима работы двигателя. При больших нагрузках двигателя и высоких температурах атмосферного воздуха поворотные заслонки полностью открывают проходное сечение канала 15, образованного стенкой воздуховода 13 и перегородкой 14. Создаваемьй вентилятором 12. поток охпаждающего воздуха на входе в блок теплообменников, разделяется на две части, одна проходит через охладитель 1 наддувочного воздуха, а другая - через радиатор 11. После прохождения теплообменников обе части потока охлаждающего воздуха соединяются и проходят через вентилятор 12. Дополнительный вентилятор В служит для увеличения расхода охлаждающего воздуха через воздухоохладитель с целью дополнительного увеличения плотности наддувочного воздуха.

При уменьшении нагрузки двигателя от максимальной до режима максимального крутящего момента, а также при уменьшении температуры атмосферного воздуха доступ сжатого воздуха в турбину дополнительного вентилято ра 8 ограничивается запорным элемеН

том. Поворотные заслонки частично перекрывают проходное сечение канала 15, поэтому расход охлаждающего воздуха через охладитель 1 наддувочного воздуха уменьшается, что приводит к уменьшению охлаждения наддувочного воздуха, а также к экономии мощности двигателя, затрачиваемой на привод-вентилятора 12.

При работе двигателя на режимах малых нагрузок при низких температурах атмосферного воздуха поворотные заслонки полностью перекрывают проходное сечение канала 15 охлаждающего воздуха. В этом случае охлаждение наддувочного воздуха в воздухоохладителе 1 прекращается.

Привод запорного элемента, а также регулируемых заслонок осуществляется от сервомеханизмов системы автоматического регулирования температуры двигателя (не показаны). В качестве управлякмдих параметров используются температура и давление наддувочного воздуха, температура охлаждающей жидкости в радиаторе, температура масла в маслоохладителе, температура атмосферного воздуха, положение педали газа или рейки топ- (ливного насоса.

Формула изобретения

1. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом, содержащая охладитель наддувочного

воздухаi подключенный к магистрали подачи воздуха, радиатор, включенный в контур циркуляции охлаждающей жидкости, вентилятор обдува радиатора и охладителя наддувочного воздуха воздуховод, разделенньй при помощи по меньшей мере одной перегородки на параллельные каналы, в одном из которых размещены охладитель наддувочного воздуха и орган регулирования проходного сечения канала, отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности охлаждения,

5- система снабжена дополнительным вентилятором с приводом и органом управления этим приводом, причем дополнительный вентилятор установлен в одном канале с охладителем надду0 вочного воздуха,

2.Система по п.1, о т л и ч а- ю щ а я с я тем, что перегородка выполнена неподвижной, а орган ре5 гулирования проходного сечения выполнен в виде поворотных заслонок.

3.Система по пп.1 и 2, о т л и- чающаяся тем, что привод дополнительного вентилятора выполнен

0 в виде турбины, снабженной патруб- .ком подвода сжатого воздуха, подключенным к магистрали подачи воздуха, а орган управления приводом выполнен в виде запорного элемента,

g установленного в патрубке подвода сжатого воздуха и изменяклцего площадь проходного сечения последнего.

(Риг. 2

Похожие патенты SU1333796A1

название год авторы номер документа
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом 1986
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Белькевич Владимир Георгиевич
  • Загидуллин Равкад Якубович
  • Медведев Алексей Викторович
  • Осипов Иван Иванович
  • Таммор Владимир Владимирович
  • Фрейман Юрий Иосифович
SU1321860A1
Двигатель внутреннего сгорания 1987
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Загидуллин Рафгать Якубович
  • Медведев Алексей Викторович
  • Коновалов Виталий Владимирович
  • Тарханов Олег Абдулхакович
  • Фрейман Юрий Иосифович
SU1451298A1
СИСТЕМА И СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) РАБОТЫ НАСОСА ХЛАДАГЕНТА С ПРИВОДОМ ОТ ТУРБОНАГНЕТАТЕЛЯ 2015
  • Мехраваран Мейсам
  • Вейд Роберт Эндрю
RU2706327C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЙПАСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБИНЫ И РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ДИЗЕЛЕ С ТУРБОНАДДУВОМ 1999
  • Петухов Е.В.
  • Лазарев Е.А.
  • Лаврик А.Н.
  • Павлов А.Н.
  • Мицын Г.П.
  • Редько И.Я.
RU2159340C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ИДЕНТИФИКАЦИИ УХУДШЕНИЯ РАБОТЫ КОМПОНЕНТОВ ОХЛАДИТЕЛЯ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Смит Крэйг Алан
  • Уайтхед Джозеф Патрик
  • Глугла Крис Пол
  • Кокрилл Чарльз Аллен
RU2639412C2
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Белькевич Владимир Георгиевич
  • Медведев Алексей Викторович
  • Фрейман Юрий Иосифович
  • Тимофеев Владимир Егорович
  • Каминский Валерий Николаевич
  • Бугаев Владимир Алексеевич
  • Сакерин Геннадий Александрович
  • Таммор Владимир Владимирович
  • Загидуллин Равкад Якубович
SU1250674A1
Устройство турбонаддува двигателя внутреннего сгорания 2017
  • Никишин Денис Валентинович
RU2649714C1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ 1998
  • Гук А.В.
  • Сидоров Б.Н.
  • Сорокин А.Н.
  • Крайнов А.Н.
  • Кушнарев А.В.
  • Чередниченко С.В.
RU2136912C1
Двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Кирин Владимир Степанович
SU1772368A1
Турбокомпаундный двигатель внутреннего сгорания 1989
  • Борисов Александр Дмитриевич
SU1714172A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 333 796 A1

Реферат патента 1987 года Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом

Изобретение относится к двига- телестроению и м.б. использовано в силовых установках транспортных средств и сельскохозяйственных машин. Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения.. Вентилятор. 8 установлен в одном канале с охладителем 1 наддувочного воздуха и ;, снабжен приводом 9, выполненным в виде турбины, подключенной к магистрали 3 подачи воздуха. Орган 10 управления приводом 9 выполнен в виде запорного элемента, установленного в патрубке 18 подвода сжатого воздзгха. Перегородка 14 м.б. выполнена неподвижной, а орган 17 регулирования проходного сечения канала 15 м.б.. выполнен в виде поворотных заслонок. При уменьшении нагрузки двигателя, а также при уменьшении т-ры атмосферного воздуха доступ сжатого воздуха в турбину вентилятора 8 ограничивается запорным элементом. Поворотные заслонки частично перекрывают проходное сечение канала 15, поэтому расход охлаждающего воздуха через охладитель 1 уменьшается, что приводит к уменьшению охлаждения наддувочного воздуха. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. а (Л С СА: со со со О5 Г

Формула изобретения SU 1 333 796 A1

Редактор А.Долинич

Составитель Л.Черный - Техред В.Кадар Корректор Л.Бескид

Заказ 3935/28 Тираж 503Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1333796A1

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Белькевич Владимир Георгиевич
  • Медведев Алексей Викторович
  • Фрейман Юрий Иосифович
  • Тимофеев Владимир Егорович
  • Каминский Валерий Николаевич
  • Бугаев Владимир Алексеевич
  • Сакерин Геннадий Александрович
  • Таммор Владимир Владимирович
  • Загидуллин Равкад Якубович
SU1250674A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 333 796 A1

Авторы

Кустарев Юрий Степанович

Белькевич Владимир Георгиевич

Шестаков Александр Анатольевич

Кондриков Алексей Михайлович

Фрейман Юрий Иосифович

Загидуллин Равкад Якубович

Медведев Алексей Викторович

Фомин Валентин Константинович

Сакерин Геннадий Александрович

Даты

1987-08-30Публикация

1986-04-29Подача