СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ Российский патент 1999 года по МПК F01P3/20 F02B29/04 

Описание патента на изобретение RU2136912C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к силовым установкам транспортных средств, а именно к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом.

Известна система жидкостного охлаждения транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания с турбонаддувом [1], имеющая два контура циркуляции с разными температурами охлаждающей жидкости, подача которой осуществляется одним жидкостным насосом. Контур с более высокой температурой охлаждающей жидкости включает в себя рубашку охлаждения двигателя и основную секцию радиатора. Контур с пониженной температурой охлаждающей жидкости содержит дополнительную секцию радиатора, жидкостные охладители наддувочного воздуха и масла. Оба контура связаны между собой через терморегулирующие устройства, перераспределяющие между ними потоки охлаждающей жидкости.

Недостатком указанной системы охлаждения является невозможность обеспечения рационального протекания рабочего процесса в цилиндрах двигателя в зависимости от физико-химических свойств топлива.

Наиболее близкой по техническому решению и достигаемому результату, принятой за прототип, является система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом [2], содержащая два контура циркуляции с разным уровнем температур охлаждающей жидкости, связанных между собой через несколько термостатических клапанов. Подача жидкости в контуры осуществляется одним жидкостным насосом. Контур с более высокой температурой охлаждающей жидкости включает в себя рубашку охлаждения и большую часть жидкостного радиатора. Контур с меньшей температурой охлаждающей жидкости содержит меньшую часть жидкостного радиатора и жидкостный охладитель наддувочного воздуха.

Недостатком прототипа является то, что он не в полной мере обеспечивает поддержание требуемого уровня температуры наддувочного воздуха при изменении атмосферных условий и физико-химических свойств топлива.

Технической задачей изобретения является обеспечение регулирования температуры наддувочного воздуха в зависимости от атмосферных условий, режима работы двигателя и физико-химических свойств топлива.

Поставленная задача достигается тем, что система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом, содержащая жидкостный насос, основной контур циркуляции, включающий рубашку охлаждения двигателя и основную секцию жидкостного радиатора, и дополнительный контур, включающий последовательно соединенные дополнительную секцию жидкостного радиатора и жидкостный охладитель наддувочного воздуха отличается тем, что в нее дополнительно введены компаратор и подключенные к нему регулирующее устройство, датчик температуры наддувочного воздуха, датчик вязкости топлива, электромагнитный клапан, подсоединенный к основному и дополнительному контурам циркуляции, связанным с регулирующим устройством, подключенным совместно с датчиком температуры наддувочного воздуха к магистрали высокого давления.

На фиг. 1 представлена схема системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом.

Система содержит жидкостный насос 1 и два связанных между собой через регулирующее устройство 2 контура циркуляции охлаждающей жидкости, основной из которых включает рубашку 3 охлаждения двигателя, термостат 4, основную секцию 5 жидкостного радиатора. Дополнительный контур циркуляции включает последовательно соединенные дополнительную секцию 6 жидкостного радиатора и жидкостный охладитель 7 наддувочного воздуха (далее - охладитель). Охлаждающая жидкость в дополнительный контур подается из напорной магистрали 8 через электромагнитный клапан 9 и возвращается во всасывающую магистраль 10. В системе имеется компаратор 11, к которому подключены датчик 12 температуры наддувочного воздуха, регулирующее устройство 2, связанные с магистралью высокого давления и электромагнитный клапан 9. Для многотопливного двигателя к компаратору дополнительно подключается датчик 13 вязкости топлива, включенный в систему питания топливом. Подача воздуха в магистраль высокого давления 14 и охладитель 7 осуществляется от турбокомпрессора 15.

Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом работает следующим образом.

Охлаждающая жидкость, нагнетаемая жидкостным насосом 1, разделяется на два потока. Основной поток направляется из напорной магистрали 8 в рубашку 3 охлаждения двигателя, где нагревается и поступает через термостат 4 в зависимости от температуры во всасывающую магистраль 10 жидкостного насоса 1, либо первоначально в основную секцию 5 жидкостного радиатора, где охлаждается, после чего поступает во всасывающую магистраль 10 жидкостного насоса 1. Другой поток охлаждающей жидкости из напорной магистрали 8 при открытом электромагнитном клапане 9 поступает в дополнительную секцию 6 жидкостного радиатора, где охлаждающая жидкость доохлаждается (ее температура после секции на 10-20oC меньше, чем температура охлаждающей жидкости во всасывающей магистрали 10) и подается в охладитель 7 для охлаждения наддувочного воздуха, нагнетаемого турбокомпрессором 15 в магистраль высокого давления 14. Основной и дополнительный контуры циркуляции соединены между собой через регулирующее устройство 2, изменяющее поток жидкости из основного контура в дополнительный в зависимости от давления наддувочного воздуха и выходного сигнала компаратора 11, значение которого определяется в том числе температурой наддувочного воздуха.

Регулирующее устройство может быть реализовано следующим образом. В корпусе, разделенном подвижной перегородкой на две полости, через одну прокачивается охлаждающая жидкость. Другая полость через трубопровод соединена с магистралью высокого давления (например, наддувочного воздуха). На перегородке жестко закреплен сердечник, способный перемещаться внутри катушки управления, установленной на корпусе и подключенной к компаратору. Управление положением перегородки осуществляется суммарным усилием наддувочного воздуха и магнитодвижущей силы катушки управления, значение которой зависит от выходного сигнала компаратора. При этом компаратор 11, регистрируя изменение расхода жидкости через регулирующее устройство 2, вырабатывает управляющий сигнал на электромагнитный клапан 9, вызывая обратно пропорциональное изменение расхода жидкости через него.

В процессе предпусковой подготовки, при отсутствии давления наддувочного воздуха в магистрали высокого давления 14 регулирующее устройство 2 не перекрывает доступ охлаждающей жидкости из основного контура в дополнительный, а электромагнитный клапан 9 закрыт, отключая дополнительную секцию 6 жидкостного радиатора, что обеспечивает прогрев охлаждающей жидкости во всех потребителях, включая охладитель 7. Это позволит подогревать наддувочный воздух в период пуска двигателя, что особенно важно при низких температурах атмосферного воздуха.

На режимах холостого хода и частичных нагрузок в зависимости от температуры наддувочного воздуха в компараторе 11 вырабатывается управляющий сигнал и подается на электромагнитный клапан 9 и регулирующее устройство 2, изменяя поток жидкости через них и тем самым обеспечивая требуемый уровень температуры наддувочного воздуха на этих режимах.

При работе двигателя на режимах средних и максимальных нагрузок давление и температура наддувочного воздуха достигают значений, при которых перекрывается перепуск охлаждающей жидкости через регулирующее устройство 2, полностью открывается электромагнитный клапан 9, что обеспечит разъединение контуров и соответственно более глубокое охлаждение наддувочного воздуха.

При изменении атмосферных условий (например, температуры окружающего воздуха) изменится температура наддувочного воздуха. В этом случае компаратор 11, получив сигнал от датчика 12 температуры наддувочного воздуха, вырабатывает управляющий сигнал на регулирующее устройство 2 и электромагнитный клапан 9, соответственно изменяя расходы жидкости через них и приводя температуру наддувочного воздуха к рациональным значениям.

Изменение сорта топлива, а следовательно, и его плотности при отсутствии корректора цикловой подачи топлива приведет к изменению давления наддува. С уменьшением плотности топлива давление наддува и его воздействие на регулирующее устройство 2 будет уменьшаться, что обеспечит большую подачу жидкости из основного контура в дополнительный, меньшее охлаждение наддувочного воздуха и тем самым улучшит условия самовоспламенения легких топлив и их смесей.

В многотопливных двигателях, при наличии устройств, изменяющих цикловую подачу в зависимости от сорта применяемого топлива, к компаратору 11 подключается датчик 13 вязкости топлива. В этом случае при работе двигателя на легких топливах компаратор 11, получив сигнал от датчика 13 вязкости топлива, вырабатывает управляющий сигнал и подает его на регулирующее устройство 2 и электромагнитный клапан 9, благодаря суммарному действию которых увеличивается температура жидкости в дополнительном контуре циркуляции, а следовательно и температура наддувочного воздуха, что улучшает протекание рабочего процесса в цилиндрах двигателя.

Таким образом, в предлагаемой системе возможно осуществить более точное регулирование температуры наддувочного воздуха и поддерживать ее в рациональных значениях в зависимости от атмосферных условий, режима работы двигателя и физико-химических свойств применяемого топлива.

Литература:
1. Заявка Франции N 2341041, F 02 B 29/04, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР N 1153091, F 01 P 3/20, 1983.

Похожие патенты RU2136912C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Липатов В.Е.
  • Деревенцев С.Г.
  • Мещеряков В.А.
  • Рабинков Б.И.
  • Дурманов А.С.
  • Собченко Б.С.
  • Лесовицкий И.В.
  • Русаков А.И.
RU2027871C1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Белькевич Владимир Георгиевич
  • Козловский Иван Иванович
  • Мещеряков Владимир Александрович
  • Фрейман Юрий Иосифович
  • Тимофеев Владимир Егорович
  • Бузинов Евгений Борисович
  • Русаков Альберт Израилевич
  • Вазенмиллер Александр Робертович
SU1183697A1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом 1989
  • Васильев Валентин Иванович
SU1740717A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Безюков Олег Константинович
  • Жуков Владимир Анатольевич
RU2459093C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Жуков Владимир Анатольевич
RU2453714C1
Двигатель внутреннего сгорания 1987
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Загидуллин Рафгать Якубович
  • Медведев Алексей Викторович
  • Коновалов Виталий Владимирович
  • Тарханов Олег Абдулхакович
  • Фрейман Юрий Иосифович
SU1451298A1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом 1983
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Мещеряков Владимир Александрович
  • Липатов Владимир Евгеньевич
  • Тимофеев Владимир Егорович
  • Дмитриев Владимир Петрович
  • Таммор Владимир Владимирович
  • Бузинов Евгений Борисович
  • Антонов Павел Андреевич
  • Вазенмиллер Александр Робертович
  • Духовный Рафаил Гершонович
  • Русаков Альберт Израилевич
SU1153091A1
Двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Кирин Владимир Степанович
SU1772368A1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ 1992
  • Рагузин А.Р.
  • Горбунов Е.С.
  • Петриченко М.Р.
RU2049922C1
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Закирзаков Г.Г.
  • Карнаухов Н.Н.
  • Иванов А.А.
  • Мерданов Ш.М.
  • Самойлова М.И.
  • Фиалковский А.В.
RU2134804C1

Реферат патента 1999 года СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к силовым установкам транспортных средств, а именно к системе жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания с турбонаддувом. В систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом, содержащую жидкостный насос, основной контур циркуляции, включающий рубашку охлаждения двигателя и основную секцию жидкостного радиатора, и дополнительный контур, включающий последовательно соединенные дополнительную секцию жидкостного радиатора и жидкостный охладитель наддувочного воздуха, дополнительно введены компаратор и подключенные к нему регулирующее устройство, датчик температуры наддувочного воздуха, датчик вязкости топлива, электромагнитный клапан, подсоединенный к основному и дополнительному контурам циркуляции, связанным с регулирующим устройством, подключенным совместно с датчиком температуры наддувочного воздуха к магистрали высокого давления. Изобретение обеспечивает регулирование температуры наддувочного воздуха в зависимости от атмосферных условий, режима работы двигателя и физико-химических свойств топлива. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 136 912 C1

Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом, содержащая жидкостный насос, основной контур циркуляции, включающий рубашку охлаждения двигателя и основную секцию жидкостного радиатора, и дополнительный контур, включающий последовательно соединенные дополнительную секцию жидкостного радиатора и жидкостной охладитель наддувочного воздуха, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены компаратор и подключенные к нему регулирующее устройство, датчик температуры наддувочного воздуха, датчик вязкости топлива, электомагнитный клапан, подсоединенный к основному и дополнительному контурам циркуляции, связанным с регулирующим устройством, подключенным совместно с датчиком температуры наддувочного воздуха к магистрали высокого давления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2136912C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом 1983
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Мещеряков Владимир Александрович
  • Липатов Владимир Евгеньевич
  • Тимофеев Владимир Егорович
  • Дмитриев Владимир Петрович
  • Таммор Владимир Владимирович
  • Бузинов Евгений Борисович
  • Антонов Павел Андреевич
  • Вазенмиллер Александр Робертович
  • Духовный Рафаил Гершонович
  • Русаков Альберт Израилевич
SU1153091A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1982
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Белькевич Владимир Георгиевич
  • Козловский Иван Иванович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Тимофеев Владимир Егорович
  • Коваль Иван Андреевич
  • Еременко Борис Степанович
  • Русаков Альберт Израилевич
  • Антонов Павел Андреевич
  • Манилов Георгий Валерьевич
SU1054557A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Система охлаждения наддувочного воздуха двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Кохан Анатолий Андреевич
  • Долгих Геннадий Сергеевич
SU958672A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
SU 4399774 А, 23.08.83
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПОДВЕСКА 2010
  • Хамитов Рустам Нуриманович
  • Аверьянов Геннадий Сергеевич
  • Ковалев Александр Юрьевич
RU2443573C2
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
GB 1574045 А, 03.09.80
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
DE 3736063 С1, 29.12.88.

RU 2 136 912 C1

Авторы

Гук А.В.

Сидоров Б.Н.

Сорокин А.Н.

Крайнов А.Н.

Кушнарев А.В.

Чередниченко С.В.

Даты

1999-09-10Публикация

1998-06-15Подача