Изобретение, относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для обучения радиотелеграфистов приему на слух.
Цель изобретения - повышение точности тренажера за счет учета и выявления пов-. торно предъявляемых неправильно опознанных и неопознанных знаков, что дает возможность сократить время на обучение приему на слух знаков кода Морзе.
На фиг. 1 представлена структура тренажера; на фиг. 2 - функциональная схема пульта оператора; на фиг. 3 - функциональная схема первого формирователя импульсов; на фиг. 4 и 5 - функциональные схемы первого и второго формирователей кода Морзе; на фиг. 6 - функциональная схема блока регистрации повторов; на фиг. 7 - функциональная схема блока предъявления звуковой информации; на фиг. 8 - функциональная схема узла сравнения; на фиг. 9 - функциональная схема второго и третьего формирователей импульсов.
Тренажер радиотелеграфиста содержит пульт 1 оператора, первый формирователь 2 импульсов, первый 3 и второй 4 формирователи кодов Морзе, генератор 5 тактовых импульсов, блок 6 регистрации повторов, блок 7 предъявления звуковой информации, первый 8 и второй 9 блоки регистрации паузы, счетчик 10 пропущенных ответов, первый 11 и второй 12 регистры, узел 13 сравнения, второй 14 и третий 15 формирователи импульсов, триггер 16, первый 17 и второй 18 элементы И, первый 19 и второй 20 элементы задержки и первый 21, второй 22 и третий 23 элементы ИЛИ. Узел 13 и элемент 21 объединены в блок сравнения.
Пульт 1 оператора имеет кнопки 24 «Пуск и 25 «Ответ, счетчик 26 правильных ответов, счетчик 27 неправильных ответов, инвертор 28, элемент И 29, элемент 30 задержки и индикатор 31 «Конец цикла.
Формирователь 2 содержит элементы 32-34 задержки, элемент И 35, элементы ИЛИ 36 и 37.
Формирователи 3 и 4 содержат счетчик- дешифратор 38, переключатели 39, шифратор 40, регистр 41 и элементы 42 и 43 задержки. Формирователь 3 имеет также элемент ИЛИ 44.
Блок 6 содержит элементы И 45, счетчики 46 и индикаторы 47.
Блок 7 содержит первый 48 и второй 49 ключи, генератор 50 звуковой частоты, элемент ИЛИ 51 и электроакустический преобразователь 52.
Узел 13 содержит первую 53 и вторую 54 группы элементов И (по максимальному числу элементарных посылок в знаке кода Морзе) и группу элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 55. Формирователи 14 и 15 содержат триггер 56 и элемент И 57.
5
0
5
0
5
0
5
0
5
Тренажер работает следующим образом.
Предварительно переключателями 36 в формирователе 3 устанавливают знаки (буквы, цифры), которые обучаемый должен изучить (запомнить), а в формирователе 4 - эти же знаки в случайной последовательности.
Включают питание. В исходное состояние устанавливаются регистры 11 и 12, счетчики- дешифраторы 38 и счетчики 10, 26, 27 и 46, а триггер 16 - во второе положение (на втором выходе единичный потенциал).
Тренажер готов к работе.
Обучаемый нажимает кнопку 24 «Пуск. Импульс с ее выхода через элемент 36 поступает на вход элемента 17, на управляющий вход которого подается единичный потенциал с выхода триггера 16. Импульс с выхода элемента 17 поступает на вход блока 14, обеспечив появление на выходе триггера 5б единичного потенциала, который прикладывается к управляющему входу элемента 57 и пропускает тактовые импульсы, поступающие на вход блока 14 с выхода генератора 5, на сдвиговый вход регистра 11, на вход счетчика-дешифратора 38 и через элемент 44 на вход элемента 42. Импульс, поступивший на вход счетчика-дешифратора 38, вызывает появление на его выходе логической «1, которая подается на вход первого элемента 45 и через первый переключатель 39 на соответствующий вход шифратора 40, обеспечив формирование на его выходе знака кода Морзе в виде двоичного формализованного числа. Этот же импульс с выхода элемента 42 поступает на вход регистра 41, осуществляя перевод последнего в режим параллельной записи, а пройдя через элемент 43, поступает на вход регистра 41, обеспечивая параллельную запись в него через первые входы двоичного формализованного числа с выходов шифратора 40. Тактовые импульсы, поступающие с выхода генератора 5 на вход регистра 41, производят выдвижение знака, записанного в нем, на управляющий вход ключа 48, обеспечив прохождение звуковой частоты генератора 50 в электроакустический преобразователь 52.
Обучаемый, прослушав предъявленный звуковой образ знака кода Морзе, опознает его и запоминает.
Одновременно кодовая комбинация с выхода формирователя 3 поступает на вход регистра 11, в котором производится ее запись тактовыми импульсами, и в блок 8 для выделения пауз. По окончании кодовой комбинации на выходе блока 8 появляется импульс, который поступает на вход формирователя 14, обеспечив появление на выходе триггера 56 нулевого потенциала, который,приложенный к входу элемента 57, прекращает поступление тактовых импульсов
на вход регистра 11 (определяет длину кодовой комбинации) и на вход элемента 32. Импульс с выхода элемента 32 через элемент 37 поступает на вход формирователя 15, обеспечив появление на выходе триггера 56 единичного потенциала, который прикладывается к входу элемента 57 и пропускает тактовые импульсы с выхода генератора 5 на вход регистра 12 и на вход формирователя 4, обеспечив подачу с его выхода, аналогично описанному для формирователя 3, кодовой комбинации первого знака последовательности, который через ключ 49 и элемент 51 поступает в электроакустический преобразователь 52 и предъявляется обучаемому.
Одновременно кодовая комбинация с выхода формирователя 4 поступает в регистр 12, записавшись в нем тактовыми импульсами, поступающими с выхода формирователя 15, и в блок 9 для выделения пауз
Если обучаемый считает, что предъявляемый звуковой образ знака кода Морзе не соответствует эталонному, то никаких действий не производит. Импульс с выхода блока 9 через элемент 37 поступает на вход формирователя 4 и обеспечивает подачу с его выхода следующей кодовой комбинации в блок 7 и в регистр 12, вытеснив из послед- , него ранее записанную информацию.
Знаки последовательности предъявляются до тех пор, пока обучаемый не опознает в очередном из них эталонный знак.
Если обучаемый считает, что предъявленный звуковой образ знака есть эталонный знак, то он нажимает кнопку 25. Импульс с выхода кнопки 25 через элемент 23 поступает на входы элементов 53 и 54 и на вход элемента 19 задержки. Если кодовая комбинация, записанная в регистре 11, одинакова с кодовой комбинацией, записанной в регистре 12, т. е. обучаемый правильно распознал знак, то с выходов элементов 53 и 54 поданы одинаковые потенциалы на оба входа каждого элемента 55. Нулевой потенциал на выходах элементов 55 не изменяется (на выходе элемента 21 нулевой потенциал). Импульс ответа через элемент 30 (время задержки выбрано равным сумме времени срабатывания элементов 23, 53 (54), 55, 21, (28) и элемент 29 проходит в счетчик 26, так как с выхода инвертора 28 на вход элемента 29 поступает единичный потенциал, и фиксирует правильный ответ. Импульс с выхода элемента 19 возвращает регистры 11 и 12 и счетчик-дещифратор 38 формирователя 4 в исходное состояние и, пройдя через элементы 34 и 36 и элемент 17, поступает на вход формирователя 3, обеспечив подачу второго эталонного знака.
Если же кодовые комбинации разные, а обучаемый решил, что одинаковые,- т. е. он неправильно распознал знак, то при нажатии кнопки 25 импульс с ее выхода, поступив в узел 13, вызывает появление на его
выходе единичного потенциала (импульса). Этот импульс с выхода элемента 21 поступает в счетчик 27 и фиксирует неправильный ответ, а пройдя через элемент ИЛИ 22,
поступает на вход триггера 16 и обеспечивает появление на его выходе единичного потенциала. Одновременно, поступая на вход инвертора 28, предотвращается ложное срабатывание счетчика 26.
Задержанный импульс с выхода элемента 19 возвращает регистры 11 и 12 и счетчик-дешифратор 38 формирователя 4 в исходное состояние и, пройдя через элементы 34 и 36, поступает на вход элемента 18. Импульс с выхода последнего поступает на вход элемента 20 и входы элементов 45, обеспечив фиксацию в счетчик 46 неправильно распознанного первого знака. С выхода элемента 20 (задержка в котором необходима для надежной работы счетчиков 46) импульс
0 поступает на вход формирователя 3 и обеспечивает повторное предъявление эталонного знака. Затем предъявлена, аналогично описанному, последовательность знаков, из которой обучаемый должен опознать эталонный знак.
Если обучаемый в предъявленной последовательности опять неправильно распознает эталонный знак, то процесс повторяется, при этом повтор каждого знака фиксируется соответствующим счетчиком (данного знака).
0 Если обучаемый при предъявлении всей последовательности не опознал эталонный знак, то никаких действий не производит. После предъявления последовательности, состоящей из десяти знаков, счетчик-дешифратор 38 формирователя 4 переходит в один5 надцатое положение. Единичный потенциал с одиннадцатого выхода счетчика-дешифратора 38 поступает в счетчик 10, в котором фиксируются неопознанные знаки (пропущенные ответы), на вход элемента 22, подготавливая цепи для повторного предъявле ния неопознанного знака, и через элемент 23 - на вход элемента 19, импульс с выхода которого производит установку в исходное состояние регистров 11 и 12 и повторное предъявление эталонного знака.
5 По окончании цикла с выходов формирователей 3 и 4 (соответственно с десятого и одиннадцатого выходов счетчиков-дешифраторов 38) на входы элемента 35 поступают положительные потенциалы, которые обеспечивают появление на его выходе едикич0
ного потенциала и загорание транспаранта
Цикл окончен в индикаторе 31 пульта 1. Обучаемый (преподаватель) снимает показания со счетчиков 10, 26 и 27, по которым судят об успешности тренировки, а по 5 показаниям счетчиков 46 определяют, какие знаки кода Морзе наиболее трудно осваиваются (запоминаются).
Использование изобретения в устройствах для тренировки радиотелеграфистов приему
на слух позволяет повысить точность тренажера и сократить время обучения за счет повторного предъявления неправильно воспринятого или совсем нераспознанного по «мелодии знака, при этом повторное предъ- явление знака производится до его правильного опознания. Учет числа повторов каждого конкретного знака, воспринимаемого с ошибкой, и учет числа нераспознанных с первого раза знаков в течение одного цикла позволяют судить о возможностях обучаемого к усвоению знаков кода Морзе. Это дает возможность преподавателю разделить группу обучаемых на подгруппы с примерно одинаковыми индивидуальными способностями обучаемых, скорректировать для каждой подгруппы программу тренировки, обеспечивающую постепенный переход от отработки более легко распознаваемых и запоминаемых знаков к трудно запоминаемым, позволяюш,ую полнее использовать мотива- ционный фактор, заставляюпяий обучаемого работать с увлечением.
Формула изобретения
1. Тренажер радиотелеграфиста, содер- жащий пульт оператора,управляюш,ий выход которого соединен с первым входом первого формирователя импульсов, генератор тактовых импульсов, первый и второй формирователи кодов Морзе, блок предъявления звуковой информации, первый и второй регист- ры, первый и второй блоки регистрации паузы, первый элемент задержки, блок сравнения, выход которого соединен с входом результата ответов пульта оператора, входы синхронизации формирователей кодов Морзе соединены с выходом генератора тактовых импульсов, синхронизирующий выход первого формирователя кодов Морзе и информационный вход второго формирователя кодов Морзе подключены соответственно к второму входу и первому выходу первого формирователя импульсов, первый и второй входы блока предъявления звуковой информации соединены соответственно с информационными выходами первого и второго формирователей кодов Морзе, с информа- ционными входами первого и второго регистров соответственно и с входами соответственно первого и второго блоков регистрации паузы, выходы которых подключены соответственно к третьему и четвертому входам первого формирователя импульсов, вто- рой выход которого соединен с входом окончания цикла обучения пульта оператора, выход первого элемента задержки подключен к установочным входам первого и второго регистров и второго формирователя
Q 5
5 0 5 0
5
кодов Морзе, выходы первого и второго регистров соединены с информационными входами соответственно первой и второй групп блока сравнения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности тренажера, в него введены первый и второй элементы ИЛИ, триггер, первый и второй элементы И, второй и третий формирователи импульсов, второй элемент задержки, блок регистрации повторов и счетчик пропущенных ответов, вход которого подключен к синхронизирующему выходу второго формирователя кодов Морзе, соединенному с первыми входами первого и второго элементов ИЛИ, вторые входы которых подключены соответственно к выходу ответов пульта оператора и выходу блока сравнения, выход второго элемента ИЛИ соединен с управляющим входом блока сравнения и входом первого элемента задержки, выход которого подключен к пятому входу первого формирователя импульсов, выход первого элемента ИЛИ соединен с S-входом триггера, R-вход которого подключен к синхронизирующему выходу пульта оператора, а прямой и инверсный выходы - соответственно к первым входам второго и первого элементов И, вторые входы которых соединены с третьим выходом первого формирователя импульсов, выход первого элемента И подключен к информационным входам первого формирователя кодов Морзе и второго формирователя импульсов, выход второго элемента И соединен с управляющим входом блока регистрации повторов и входом второго элемента задержки, выход которого подключен к управляющему входу первого формирователя кодов Морзе, информационные выходы группы которого соединены с соответствующими информационными входами блока регистрации повторов, информационный вход третьего формирователя импульсов подключен к первому выходу первого формирователя импульсов, установочные входы второго и третьего формирователей импульсов соединены соответственно с выходами первого и второго блоков регистрации паузы, тактовые входы - с выходом генератора тактовых импульсов, а выходы - с синхронизирующими входами первого и второго регистров соответственно. 2. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в нем блок регистрации повторов содержит элементы И, первые входы которых являются соответствующими информационными входами блока, а вторые входы - управляющим входом блока, индикаторы и элементы задержки, входы которых соединены с выходами соответствующих элементов И, а выходы - с входами соответствующих индикаторов.
Фиг.5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1193718A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1124369A1 |
Тренажер для радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1325552A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1552218A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1203574A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1224813A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ | 1991 |
|
RU2020538C1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU862175A1 |
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано для обучения радиотелеграфистов приему на слух. Цель изобретения - повышение точности устройства. Тренажер содержит пульт 1 оператора, первый формирователь 2 импульсов, формирователи 3 и 4 кодов Морзе, генератор 5 тактовых импульсов, блок 6 регистрации повторов, блок 7 предъявления звуковой информации, блоки 8 и 9 регистрации паузы, счетчик 10 пропущенных ответов, регистры 11 и 12, второй и третий формирователи 14 и 15 импульсов, узел 13 сравнения, триггер 16, элементы И 17 и 18, элементы 19 и 20 задержки, элементы ИЛИ 21-23. Новым является введение блока 6 регистрации повторов, счетчика 10 пропущенных ответов, формирователей 14 и 15, триггера 16, элементов И 17, 18, элемента 20 задержки и элементов ИЛИ 22 и 23. Сущность изобретения основана на повторном опознании неправильно расположенного или нераспознанного по «мелодии знака до его полного распознавания. 1 3. п. ф-лы, 9 ил. S (Л со САЭ 05 О 00 05
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU947904A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1193718A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-09-07—Публикация
1986-04-21—Подача