Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для обучения радиотелеграфистов Приему на слух.
Цель изобретения расширение дидактических возможностей тренажера с сокраИ1ением времени обучения приему на слух путем повышения эффективности тренажа за счет предъявления обучаемому звуковых образов (мелодии) знаков кода Морзе/
На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемого тренажера; на фиг. 2 функциональная схема формирователя кода Морзе; на фиг. 3 - схема блока выделения пауз.
Тренажер радиотелеграфиста содержит пульт 1 оператора, блок 2 управления, блок 3 формирования импульсов, блоки 4 и 5 регистрации паузы, блок 6 предъявления звуковой информации, регистры 7 и 8, блок 9 сравнения, многовходовый элемент ИЛИ 10 и элемент 11 задержки.
Блок 3 формирования импульсов состоит из формирователей 12 и 13 кодов Морзе и генератора 14 тактовых импульсов.
Пульт 1 содержит кнопку «Пуск 15, кнопку «Ответ 16, счетчик 17 правильных ответов, счетчик 18 неправильных ответов, инвертор 19, элемент И 20 и индикатор 21.
Блок 2 состоит из элементов 22 и 23 задержки, элемента И 24, элементов ИЛИ 25 и 26.
Блок 6 содержит ключи 27 и 28, генератор 29 звуковой (тональной) частоты, элемент ИЛИ 30 и электроакустический преобразователь 31.
Блок 9 состоит из элементов И 32, элементов И 33, элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 34.
Формирователи 12 и 13 содержат счетчик-дешифратор 35, переключатели 36, шифратор 37, регистр 38, элементы 39 и 40 задержки. Формирователь 13 имеет вход установки в исходное состояние (на фиг. 3 показан пунктирной стрелкой).
Б.ЛОКИ 4 и 5 состоят из инвертора 41, одновибратора 42 и элемента И 43.
Тренажер работает следующим образом.
Предварительно переключателями 36 в формирователе 12 устанавливают знаки (буквы, цифры), которые обучаемый должен научиться четко различать среди других знаков (например, десять эталонных знаков), а в формирователе 13 - только эти знаки или в сочетании с другими, в случайной последовательности.
Включают питание. В исходное состояние устанавливаются регистры 7 и 8, счетчикдеп1ифратор 35 и счетчики 17 и 18. Тренажер готов к работе.
Обучаемый нажимает кнопку «Пуск 15. Импульс с ее выхода поступает через элемент ИЛИ 25 на вход счетчика-дешифратора 35 и вход элемента 39. Импульс, поступивший на вход счетчика-дешифратора 35, вызывает появление на его выходе логической единицы, которая подается через первый переключатель 36 на соответствующий вход шифратора 37 и обеспечивает формирование на его выходе знака кода Морзе, соответствующего установленной на переключателе 36 букве (цифре), в виде двоичного формализованного числа, в котором точка соответствует «1, тире - «111, а пауза между элементами знака - «О. Этот импульс, пройдя через элемент 39, поступает на вход регистра 38, осуществляя перевод последнего в режим параллельной записи, а пройдя через элемент 40,- на вход регистра 38, обеспечивая параллельную запись в него двоичного формализованного числа с выходов щифратора 37. Тактовые импульсы, поступающие с выхода генератора 14 на вход регистра
0 38, производят выдвижение знака, записанного в нем, через выход на управляющий вход ключа 27, обеспечивая прохождение топальной частоты генератора 29 (через ключ 27 и элемент ИЛИ 30) в электроакустический преобразователь 31.
5 Обучаемый, прослушав предъявленный ему звуковой образ знака кода Морзе, опознает его и запоминает.
Одновременно кодовая комбинация с выхода формирователя 12 -поступает в регистр 7, в котором производится ее запись, и в блок 4 для выделения пауз. По окончании кодовой комбинации на выходе блока 4 появляется импульс, который поступает на вход элемента 22 (задержка необходима для запоминания эталонного знака по мелог дии и отделения от следующей за ним носледовательности знаков). Импульс с выхода элемента 22 через элемент ИЛИ 26 поступает на вход формирователя 13 и обеспечивает подачу с его выхода (аналогично описанному для формирователя 12) кодовой комбинации первого знака последовательности, который через ключ 28 и элемент ИЛИ 30 поступает в электроакустический преобразователь 31.
Одновременно кодовая комбинация с первого выхода формирователя 13 поступает в регистр 8 и в блок 5 для выделения пауз. Если обучаемый считает, что предъявленный ему звуковой образ знака кода Морзе не соответствует эталонному, то он никаких действий не производит.
„ Импульс с выхода блока 5 через элемент ИЛИ 26 поступает на вход формирователя 13 и обеспечит подачу с его выхода следующей кодовой комбинации в блок 6 и регистр 8, вытеснив из последнего ранее записанную информацию.
5 Если обучаемый считает, что предъ являемый ему звуковой образ знака есть эталонный знак, то он нажимает кнопку «Ответ, 16, импульс выхода которой поступает на входы элементов И 32 и 33 и
вход элемента 11. Если кодовая комбинация, записанная в регистре 7, одинакова с кодовой комбинацией, записанной в регистре 8, т. е. обучаемый правильно распознал знак, то с выходов элементов И 32 и 33 подаются одинаковые потенциалы на оба входа каждого элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 34. Нулевой потенциал на выходах этих элементов не изменяется, не изменив потенциала и на выходе многовходового элемента ИЛИ 10. Импульс ответа через элемент И 20 проходит в. счетчик 17 (так как с выхода инвертора 19 на вход элемента И 20 поступает единичный потенциал) и фиксирует правильный ответ.
Если кодовые комбинации разные, а, обучаемый решил, что одинаковые, т. е. он неправильно распознал знак, то при нажатии кнопки 16 импульс с ее выхода, поступив в блок 9, вызывает появление на его выходе (выходах) единичного потенциала, так как на входы одного или нескольких элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 34 подаются разные потенциалы с выходов элементов И 32 и 33.
Импульс с выхода блока 9 через элемент ИЛИ 10 поступает в счетчик 18 и фиксирует неправильный ответ. Этот же импульс, поступая на вход инвертора 19, предотвращает ложное срабатывание счетчика 17.
Импульс с выхода элемента 1 I возвращает регистры 7 и 8 и счетчик-дещифратор 35 в исходное состояние. При возвращении формирователя 13 в исходное состояние импульс с его выхода через элемент 23 и элемент ИЛИ 25 поступает на вход формирователя 12 и обеспечивает подачу следующего (второго) эталонного знака.
Обучаемому предъявляют второй эталонный знак кода Морзе, а затем - последовательность знаков, из которой он должен опознать эталонный.
Если обучаемый в предъявленной последовательности не распознает эталонный
знак, то устройство переходит к предъявлению следующего эт,алонного знака, так как импульс с выхода формирователя 13 (с выхода последнего разряда счетчика-денжфратора 35) через элемент 23 и элемент ИЛИ 25 поступает на вход формирователя 12 и переводит его в следующее положение.
По окончании цикла с выходов формирователей 12 и 13 на вход элемента И 24 поступают положительные потенциалы, которые обеспечивают загорание транспоранта «Цикл окончен в индикаторе 21.
Обручаемый снимает показания со счетчиков 17 и 18 и приступает к второму циклу. Успещность обучения определяется ростом
числа правильных ответов и уменьщением числа неправильных ответов при последующих циклах.
Использование изобретения в устройствах для обучения радиотелеграфистов позволяет повысить эффективность тренажа и сократить время обучения приему на слух за счет усвоения и запоминания знаков кола Морзе путем восприятия его структуры по мелодии (восприятие целостного звучания знака) и определения истинного значения (с учетом развития интереса к приему).
Тренажер дает возможность начинать изучение кода Морзе с таких знаков, которые по своему значению наиболее просты и легко запоминаются, т.е. выдержать принцип обучения от простого к сложному и принцип усвоения всех и особенно сходнозвучащих знаков, которые лучше изучать раздельно, усвоив вначале один а затем другой знак (например, вначале «С, а затем «X).
Применение указанных принципов позволяет наиболее сильно воздействовать на слуховую память обучаемых, развивать ее и прививать уверенность в умении безощибочно отличать один знак от другого.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336086A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1203574A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU862175A1 |
Устройство для облучения радиотелеграфистов | 1987 |
|
SU1545237A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1185369A1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1117682A1 |
Устройство для профессионального отбора радиотелеграфистов | 1986 |
|
SU1363513A1 |
1. ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА, содержащий последовательно соединенные пульт оператора и блок управления, а также блок формирования импульсов, блок предъявления звуковой информации и два регистра, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены два блока регистрации паузы, первый элемент задержки, блок сравнения и первый элемент ИЛИ, вход которого подключен к выходу блока сравнения, а выход - к первому входу пульта оператора, причем блек формирования импульсов содержит генератор тактовых импульсов и два формирователя кодов Морзе, первые входы которых соединены с выходом генератора тактовых импульсов, вторые входы - соответственно с первым и вторым выходами блока управления, первые выходы - соответственно с вторым и третьим входами блока управления, а вторые выходы - с первыми и вторыми входами блока предъявления звуковой информации соответственно, с первыми входами первого и второго регистров соответственно и с входами соответственно первого и второго блоков регистрации паузы, выходы которых подключены соответственно к четвертому и пятому входам блока управления, третий выход которого соединен с вторым входом пульта оператора, выход которого непосредственно соединен с первым входом блока сравнения, а через первый элемент задержки - с третьим входом второго формирователя кодов Морзе и с вторыми входами первого и второго регистров, выходы которых подключены соответственно к вторым и третьим входам блока сравнения. 2.Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в нем блок сравнения содержит две группы элементов И и группу элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, выходы которых являются выходом блока, а первые Ci и вторые входы соединены соответственно S с выходами элементов И первой и второй (Л групп, первые входы которых являются первым входом блока, а вторые входы - вторым и третьим входами блока соответственно. 3.Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в нем блок управления содержит последовательно включенные второй элемент задержки, второй элемент ИЛИ и элемент И, второй вход и выход которого со оо являются соответственно вторым выходом и третьим входом блока, и последовательно соединенные третий элемент задержки и третий элемент ИЛИ, второй 00 вход и выход которого являются соответственно пятым входом и вторым выходом блока, второй вход и выход второго элемента ИЛИ являются первыми входом и выходом блока соответственно, входы второго и третьего элементов задержки являются соответственно третьим и четвертым входами блока.
Тренажер радиотелеграфиста | 1979 |
|
SU826397A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU951366A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU822235A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1985-11-23—Публикация
1984-05-15—Подача