(54) ТРЕНЛЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1251155A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1167640A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1494028A2 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1983 |
|
SU1111194A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1236536A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1569862A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1117682A1 |
Тренажер радиооператора | 1984 |
|
SU1176368A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1124369A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Изобретение относится к автоматике и-вычислительной технике и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов передаче на ключе.
Известен тренажер, содержащий трансмиттер, дешифратор, световое табло, устройство ответа анализатор, реверсивный Счетчик, дополнительный дешифратор, управляющий блок и блок учета результатов работы. В известном тренажере повышение эффективности обучения достигается за счет Подсказки в соответствии со способное тями обучаемого tllОднако данный тренажер не позволяет регшизовать обучение передаче на ключе методом ведущего, при котором обучаемый работает на ключе в Темпе и ритме с услышанными через головные телефоны сигналами, передаваемыми руководителем.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является тренгикер, содвржгиций датчик кода с шифратором (автоматический датчик кода Морзе), соединенный с головными телефонами, блок сравнения (сумматор по модулю два), соединенный с блоком регулировки скорости (интегратор), блок ответов (телеграфный ключ), фиксатор ошибок (индикатор) и счетчик, а также датчик случайных сигналов, формирователь корреляционных знаков, микрофон, выпрямитель, пороговый блок и переключатель C2J.
Недостатком данного тренажера является низкая эффективность обучения при ускоренной подготовке радиотелвграфистов.
10
Цель изобретения - повышение точности тренажера при ускорённой подготовке радиотелеграфистов за счет реализации метода ведущего путем постепенного увеличения скорости (темпа и ритма) предъявляемых знаков
(сигналов) с учетом правильнс/сти работы обучаемого на ключе.
Поставленная цель достигается тем, что в известный тренажер, содержащий блок ввода ответных действий оператора, два счетчика, индикатор, последовательно включенные формирователь кодов и электроакустический преобразователь и последовательно соединенные сумматор и первый интегратор,, ввеяёиы первый генератор, блок памяти я лва формирователя импульсов, причем вход первого формирователя импульсов соединен с выходом фоЕйМйрова30 теля кодов, а выход - с первым входом блока памяти, второй и третий входы которого подключены к выходам перво го и второго счетчиков соответствен выход блока памяти соединен с первым входом сумматора, второй вход котор го через второй формирователь импул сов подключен к выходу блока врода ответных действий оператора, соединенному с входом второго счетчика, вход первого счетчика подключен к вы ходу формирователя кодов, выход интегратора соединен с входами индика тора и первого генератора, выход ко торого подключен ко входу формирова теля кодов, а также тем, что формирователь импульсов содержит последо вательно включенные второй интегратор, второй генератор, элемент И и третий Счетчик, выход которого является выходом формирователя, входы второго интегратора и элемента И являются входом формирователя. На фиг.1 представлена структура тренажера; на фиг.2 - схема формирователя импульсов. Тренажер радиотелеграфиста содержит формирователь 1 кодов (Морзе), соединенный с электроакустическим преобразователем (головными телефонами) 2, со входами счетчика 3 (адреса записи) и формирователя 4 импульсов, соединенного выходом с разрешающим запись входом блока 5 памяти. Входы управления записи блока 5 соединены с выходами счетчика 3, а входы управления считывания - с выходами счетчика б (адреса считывания), вход которого подключен к выходу блока 7 ввода ответных- действий оператора, выполненного в виде телеграфного ключа, соединенному также с формирователем 8 импульсов, выход которого подключен ко второ.му входу сумматора 9 (по модулю два) первый вход которого соединен с выходом блока 5, Выход сумматора 9 соединен со входом интегратора 10, выход которого подключен к генератору 11(линейно-изменяющегося напряжения) , соединенному с управляюии1м вхо доМ формирователя 1, и к индикатору 12(ошибок),. Формирователь 4 содержит последовательно соединенные интегратор 13, генератор 14, элемент И 15, вто|рой вход которого подключен ко входу фор мирователя и счетчик 16. Обучаемый прослушивает поступающие в преобразователь 2 сигналы (зна ки) с формирователя кодови с той же скоростью передает их на ключе. Скорость предъявления сигналов (знаков) плавно увеличивается, что в свою оче редь, вызывает увеличение и у обучаемого скорости передачи на ключе. Если обучаемый делает при передаче ошибки, то нарастание скорости за медляется, а при достижении частоты ошибок определенного значения на табло засветится индикатор 12, предписывающий обучаемому прекратить передачу на ключе, сосредоточиться, а затем приступить к работе снова. Устройство работает следующим образом. При включении устанавливаются в исходное состояние блок 5, счетчики 3 и 6. Путем нажатия кнопки (на схеме не показана) запускается генератор 11, а с формирователя 1 через преобразователь 2 обучаемому начнут предъявляться телеграфные знаки. Одновременно эти знаки поступят в счетчик 3, где формируется код адреса для записи в блок 5. В блоке 5 логический нуль соответствует точке,, логическая единица - тире. Распознает эле-/ Менты телеграфных знаков формирователь 4, импульс на выходе которого является разрешающим для записи логической единицы в блок 5. Принимаемые телеграфные знаки обучаемый сразу же передает на ключе блока 7. Формируемые обучаемым знаки поступают в формирователь 8 и в счетчик б. При поступлении в счетчик 6 из блока 5 считываются последовательно записанные туда из формирователя 1 элементы знаков, т.е. считываются импульсы, соответствующие элементу тире, и поступают на cyNMaTop 9, на другой вход которого поступают импульсы из формирователя 8, сформированные обучаемым на ключе блока 7. Если обучаемый воспроизводит на ключе блока 7 принимаег-ие сигналы без ошибок, то на выходе сумматора 9 импульсов не будет. Генератор 11 подключен к формирователю 1 и.управляет изменением скорости передачи с него знаков, которая может платно нарастать. Скорость нарастания задается предварительно путем выбора параметров генератора 11. Если обучаемый допустил сжгабку, то на выходе сумматора 9 появится импульс, который поступает в интегратор (фильтр нижних частот) 10, на выходе которого появляется постоянная составляющая, пропорциональная частоте ошибок. Величина это постоянной составляющей, воздействуя на вход генератора 11, может изменять его параметры, тем самым регулируя скорость передачи знаков с формирователя 1. При превышении напряжения на выходе интегратора 10 некоторого порогового значения (частота появления ошибок стала недопустимо большой) загораетсяiиндикатор Ошибка в блоке 12. В этом случае обучаемый прекращает передачу на ключе и череэ необходимый перерыв вновь приступает к обучению. . Формирователи 4 и 8 работают следующим образом. Сигнал, соответствующий знаку кода Морзе, поступает в интегратор 13, На выхода которого вьщеляется постоянная составляющая. Это напряжение управляет частотой генерирования импульсов генератора 14, которая, таки образом, оказывается пропорциональной скорости передачи знаков кода Мо зе. Импульсы с генератора 14 поступа ют на первый вход элемента И 15, на второй вход которого поступают, импул сы, соответствующие элементам знаков кода Морзе. Выход элемента И 15 соединен со счетчиком 16, где подсчитывается число импульсов, поступивших с генератора 14 за время, равное дли тельности текущего элемента знака ко да Морзе. -При переполнении счетчика 16 на его выходе появится импульс пе реполнения, указывающий на наличие в знаке кода Морзе тире. Счетчик 16 устанавливается в исходное состояние задним фронтом каждого элемента знака кода Морзе. Использование изобретения позволя ет повысить эффективность обучения при ускоренной подготовке радиотелеграфистов, быстрее наращивать скорость передачи, тем самым повышая качество и сокращая сроки подготовки радиотелеграфистов. Формула изобретения 1. Тренажер радиотелеграфиста, содержащий блок ввода ответных действий оператора, два счетчика, индикатор, последовательно включенные формирователь кодов и электроакустический преобразователь и последовательно соединенные сумматор и первый интегратор, отличающийся тем, что, с целью повышения точности тренажера, в него введены первый генератор , блок памяти и два формирователя импульсов, причем вход первого формирователя импульсов соединен с выходом формирователя кодов, а выход - с первым входом блока памяти, второй и третий входы которого подключены к выходам первого и второго счетчиков соответственно, выход блока памяти соединен с первым входом сумматора, второй вход которого через второй формирователь импульсов подключен к выходу блока ввода ответных действий оператора, соединеннс 1у с входом второго счетчика, вход первого счетчика подключен к выходу формирователя кодов, выход интегратора соединен с входами индикатора и первого генератора, выход которого подключен к входу формирователя кодов. 2. Тренажер по п.1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что в нем формирователь импульсов содержит последовательно включенные.второй интегратор, второй генератор, элемент И и третий счетчик, выход которого является выходом формирователя, входы второго интегратора и элемента И являются входом формирователя. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 511723, кл. Н 04 В 15/00, 1974. 2.Авторское свидетельство СССР № 612276, кл. « 09 В 7/00, 1975 (прототип).
Фи9.г
Авторы
Даты
1982-07-30—Публикация
1980-09-22—Подача