Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических приводах.
Цель изобретения - повышение нагрузочной способности путем увеличения коэффициента перекрытия.
На фиг. 1 изображена зубчатая передача с контактом зубьев в полюсной точке, общий вид; на фиг. 2 -. то же, с контактом зубьев в заполюсной точке, общий вид.
Зубчатая передача (фиг. 1) содержит колеса 1 и 2 с центрами в точках 0| и О2, сопряженные профили зубьев которых выполнены в виде плавно соединенных друг с другом участков дуг окружностей, для которых R.| и Яш2 - радиусы начальных окружностей; точка П - полюс зацепления; осо - начальный угол зацепления; Rr - радиус окружности, очерчивающей головку зуба колеса 1; RH рахциус окружности, очерчивающий ножку зуба колеса 1; Ог и Он - центры этих окружностей; 3-6 - соответственно профили головок и ножек зубьев колес 1 и 2.
Радиусы Rr дуговых участков на головках зубьев первого колеса выбраны в пределах 1,7-6,0 модуля, на ножках зубьев радиусы RH выбраны не менее, чем на 20% превыщающими радиусы R дуг на головках, а начальный угол ао зацепления выбран в пределах 15-25°. Профили головок и ножек зубьев второго колеса получены как огибающие ножек и головок зубьев первого колеса.
Указанные пределы для геометрических параметров выбраны с учетом следующих факторов.
Контактная прочность и выносливость околополюсной зоны на зубьях определяется (при прочих равных условиях) величиной приведенного радиуса Rnp кривизны их профилей, который связан с углом ао зацепления и радиусами Ri.i и R-.-z начальных окружностей зависимостью
Rnp 0,5Rc,,iR,c.2sinao/(R,i+Ri.-2)
Коэффициент Set профильного перекры тия должен быть в пределах 2,1 Еа 1,1. Это, в свою очередь, требует обеспечения соответствующей величины дуги зацепления или линии зацепления. Известно, что длина дуги зацепления колес при одинаковых модулях т, числа Z зубьев и максимальных углах Кшах- зацепления увеличивается с увеличением высот hr головок зубьев и с увеличением максимальной длины профильной нормали. Величины последних определяются параметрами огибаемых кривых и в первую очередь такими, как «о и Rr. Так при «о 15° и БОС 1,1 величина Rr равна 1,7 гп; при ао 15° и Sa 2,1 радиус Rr 5,5m. С увеличением ао растет Rr. Расчеты показали, что в синтезе предлагаемой
П
зубчатой передачи выбор ао и Sa должен быть дифференцированным и в первую очередь зависимым от угла р наклона зубьев, а наибольший диапазон но а и по Rr будет у прямозубой зубчатой передачи. г Расчеты также показали, что, с целью получения достаточно высоких показателей нагрузочной способности по изгибу, не худщих, чем у эвольвентной передачи, а по контакту не хуже, чем в передаче Новикова, для предлагаемой зубчатой передачи следует при 0 нять
а., 1,5-2,5°; R,- 1,7-6,0т;
R« l,2Rr
Этот диапазон охватывает цилиндрические зубчатые передачи при 5 (3
Е 1,1-2,1.
Зубчатая передача работает следующим образом (фиг. 2).
При вращении колеса 1 в направлении (1)1 его зуб профилем 6 воздействует на профиль 5 зуба второго колеса в точке К. вызывая его вращение в направлении В2, при этом направление воздействия будет определяться величиной а текущего угла зацепления, так как а ао.
0
35
Формула изобретения
Зубчатая передача, содержащая колеса, сопряженные профили зубьев которых выполнены в виде плавно соединенных друг с
40 другом участков дуг окружностей, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, радиусы дуговых участков на головках зубьев одного из колес выбраны в пределах 1,7-6,0 модуля, на ножках зубьев радиусы не менее чем на
45 20% превышают радиусы дуг на головках, а начальный угол зацепления выбран в пределах 15-25°.
Фа&.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1357628A1 |
Зубчатая передача | 1984 |
|
SU1359523A1 |
КОСОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2116532C1 |
ТРОХОИДАЛЬНОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ | 2017 |
|
RU2673574C1 |
ПРЯМОЗУБАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2160403C1 |
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ ДВУХПОЗИЦИОННЫМ ОБКАТОМ | 2009 |
|
RU2412026C2 |
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1359522A1 |
Зубчатая передача внешнего зацепления | 1988 |
|
SU1677411A1 |
Зубчатая передача | 1977 |
|
SU652394A1 |
Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес | 1991 |
|
SU1772588A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических приводах. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности путем увеличения коэффициента перекрытия. Колеса 1 и 2 имеют сопряженные профили зубьев, выполненные в виде плавно соединенных друг с другом участков дуг окружностей. Радиусы дуговых участков на головках зубьев выбраны в пределах 1,,0 модуля, на ножках зубьев с радиусами, на 20% превышающими радиусы дуг на головках, а начальный угол зацепления выбран в пределах 15 25, 2 ил. (Л со 4 00
Цепков А | |||
В., Коновалов А | |||
Д | |||
Проектирование и производство зубчатых передач с зацеплением Новикова на Кунгурс- ком машиностроительном заводе | |||
Сб | |||
докладов конференции «Зубчатые передачи с зацеплением Новикова | |||
Одесса, 1964, вып | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1987-09-30—Публикация
1984-07-21—Подача