Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам с газовой смазкой, и может быть использовано в турбомашинах или других высокоскоростных механизмах.
Целью изобретения является повышение несущей способности и виброустойчивости газодинамического лепесткового подшипника.
На фиг. 1 изображены элементы конструкции подшипника, в аксонометрической проекции, на фиг. 2 - подшипник в сборе, поперечный разрез; на фиг. 3 - то же, фрагмент, иллюстрирующий формирование рабочего зазора.
Газодинамический пс дгаипник содержит корпус 1, на внутренней поверхности 2 которого имеются продольные пазы 3. Концентрично корпусу устанавливается втулка 4 с окнами 5, образующими перемычки 6. Количество окон и соответственно перемычек равно числу лепестков 7. Корневые концы 8 лепестков 7 пропущены яерез окна 5 и фиксируются в пазах 3 корпуса 1, а их свободные концы 9 отогнуты на величину h и контактируют со смежными лепестками в месте, равноудаленном от боковой поверхности 10 перемычки 6 втулки 4 и от боковой поверхности 11 паза 3.
Когда вал неподвижен, лепестки касаются вала и стремятся удержать вал в центре корпуса. Вращающийся вал увлекает газ в конфузорные зоны между валом и лепестками. При увеличении вращения гигла давление газа в конфузорных зонах (зонах рабочего зазора) возрастает и становится достаточным для отде тения лепестков от вала. Ме;к;ду валом и лепестками возникает несущий газовьп слой. Неуравновешенность ротора приводит к прецессионному движению. При сближении ротора с лепестками давление в газовом слое стремится увеличиться поэтому лепесток oткJ:oняeтcя. Своим отогнутым концом 9 он опирается на смежный лепесток и продавливает его до контакта с внутренней поверхностью корпуса 1. Отогнутая кромка лепестка подобна ребру жесткости в значительной степени увеличивает жесткость лепестка и не позволяет ему облег ать нижележащие элементы конструкции и препятствует нарушению формы клинового рабочего зазора, не допуская дополнительных прогибов.
Чт()бы количес тненно обеспечить такую клиновидпость рабочего зазора конструкции, необходимо геометрические параметры элементов подшипника связать соотношением
h-бь.
Z
b -b
пеР па ьа
tgt
где h
5
0
Вт
D
2
ngjo
Г .
&. высота отгиба свободного рабочего конца лепестка, толщина стенки втулки,
-внутренний диаметр корпуса число лепестков в подшипнике,
-ширина перемычек
-ширина пазов корпуса
-оптимальный угол в клиновом газовом подшипнике.
Таким образом, при увеличении динамических нагрузок на опору клино- видность зазора сохраняется и коли- 5 чественно уменьшается, приближаясь к оптимальному значению в момент максимального нагружения. На увеличение нагрузки предлагаемый подшипник отвечает увеличением несущей способности вплоть до предельного нагруже0
5
0
5
0
5
ния.
Повьш1ение виброустойчивости предлагаемого подшипника достигается за счет обеспечения большего количества зон сухого трения и зон из- гибных деформаций по сравнению с известным подшипником.
в подшипнике имеется пять зон сухого трения (на фиг. 3 обозначены точками) и три зоны изгибных деформаций лепестков. Это зоны контакта лепестка с перемычкой 6 втулки, зона контакта средней части лепестка с нижележащим лепестком в месте выхода последнего из паза 3, зона контакта тыльной части лепестка с корпусом 1 и зона контакта свободного отогнутого конца 9 лепестка со смежным лепестком.
Предлагаемая конструкция позволяет упростить также осевую фиксацию лепестков в подшипнике, исключив дополнительные детали в виде крьппек или специальных упорных втулок. Втулка крепится к корпусу 1 отбортовкой в виде усиков 12, например, точечной сваркой и ее ободковые части, образованные окнами, фиксируют лепегтки
и пазах, iip iiHTCTfjyn их осевому смещению.
Таким обратом, предлагаемая конструкция позволяет улучшить такие основные характеристики опор, как несущая способность, виброустойчивость, а также позволяет упростить осевую фиксацию лепестков.
Формула изобретения
1.Газодинамический подшипник, содержащий корпус с пазами на внутрен- ней поверхности, в которых установлены корневые участки упругих лепестков, свободные концы которых перекрывают друг друга, отличающий с я тем, что, с целью повьшшния не- сущей способности и виброустойчивости он снабжен установленной в корпусе втулкой с окнами по числу лепестков, перемычки между окнами размещены между пазами в корпусе, и одна из боко- вых сторон поверхностей перемычек совмещена с одной из боковых сторон пазов, лепестки отогнуты в сторону ближайшей перемычки, а свободные концы лепесткоп отогнуты к корпусу до coirpiiKoc- новения со смежными лепестками в месте, равноудаленном от другой боковой поверхност1Г перемычек по ходу лепестков и пазов, при этом геометри ческие параметры элементов подшипника связаны соотношением
12 - b
+ b
tgl
(la
е
высота отгиба свободного рабочего конца лепестка; толщина стенки втулки, внутренний диаметр корпуса
число лепестков в подшипнике,
ширина пазов корпуса, Ь„,р - ширина перемычек, - оптимальный угол в клиновом газовом подшипнике,
2. Подшипник ПОП.1, отличаюийся тем, что втулка выполнена торцовыми выступами, отогнутыми к рпусу и прикрепленными к нему.
D
Z
гтазч
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство гашения виброколебаний газодинамического подшипника | 1988 |
|
SU1555556A1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2006 |
|
RU2309304C1 |
УПОРНЫЙ УЗЕЛ ТУРБОМАШИНЫ | 2021 |
|
RU2769410C1 |
ЭЛЕКТРОШПИНДЕЛЬ | 2011 |
|
RU2479095C2 |
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2010119C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2015 |
|
RU2658260C2 |
Турбохолодильник,газодинамическая лепестковая опора турбохолодильника,способ изготовления лепестковых элементов опоры (его варианты) и устройство для изготовления этих элементов | 1982 |
|
SU1089367A1 |
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 1997 |
|
RU2137954C1 |
Газодинамическая осевая опора | 1990 |
|
SU1754949A1 |
Газодинамический подшипник скольжения | 1977 |
|
SU684190A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам с газовой смазкой. Целью изобретения является повышение несущей способности и виброустойчивости. Газодинамический подшипник содержит корпус 1, на внутренней поверхности 2 которого имеются продольные пазы 3. Концентрично корпусу устанавливается втулка 8 с окнами 9, образующими перемычки 10. Количество окон и соответственно перемычек равно числу лепестков 7. Корневые концы лепестков 7 пропущены через окна 9 и фиксируют- ся в пазах 2 корпуса 1, а их свободные концы отогнуты на величину h и контактируют со смежными лепестками в месте, равноудаленном от края перемычки 10 втулки 8 и от корневого конца ближайшего по ходу вала лепестка. Втулка 8 снабжена отбортовкой в виде усиков, крепящейся к корпусу 1. Втулка и отогнутые к корпусу свободные концы лепестков обеспечивают дополнительную жесткость пакету упругих лепестков, участвующих в формировании рабочего зазора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. i (Л СО 4: СО со CD ФиУ. З
иг.
Редактор Л.Гратилло
Составитель Т.Хромова Техред М.Дна ьж
Заказ 4625/36
Тираж 756Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор Л.Патай
Патент США № 3615121,кл | |||
Распределительный механизм для паровых машин | 1921 |
|
SU308A1 |
Патент США № 3893733, кл | |||
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПРОТИВ УГОНА РЕЛЬСОВ | 1923 |
|
SU708A1 |
Авторы
Даты
1987-10-07—Публикация
1985-10-03—Подача