Изобретение относится к мшпиност- роению и может Пыть использовано лля уменьшения пиОр.чций высокооборотных роторов.
Целью ичоГ)1)етения является повышение эффективности снижения виПраци ротора в широком диапазоне частот ef вращения ча счет саморегулирования силы сопр(}тивления гидролемпфера .
На фиг, 1 изображена опис1 1ваемая упругая опора poTtjpa, продольный разрез; на фиг. 2 - пид Л на фиг. 1; на фиг. 3 - узел I на фиг. 1.
Упругая опора ротора состоит из корпуса 1 с запрессованными в него втулками 2 и 3, имеющими отверстия 4 /1ЛЯ поступления масла, правой 5 и девой 6 кр|,ш1ек, закрывающих корпус 1 с торцов, гидродемпфера, представляющего собой устанавливаемую на наружное кольпо 7 подшипника ротора втулку, состоящую пз двух кольцевых элементов 8 и 9, устройства для подачи смазки в виде ( рорсуночного кольца 10 запрессованного в кольцевой элемьчг 9, уплотнений в виде графитового кольца 11, лабиринтного кольца 12, упорного кольца 13, насаженшлх на вал 14 крышки 15 млслополости с вторичным уплотнительным узлом. В лабиринтном кольце 12 нг.ии лнено отнерстио 1 ft для наддува поле: и 17 воздухом или IM- ЗС1М, имеющим избыточное ,дав.приие.
Кольцевые плементы 8 и 9 имеют на противоположных т;м1цах фланцы 18 и 19, цредназ}1 ачснц1.1е для созд;1ния осево; ) cиJты от давления масла. От цроворачи вания элемента 8 служит шпонка 20, которая зап111мто.ча на в нижней части к л 1:11ки Ь и нс тав чн 1 тся li паз когилц - вого элемента 8.
Иентриропание )отора в опоре, т.е к нцентрпчност) демпферного зазора 2 пос ле - бсфкп узла, об1 сцечивается разгруЗС1ЧНЫМ ycTpoiicTBOM с дистанционной шпонкой 22. ц1згрузочное устройство одиовр(п-1енно является и упругим элемен Тчм, пстдпружинивающим кольцево ;и. 8 гцдродемпфера . Канавка 23 ,ит л,ля конт1)оля центровки .
Разг рузочное у с трои с-тв о цре.дстан- ляет сооои yiipyj oe кольцо 24, которое рас11оло; к м:о в от негштии левоГ) 6 и лсгч ко соединено с ней в нич-лей части. i l.Ti ро . 14, (ерез KO. iiiiu Boif X UT- i i r 8 опг рт H;i ь: ;ы1о
, ,
10
)Ь
70
4 4472
лена )ром ди( та нцпошюй нитонки 22. Уп ютнителы1ыГ1 узсч прс дд татмя- ет собо1 резпн( кол1)Цо 25, вставленное в гнездо 15. К резиновог о кольпа 25 приклее п.| два кольца 26, образующие место дчя установки дополнительног о кольца 27, которое оперто на 1)ланец 28 ко.чьцепо- г о элемента 9 гидродемпфера . 1 езиновое кольцо 25 является также и упруг им элементом, подпружинивающим кольцево элемент 9 гидродемпфера. Величина осевог о усилия, создаваемого кольцами 24 и 25 на кольцевые элементы 8 и 9, регулируется дистанционными прокладками 29, установленными между корпусом и крышками 5 и 6.
Опора работа т спедуюшим образом.
При вращении пала 14 в демпферный зазор 21 гидродемпфера поступает масло под давлением от гидронасоса (не показан). ДеГ1стнуя на (jwiaiien 18 и 19 элементы 8 и 9 гидродемпфера, масло создает осевую силу на втулках, уравновешиваемую силами упругости ко - дец 24 и 25. Регу;шруемые зазоры 31 и 32 при этом раскрьггы и имеют минимальное гидpoд нaмичecкoe сопротивление, обеспечивающее заданную осевую силу на втулках от давления масла. 1 зависимости от величины колебаний х гора, выз1 анных его дисбалансом, давление масла в демпферном зазоре 21 повышается. При этом кольцевые эпеме 1ГГ, 8 и 9 гидродемпфера смещаются в осевом направлении относительно дру1 друг а, уменьшая рег ули- jiyeMbie зазоры 31 и 32 до нового по- южения равновесия под 7;еГ)ствием сил yiipyj ocTii колец 24 и 25 и давления масла. За счет уменьшения расхода масла через регулируемые зазоры 31 и 32 гидродинамическое сопротивление демпфера пош.ии.-и тся, уменьшая ииб|1она грузки на опору от дисбаланса ротора.
j
30
ЛЬ
1В
При прохож.денпи резонансных зон, когда уровень копебани ротора резко вочр.к таот, .мавчение масла в демпферном зазоре 21 с тановится больше сил уи птос-.тн колеп 24 и 25. Кольцевые элементы Я и 9 гидродемпфера пе- ремешакгт1:я до упора в крышки 5 и 6 опоры, полноеть пдотняя рабочую цо- Л(зс ть Г11дрол,ем1|ф1 1 а с торцов. При этом лемпф1111 ||1Г |1е ciunicTB.a уцругой .i Г Сзко уме.пцчпваются, позволяя
11р(1Х(1ДИ 1 ь рс:и)П. 11к:ы без бсхчыних niibp iiepL-rpy: c-)K onrjp;,:.
fla рабочих оборотах ротора уро- пснь ег о колебаний значительно ниже резонансных, по зтому давление масла в демнферном заторе 21 уменьшается и кольца 24 и 25 отжимают кольцевые элементы 8 и 9 от крышек 5 и 6, открывая регулируемые зазоры, что устраняет излишнюю жесткость гидродемпфера.
При достижении минимальног о уровня вибраций кольцевые элементы 8 и 9 прекращают перемещаться, находясь в равновесии под действием давления масла в демпферном зазоре 21 демпфера и упругости колец 24 и 25.
Смазка подшипника производится форсуночным кольцом 10, в которое подается масло из демпферного зазора 21 .
Маслополость уплотняется радиаль- но-торцовым контактным уплотнением, включающим в себя графитовое кольцо 11, прижимаемое избыточным давлением воздуха или газа и к упорному кольцу
13, и к кольпепому ппементу 9. Иент- риронаиие ротора осуществляется подбором дистанционной шпонки 22,
Формула изобретения
Упругая опора ротора, содержащая корпус с крышками, расположенный в нем гидродемпфер, представляющий собой втулку, устанавливаемую на наружном кольце подшипника ротора, цент- ровочно-разгрузочное устройство ротора, устройство для подачи смазки и уплотнения, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности снижения вибраций ротора в широком диапазоне частот его вращения за счет саморегулирования силы сопротивления гидродемпфера, втулка выполнена из двух кольцевых элементов, установленных с возможностью осевого относительного взаимного перемещения, подпружиненных навстречу друг к другу и имеющих на взаимно противоположных торцах фланцы, образующие с внутренними торцовыми поверхностями крышек регулируемые дроссельные зазоры.
&
ису
2tf
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опора ротора авиационного газотурбинного двигателя | 1985 |
|
SU1364784A1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТЯЖЕЛОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2592664C2 |
Упругодемпферная опора | 1988 |
|
SU1684548A1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА | 2015 |
|
RU2598924C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2579646C1 |
Многофазный лопастной насос | 2021 |
|
RU2773263C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2572444C1 |
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), УЗЕЛ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, УПРУГОЕ КОЛЬЦО ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ТОРЦЕВАЯ ВТУЛКА ЦАПФЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603374C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2583206C1 |
Гидродинамический демпфер опор роторов | 1980 |
|
SU983341A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для уменьшения вибраций высокооборотных роторов. Пелью изобретения является повьш1ение эффективности снижения вибраций ротора в широком диапазоне частот его вращения за счет саморегулирования силы сопротивления гидродемпфера. При работе опоры регулируемые зазоры 31 и 32, образованные между крышками 5 и 6 и подвижными кольцевыми элементами 8 и 9, при действии на последние давления масла и силе упругих колец 25 и 24 изменяют свою величину в зависимости от вибронагрузки ротора. 3 ил. i (Л л оо 4 00 4 18
Составитель А. Машкин Редактор Л. Гратилло Техред М.Дидьгк
Заказ 4626/36 Тираж 811Подписное
ВНРШПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор Л. Патай
Кельзон А.С., Журавлев Ю.Н., Январев Н.В | |||
Расчет и конструирование роторных машин | |||
Л.: Машиностроение, 1977 | |||
Эскин И.Д | |||
Конструкция демпферов и контактных уплотнений опор авиационных ГТД | |||
Куйбышев,- 1985, рис | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1987-10-07—Публикация
1985-12-17—Подача