ка
00
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам ротора авиационных газотурбинных двигателей
Целью изобретения является повышение надежности, долговечности и экономичности опоры ротора,
.На чертеже изображена предлагаемая опора,
I Опора содержит корпус 1 с запрессованной в него переходной втулкой 2 для подшипника с отверстиями 3 для подачи масла, левую втулку 4 демпфера, посаженную с натягом на наружное кольцо подшипника 5, правую втулку 6 демпфера с цилиндрическим хвостовико 7 и двумя наружными кольцевыми выступами 8 и 9, установленную на подшипнике с малым натягом (без зазора) обеспечивающим ее перемещение относительно наружного кольца подшипника 5, форсуночное кольцо 10 для подачи масла к подшипнику 5, запрессованное в правую втулку 6 демпфера, разрезное графитовое кольцо 11 ра- диально-торцового контактного уплотнения, ротор 12 с установленными на нем втулкой 13 и лабиринтным кольцом 14, графитовое уплотнительное кольцо 15 и гофрированную пружину 16, установленные в крышке 17 камеры 18 для откачки масла, разгрузочное устройство, состоящее из связанных между собой жесткого кольца 19, установленной внутри переходной втулки 2 для подшипника и зафиксированной от про- ворота шпонкой 20, упругого кольца 21 и дистанционной прокладки 22«
Возникающие в процессе работы колебательные ротора или его радиальные смещения под действием ударньк или статических нагрузок передаются через подшипник 5 качения, собранный без зазора между телами качения и кольцами на втулке демпфера, В результате выполнения правой втулки 6 демпфера с цилиндрическим хвостовиком 7, которьй служит статором ра- диально-торцового контактного и лабиринтного уплотнений} поперечные колебания ротора не приводят к смещению разрезнбго графитового кольца 11 относительно статора, неизменным и концентричным сохраняется также зазор между лабиринтным кольцом 14 и статором. Это приводит к уменьшению износа трущихся поверхностей радиально-торцового контактного уплотнения, уменьшаются также утечки воздуха.
.
, ,
3647842
необходимого для поджатия разрезного графитового кольца 11, через лабиринтное уплотнение. Выполнение демпфера из двух втулок 4 и 6 позволяет уплотнить рабочий зазор между демпфером и переходной втулкой 2 для подшипника. Под действием давления масла в рабочем зазоре правая втулка 6 демпфера Q смещается вправо, что приводит к уменьшению зазора между наружным кольцевым выступом на хвостовике 7 втулки и крьш1кой 17 камеры 18 для откачки масла и созданию повьш1енного 5 гидравлического сопротивления на выходе из рабочего зазора, при этом второй наружный кольцевой выступ прижимается к графитовому уплотнительно- му кольцу 15, уплотняя камеру 18 для о.ткачки масла. Уплотнение левого конца рабочего зазора осуществляется в результате прижатия под действием давления масла левой втулки 4 демпфера вместе с наружным кольцом подшипника 5 к жесткому кольцу 19 разгрузочного устройства.
Уплотнение рабочего зазора демпфера позволяет повысить его демпфирующую способность.
Использование разгрузочного устройства позволяет обеспечить центрирование ротора в опоре посредством упругого кольца 21 разгрузочного устройства, имеющего разрезную верхнюю часть, и дистанционной проклад - ки 22, Воспринимая силу веса ротора на опору, разгрузочное устройство обеспечивает,вместе с гидравлическим демпфером требуемую жесткость опоры.
Применение предлагаемой конструкции позволяет повысить надежность и долговечность радиально-торцового контактного уплотнения, уменьшить утечки воздуха через лабиринтное утшотнение, повысить демпфирукицие свойства лпорыо
20
25
30
35
40
45
Формула изобретения
Опора ротора авиационного газотурбинного двигателя, содержащая корпус с переходной втулкой для подшип- ника, смонтированный на роторе подшипник качения, размещенный между ним и упомянутой втулкой демп-фер, а также форсуночное кольцо для подачи смазки в подшипник, радиально-тор- цовое контактное уплотнение в виде закрепленной на роторе втулки, смонтированной на корпусе крьшки, разрезного графитового кольца, установленного с возможностью взаимодействия с торцовой поверхностью втулки и внутренней цилиндрической поверхностью крьшки, лабиринтное уплотнение, образованное установленным на роторе лабиринтным кольцом и внутренней цилиндрической поверхностью крьшки, камеру для откачки масла между крьш- кой, корпусом и подшипником, отличающаяся тем, что, с целью повышения надёжности и долговечности, она снабжена разгрузочным устройством, состоящим из связанных между собой жесткого и упругого колец и дистанционной прокладки, а также уплотнительным графитовым кольцом, подпружиненным гофрированной пружиной, наружное кольцо подшипника установлено с возможностью осевого перемещения, а демпфер выполнен из двух втулок, расположенных на наружном кольце подшипника с зазором по отношению, к переходной втулке для подшипника, одна из втулок смонтирована с возможностью перемещения относительно наружного кольца подшипника и вьтолнена с цилиндрическим хвостоQ виком, охватьшающим разрезное графитовое кольцо радиально-торцового контактного уплотнения и лабиринтное кольцо, на хвостовике выполнены два наружных кольцевых выступа, один из
5 которых установлен с возможностью контакта с уплотнением графитовым кольцом, а другой установлен с зазо- рами между и переходной втулкой для подшипника, вторая втулка
0 демпфера установлена с зазором относительно первой втулки и жестко закреплена на наружном кольце подшипника.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2579646C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТЯЖЕЛОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2592664C2 |
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2602470C2 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2572444C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2583206C1 |
ОПОРА РОТОРА | 1985 |
|
SU1455816A1 |
Упругодемпферная опора | 1988 |
|
SU1684548A1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА | 1999 |
|
RU2166677C2 |
УПЛОТНЕНИЕ МАСЛЯНОЙ ПОЛОСТИ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2015 |
|
RU2593575C1 |
Упругая опора ротора | 1985 |
|
SU1343147A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опоре ротора авиационного газотурбинного двигателя. Целью изобретения является повышение надежности и долговечности опоры ротора. В опоре подшипник смонтирован в корпусе на демпфере. Де мп- . фер выполнен из двух втулок. Одна из них охватывает радиально-торцовое и контактное уплотнения. Исключаются относительные смещения этой втулки, разрезного графитового и лабиринтного колец. На внешней стороне втулки вьшолнены два кольцевых выступа для уплотнения камеры для откачки масла и конца демпферного зазора. Вторая втулка демпфера вместе С наружным кольцом подшипника и торцом разгрузочного устройства уплотняет другой конец демпферного зазора. Разгрузочное устройство, воспринимая силу веса ро.тора, обеспечивает вместе с . гидродемпфером необходимую жесткость опоры, центрирует ротор в опоре. 1 ил.
20
Авторы
Даты
1988-01-07—Публикация
1985-06-27—Подача