Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам ротора авиационных газотурбинных двигателей.
Целью изобретения является снижение осевых габаритов и повышение демпфирующих свойств опоры.
На фиг. 1 изображена опора, продольный разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг, 1; на фиг.З - то же. вид слева.
Упругодемпферная опора (фиг, содержит подшипник качения 1, напрессованный на вал турбомашины, внутреннюю втулку 2 демпфера, напрессованную на невращающееся кольцо подшипника, имеющую центральную питающую канавку 3, которая соединена радиальными питающими отверстиями 4, равномерно распределенными по окружности, подающими масло в канавку 5 форсуночного кольца 6, запрессованного внутрь втулки 2 до упора в буртик 7
и подающего смазку к подшипнику и ради- ально-тсрцевому контактному уппстнению (РТКУ). Наружная втулка 8 демпфера, запрессованная в корпус 9 ротора с кольцевой канавкой 10, выполнена с равномерно распределенными по окружности питающими радиальными наклонными чередующимися отверстиями 11, выходящими в рабочий зазор 12 демпфера в зоне центральной питающей канавки втулки 2. Рабочий зазор по торцам герметизируется уплотнительными кольцами 13, которые устанавливаются в канавки, проточенные на внешней поверхности втулки 2 демпфера. Центрирующая пружина 14 (фиг, 1, 2) выполнена в виде упругого кольцевого сектора, нижними концами 15 жестко соединенного с крышкой 16 РТКУ. Центрирование ротора в опоре осуществляется центрирующей пружиной 14 с помощью шпонки 17, установленной без заО 00 4 СП
Jb 00
зора в пазы центрирующей пружины и втулки демпфера 2. Шпонка удерживается от выпадания выступом 18 (фиг. 1), выполненным на крышке РТКУ. РГКУ состоит из втулки 19, насаженной на вал и вращающейся вместе с ним, разрезного контактного уп- лотнительного кольца 20, которое прижимается к вращающейся втулке 19 и крышке 16, служа щей статором РТКУ, давлением воздуха, подаваемого через отверстие 21 в кольце вторичного лабиринтного уплотнения 22. Крышка РТКУ образует сливную полость 23 и центрируется выступами 24 в выступах 25 наружной втулкидемпфера 8. Вместес втулкой демпфера она крепится к корпусу опоры шпильками 26, гайками 27 и контровочными шайбами 28. Втулка демпфера 2 (фиг, 3) от поворота фиксируется выступом 29, входящим с зазором 30, большим рабочего зазора 12, величина и концентричность которого контролируется при сборке через полукруглые вырезы 31, выполненные на торцевом бурте наружной втулки 8 демпфера.
При прецессировании ротора подшипник 1 с насаженной на него втулкой 2 будут совершать прецессионные движения в рабочем зазоре демпфера. При этом масло в зоне высокого давления будет выдавливаться из рабочего зазора в основном в направлении оси ротора в питающую канавку 3 и оттуда через питающие отверстия 4 и форсунку 6 на смазку подшипника 1 и РТКУ. В зоне низкого давления масло, вытекая из питающих отверстий 11 и канавки 3 в осевом направлении, заполняет рабочий зазор и через форсунку подается на смазку подшипника и РТКУ. При отсутствии утечек через уплотнительные кольца 13 демпфирующие свойства опоры выше, чем у прототипа с такой же длиной рабочей части втулки демпфера и питающей канавкой в середине длины рабочей части демпфера, при этом за счет расположения форсуночного кольца и центрирующей пружины внутри демпфера осевые размеры опоры сокращаются.
Формула изобретения
Упругодемпферная опора, содержащая
корпус, смонтированный на роторе подшипник качения, размещенный между ними демпфер из двух концентрично расположенных с зазором втулок, одна из которых жестко
закреплена в корпусе и имеет на торце внутренний бурт, а другая - на наружном кольце подшипника, а также форсуночное кольцо для подачи смазки в подшипник, центрирующую пружину со шпонкой, закрепленную во внутренней втулке демпфера, радиально-торце- вое контактное уплотнение в виде смонтированной на валу втулки, уплотнитель- ного кольца, крышки, лабиринтного уплотнения, отличающаяся тем, что, с целью
снижения осевых габаритов и повышения демпфирующих свойств, форсуночное кольцо размещено в средней части внутренней втулки демпфера, внутренняя втулка демпфера выполнена с центральной канавкой
на наружной поверхности и радиальными равномерно расположенными по окружности отверстиями для подвода смазки, а в корпусе выполнена кольцевая канавка, сообщающаяся с полостью демпфера посредством выполненных в центральной части наружной втулки демпфера радиальных наклоненных в чередующемся порядке отверстий с выходом в зону центральной канавки внутренней втулки, при этом центрирующая
пружина установлена между форсуночным кольцом и крышкой уплотнения и выполнена в виде упругого кольцевого сектора, нижними концами жестко соединенного с крышкой, на внутреннем бурте наружной втулки демпфера выполнены равномерно
расположенные по окружности по меньшей мере три сквозных паза для визуального контроля радиального зазора демпфера.
9
2627 28
Фиг.
№
(Риг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТЯЖЕЛОЙ ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2592664C2 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2583206C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2572444C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2579646C1 |
Опора ротора авиационного газотурбинного двигателя | 1985 |
|
SU1364784A1 |
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2602470C2 |
ДЕМПФЕР КОМБИНИРОВАННОГО ТРЕНИЯ ОПОР РОТОРОВ | 1991 |
|
RU2020311C1 |
УПЛОТНЕНИЕ МАСЛЯНОЙ ПОЛОСТИ ОПОРЫ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2015 |
|
RU2593575C1 |
Гидродинамическая опора | 1988 |
|
SU1661497A1 |
Упругая опора ротора | 1985 |
|
SU1343147A1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам ротора авиационных газотурбинных двигателей. Цель изобретения - снижение осевых габаритов и повышение демпфирующих свойств опоры, В опоре форсуночное кольцо размещено в средней части внутренней втулки демпфера. Втулка выполнена с центральной канавкой на наружной поверхности и радиальными равномерно расположенными по окружности отверстиями для подвода смазки. Центрирующая пружина установлена между форсуночным кольцом и крышкой уплотнения, а на внутреннем бурте наружной втулки демпфера выполнены по меньшей мере три сквозных паза для визуального контроля радиального зазора демпфера. За счет расположения форсуночного кольца и центрирующей пружины внутри втулки демпфера осевые габариты опоры сокращаются. 3 ил.
31
фигЗ
Опора ротора авиационного газотурбинного двигателя | 1985 |
|
SU1364784A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-10-15—Публикация
1988-07-29—Подача