Изобретение относится к машиностроению и- может быть использовано для гашения вредных динамических воздействий, в частности крутильных колебаний, во фрикционных муфтах приводов, например приводов различных агрегатов автомобиля или трактора.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств путем повьппения эффективности гашения колебаний крутящего момента двигателя и рассеивания энергии резонансных крутильных колебаний.
На фиг.1 показан демпфер сцепления 15 выступами 6 с ведуш м диском 4, пово- с двухступенчатым изменением жесткое--. док 5 - за счет момента трения между
ти и момента трения, общий вид; на фиг.2 - то же, с трехступенчатым изменением жесткости и момента трения; на фиг.З - разрез А-А на фиг.1; на 20 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.З- разрез В-В на фиг.2,
Демпфер сцепления (фиг.1 и 3) имеет ведомый диск 1 со ступицей, имеюними и фрикционной шайбой 11, а т и в основном за счет толкающего у лия цилиндрической пружины 14. Фр ционная шайба 11 поворачивается в те с ведуш;им диском 4, момент тре создается шайбами 9 и 10, а жесткость - цилиндрической пружиной 1 которая сжимается в окне 15 под д
щей пазы 2, ведущие диски 3 и 4, по- 25 ствием вeдyшJix дисков 3 и 4. При
водок 5 с прижимными выступами 6 на наружном диаметре и с выс тупами 7 на внут|)еннем диаметре, размещенными в пазах 2, прижимное кольцо 8 с высту-; пами, фрикционную шайбу 9, установленную между ведомым 1 и ведуш 1м 3 дисками, фрикционную шайбу 10, установленную между ведомым диском 1 и прижимным кольцом 8, фрикционную шайбу 11, установленную между ведущим диском 4 и поводком 5, тарельчатую пружину 12, цилиндрические пружины 13.и 14, окна 15 и 16 в ведомом диске 1 .
Демпфер сцепления (фиг.2, 4 и 5) имеет дополнительно поводок 17 с выступами 18 на наружном диаметре и с выступами 19 на внутреннем диаметре, расположенный слева от ведомого диска (по чертежу), прижимное кольцо 20 с выступами, фрикционную шайбу 21, установленную между ведущим диском 3 и поводком 17, тарельчатую пружину 22, цилиндрические пружины 23 и 24 третьей ступени трения, установленные без зазора в окнах ведущих дисков 3 и 4 и с зазором, равным углу М , + Ч., - в окнах ведомого диска 1, окна 25 и 26 в диске 1, окна 27 и 28 в дисках 3 и 4. Для обеспечения необходимой величины жесткости демпфер сцепления может иметь дополнительно несколько цилиндрических пружин 13, установленных в окнах 15 и 16 ведущих 3 и 4 и
ведомого 1 дисков и не связанных с поводком 5. Для обеспечения необходимой величины, момента трения фрикционные шайбы 10 и 11 могут быть различного диаметра или с различными коэффициентами трения.
Демпфер сцепления работает следу- юш;им образом.
Прямой ход. При повороте ведущих дисков 3 и 4 относительно ведомого диска 1 на угол вместе с веду- щамк 3 и Д дисками поворачивается прижимное кольцо 8 за счет его связи
ними и фрикционной шайбой 11, а также и в основном за счет толкающего усилия цилиндрической пружины 14. Фрикционная шайба 11 поворачивается вместе с ведуш;им диском 4, момент трения создается шайбами 9 и 10, а жест кость - цилиндрической пружиной 13, которая сжимается в окне 15 под дейэтом пружина 14 перемещается в окне 16 без сжатия. Когда ведущие диски 3 и 4 повернутся на угол Ч., , выступ 7 поводка 5 установится в упор с тор- 0 Цом паза ступицы ведомого диска 1 и поводок 5 остановится. После этого при дальнейшем повороте ведущих дисков 3 и 4 на угол Ч Ч., в работу вступают-пружина 14 и фрикцио.нная шайба 11. На этом участке упругодис- сипативной характеристики жесткость создается цилиндрическими пружинами 13 и 14, а момент трения - фрикционными шайбами 9 - 11, При повороте ве5
40
45
50
55
дущих дисков на угол f Ч + Ч демпфер замыкается.
Обратньш ход. При повороте ведущих дисков 3 и 4 относительно ведомого диска 1 против часовой стрелки (фиг.З) из крайнего правого положения, когда демпфер замкнут, на участке пружина 13 не действует на выступ 6 прижимного поводка 5, а пружина 14 давит на нижний выступ 6, что приводит к фиксации прижимного поводка в крайнем правом положении с упором выступа 7 в торец паза сту- пицы ведомого диска 1. При этом необходимо, чтобы пружина 14 имела преднатяг для того, чтобы прижимной поводок 5 не начал движения (поворот) против часовой стрелки под действием момента трения в паре с фрикционной шайбой 11.
При повороте ведупщх дисков на участке М поводок поворачивается .вместе с ними против часовой стрелки под действием усилия сжатой цилиндрической пружины 13. Фрикционная шайба 11 на этом участке не работает, цилиндрическая пружина 14 перемещается в окне 16 без изменения своей длины.
На участках ц и Ч демпфер работает аналогично участкам Ч , и w
Формула изобретения
1, Демпфер сцепления, содержащий
20
только в противоположном направлении поворота ведущих дисков 3 и 4 относительно ведомого диска 1.
Демпфер сцепления (фиг.2) работает g ступицу с ведомым диском, два ведущих следующим образом.диска, фрикционные шайбы, npHmiiMHoe
Первая и вторая ступе ни жесткости кольцо, тарельчатую пружину, поводок и трения работают так же, как и в демпфере, изображенном на фиг.1..Третья ступень: при повороте ведущих дисков 3 и 4 на угол Ч ц + tf поводок 17 поворачивается вместе с ними под действием цилиндрической пружины 24 и момента трения в паре поводок 17- фрикционная шайба 21.
При повороте ведущих дисков на угол Ц w выступ 19 поводка 1 7 упирается в торец паза 2 ступицы и поводок 17 останавливается. На угле поворота + Ч ,2 жесткость создается
пружинами 13,14,23 и 24, а момент трения создается фрикционными шайбами 9,10,11 и 21. При повороте ведущих дисков 3 и 4 на угол 4 MI +4,.+Ч демпфер замьткается.
На обратном ходе из крайнего положения замыкания демпфера на угле If + if.+ ц и до угла поводок 17 неподвижен под действием цилиндрис прижимными выступами и цилиндрические .пружины, размещенные в окнах ведущих и ведомого диска и упирающиеся в выступы поводка, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем повьш1ения эффективности гашения коле- 25 баний крутящего момента и рассеивания энергии резонансных крутильньк колебаний, ступица вьтолнена с пазами, поводок - с выступами, размещенными в пазах ступицы, а тарельчатая пружина установлена между прижимным кольцом и поводком.
2. Демпфер поп.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными прижимным кольцом, тарельчатой пружиной, поводком и фрикционной шайбой, установленными с другой стороны ведомого диска по отношению к указанным основным элементам.
30
3F.
и иая .
13468704
ческой пружины 24, преднатяг которой обеспечивает неподвижность поводка
17 до конца участка «f Ц +i.f . На уча1 5.
стке поворота Ч,+ ч поводок 17 поворачивается под действием пружины
23и момента трения во фрикционной паре шайба 21 - поводок 17. Прузкина
24и фрикционная шайба 21 не рабо- тают.
Формула изобретения
1, Демпфер сцепления, содержащий
0
кольцо, тарельчатую пружину, поводок
с прижимными выступами и цилиндрические .пружины, размещенные в окнах ведущих и ведомого диска и упирающиеся в выступы поводка, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем повьш1ения эффективности гашения коле- 5 баний крутящего момента и рассеивания энергии резонансных крутильньк колебаний, ступица вьтолнена с пазами, поводок - с выступами, размещенными в пазах ступицы, а тарельчатая пружина установлена между прижимным кольцом и поводком.
2. Демпфер поп.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными прижимным кольцом, тарельчатой пружиной, поводком и фрикционной шайбой, установленными с другой стороны ведомого диска по отношению к указанным основным элементам.
0
F.
-J
б б
XI Фиг.1
6-6
Фиг. г
ФигМ
18
26
24
Q-Q (повернуто) fj
Z7
28
Составитель И.Лукина Редактор А.Козориз Техред И.Попович
Заказ 5111/36 Тираж 803Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
(Риг.
Корректор М.Демчик
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гаситель крутильных колебаний | 2022 |
|
RU2793989C1 |
Гайковерт | 1981 |
|
SU954204A1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ СИЛОВОГО ПРИВОДА | 2000 |
|
RU2162176C1 |
Гаситель колебаний трансмиссии | 1988 |
|
SU1521956A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1985 |
|
SU1288396A1 |
Демпфер холостого хода сцепления | 1986 |
|
SU1350395A1 |
Устройство для соединения монтажныхпРОВОдОВ CO шТыРЕВыМи ВыВОдАМи | 1979 |
|
SU845202A1 |
Демпфер крутильных колебаний | 1988 |
|
SU1548554A1 |
ДЕМПФЕР ХОЛОСТОГО ХОДА ВЕДОМОГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2234009C2 |
УЗЕЛ ДВОЙНОГО СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСМИССИИ | 2019 |
|
RU2714622C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения крутильных колебаний. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем повышения эффективности гашения колебаний крутящего момента и рассеивания энергии резонансных крутильньк колебаний. Для этого- ступица ведомого диска 1 выполнена с пазами 2, а поводок 5 - с выступами 7, размещенными в пазах 2 ступицы. Тарельчатая пружина установлена между контактирующим с фрикционной шайбой прижимным кольцом и поводком 5. Демпфер может быть снабжен дополнительными поводком с выступами, прижимным кольцом, фрикционной шайбой и тарельчатой пружиной с другой стороны ведомого диска 1-. При работе жесткость демпфера изменяется ступенчато, 1 з.п. ф-лы, . 5 ил. А-А (Л со О5 00 vj
УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМНАТНО-ДВОРОВАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ГРЯДКА | 2010 |
|
RU2436288C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-10-23—Публикация
1985-12-20—Подача