Демпфер сцепления Советский патент 1987 года по МПК F16F15/129 

Описание патента на изобретение SU1346870A1

Изобретение относится к машиностроению и- может быть использовано для гашения вредных динамических воздействий, в частности крутильных колебаний, во фрикционных муфтах приводов, например приводов различных агрегатов автомобиля или трактора.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств путем повьппения эффективности гашения колебаний крутящего момента двигателя и рассеивания энергии резонансных крутильных колебаний.

На фиг.1 показан демпфер сцепления 15 выступами 6 с ведуш м диском 4, пово- с двухступенчатым изменением жесткое--. док 5 - за счет момента трения между

ти и момента трения, общий вид; на фиг.2 - то же, с трехступенчатым изменением жесткости и момента трения; на фиг.З - разрез А-А на фиг.1; на 20 - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.З- разрез В-В на фиг.2,

Демпфер сцепления (фиг.1 и 3) имеет ведомый диск 1 со ступицей, имеюними и фрикционной шайбой 11, а т и в основном за счет толкающего у лия цилиндрической пружины 14. Фр ционная шайба 11 поворачивается в те с ведуш;им диском 4, момент тре создается шайбами 9 и 10, а жесткость - цилиндрической пружиной 1 которая сжимается в окне 15 под д

щей пазы 2, ведущие диски 3 и 4, по- 25 ствием вeдyшJix дисков 3 и 4. При

водок 5 с прижимными выступами 6 на наружном диаметре и с выс тупами 7 на внут|)еннем диаметре, размещенными в пазах 2, прижимное кольцо 8 с высту-; пами, фрикционную шайбу 9, установленную между ведомым 1 и ведуш 1м 3 дисками, фрикционную шайбу 10, установленную между ведомым диском 1 и прижимным кольцом 8, фрикционную шайбу 11, установленную между ведущим диском 4 и поводком 5, тарельчатую пружину 12, цилиндрические пружины 13.и 14, окна 15 и 16 в ведомом диске 1 .

Демпфер сцепления (фиг.2, 4 и 5) имеет дополнительно поводок 17 с выступами 18 на наружном диаметре и с выступами 19 на внутреннем диаметре, расположенный слева от ведомого диска (по чертежу), прижимное кольцо 20 с выступами, фрикционную шайбу 21, установленную между ведущим диском 3 и поводком 17, тарельчатую пружину 22, цилиндрические пружины 23 и 24 третьей ступени трения, установленные без зазора в окнах ведущих дисков 3 и 4 и с зазором, равным углу М , + Ч., - в окнах ведомого диска 1, окна 25 и 26 в диске 1, окна 27 и 28 в дисках 3 и 4. Для обеспечения необходимой величины жесткости демпфер сцепления может иметь дополнительно несколько цилиндрических пружин 13, установленных в окнах 15 и 16 ведущих 3 и 4 и

ведомого 1 дисков и не связанных с поводком 5. Для обеспечения необходимой величины, момента трения фрикционные шайбы 10 и 11 могут быть различного диаметра или с различными коэффициентами трения.

Демпфер сцепления работает следу- юш;им образом.

Прямой ход. При повороте ведущих дисков 3 и 4 относительно ведомого диска 1 на угол вместе с веду- щамк 3 и Д дисками поворачивается прижимное кольцо 8 за счет его связи

ними и фрикционной шайбой 11, а также и в основном за счет толкающего усилия цилиндрической пружины 14. Фрикционная шайба 11 поворачивается вместе с ведуш;им диском 4, момент трения создается шайбами 9 и 10, а жест кость - цилиндрической пружиной 13, которая сжимается в окне 15 под дейэтом пружина 14 перемещается в окне 16 без сжатия. Когда ведущие диски 3 и 4 повернутся на угол Ч., , выступ 7 поводка 5 установится в упор с тор- 0 Цом паза ступицы ведомого диска 1 и поводок 5 остановится. После этого при дальнейшем повороте ведущих дисков 3 и 4 на угол Ч Ч., в работу вступают-пружина 14 и фрикцио.нная шайба 11. На этом участке упругодис- сипативной характеристики жесткость создается цилиндрическими пружинами 13 и 14, а момент трения - фрикционными шайбами 9 - 11, При повороте ве5

40

45

50

55

дущих дисков на угол f Ч + Ч демпфер замыкается.

Обратньш ход. При повороте ведущих дисков 3 и 4 относительно ведомого диска 1 против часовой стрелки (фиг.З) из крайнего правого положения, когда демпфер замкнут, на участке пружина 13 не действует на выступ 6 прижимного поводка 5, а пружина 14 давит на нижний выступ 6, что приводит к фиксации прижимного поводка в крайнем правом положении с упором выступа 7 в торец паза сту- пицы ведомого диска 1. При этом необходимо, чтобы пружина 14 имела преднатяг для того, чтобы прижимной поводок 5 не начал движения (поворот) против часовой стрелки под действием момента трения в паре с фрикционной шайбой 11.

При повороте ведупщх дисков на участке М поводок поворачивается .вместе с ними против часовой стрелки под действием усилия сжатой цилиндрической пружины 13. Фрикционная шайба 11 на этом участке не работает, цилиндрическая пружина 14 перемещается в окне 16 без изменения своей длины.

На участках ц и Ч демпфер работает аналогично участкам Ч , и w

Формула изобретения

1, Демпфер сцепления, содержащий

20

только в противоположном направлении поворота ведущих дисков 3 и 4 относительно ведомого диска 1.

Демпфер сцепления (фиг.2) работает g ступицу с ведомым диском, два ведущих следующим образом.диска, фрикционные шайбы, npHmiiMHoe

Первая и вторая ступе ни жесткости кольцо, тарельчатую пружину, поводок и трения работают так же, как и в демпфере, изображенном на фиг.1..Третья ступень: при повороте ведущих дисков 3 и 4 на угол Ч ц + tf поводок 17 поворачивается вместе с ними под действием цилиндрической пружины 24 и момента трения в паре поводок 17- фрикционная шайба 21.

При повороте ведущих дисков на угол Ц w выступ 19 поводка 1 7 упирается в торец паза 2 ступицы и поводок 17 останавливается. На угле поворота + Ч ,2 жесткость создается

пружинами 13,14,23 и 24, а момент трения создается фрикционными шайбами 9,10,11 и 21. При повороте ведущих дисков 3 и 4 на угол 4 MI +4,.+Ч демпфер замьткается.

На обратном ходе из крайнего положения замыкания демпфера на угле If + if.+ ц и до угла поводок 17 неподвижен под действием цилиндрис прижимными выступами и цилиндрические .пружины, размещенные в окнах ведущих и ведомого диска и упирающиеся в выступы поводка, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем повьш1ения эффективности гашения коле- 25 баний крутящего момента и рассеивания энергии резонансных крутильньк колебаний, ступица вьтолнена с пазами, поводок - с выступами, размещенными в пазах ступицы, а тарельчатая пружина установлена между прижимным кольцом и поводком.

2. Демпфер поп.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными прижимным кольцом, тарельчатой пружиной, поводком и фрикционной шайбой, установленными с другой стороны ведомого диска по отношению к указанным основным элементам.

30

3F.

и иая .

13468704

ческой пружины 24, преднатяг которой обеспечивает неподвижность поводка

17 до конца участка «f Ц +i.f . На уча1 5.

стке поворота Ч,+ ч поводок 17 поворачивается под действием пружины

23и момента трения во фрикционной паре шайба 21 - поводок 17. Прузкина

24и фрикционная шайба 21 не рабо- тают.

Формула изобретения

1, Демпфер сцепления, содержащий

0

кольцо, тарельчатую пружину, поводок

с прижимными выступами и цилиндрические .пружины, размещенные в окнах ведущих и ведомого диска и упирающиеся в выступы поводка, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем повьш1ения эффективности гашения коле- 5 баний крутящего момента и рассеивания энергии резонансных крутильньк колебаний, ступица вьтолнена с пазами, поводок - с выступами, размещенными в пазах ступицы, а тарельчатая пружина установлена между прижимным кольцом и поводком.

2. Демпфер поп.1, отличающийся тем, что он снабжен дополнительными прижимным кольцом, тарельчатой пружиной, поводком и фрикционной шайбой, установленными с другой стороны ведомого диска по отношению к указанным основным элементам.

0

F.

-J

б б

XI Фиг.1

6-6

Фиг. г

ФигМ

18

26

24

Q-Q (повернуто) fj

Z7

28

Составитель И.Лукина Редактор А.Козориз Техред И.Попович

Заказ 5111/36 Тираж 803Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4

(Риг.

Корректор М.Демчик

Похожие патенты SU1346870A1

название год авторы номер документа
Гаситель крутильных колебаний 2022
  • Чирков Александр Петрович
RU2793989C1
Гайковерт 1981
  • Мартинович Николай Петрович
SU954204A1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ СИЛОВОГО ПРИВОДА 2000
  • Дрозденко В.Ф.
  • Некрасов С.И.
  • Бородин В.Н.
  • Михно А.А.
  • Суралев В.А.
RU2162176C1
Гаситель колебаний трансмиссии 1988
  • Петунин Владимир Петрович
SU1521956A1
Фрикционная муфта сцепления 1985
  • Колодий Юрий Константинович
  • Коломиец Сергей Никодимович
  • Шарипов Валерий Мирхитович
  • Игнатенко Владимир Николаевич
  • Наговицын Валентин Александрович
  • Ройфберг Евгений Маркович
  • Тейтельбаум Ханина Яковлевич
SU1288396A1
Демпфер холостого хода сцепления 1986
  • Лукин Павел Петрович
  • Соломатин Николай Сергеевич
SU1350395A1
Устройство для соединения монтажныхпРОВОдОВ CO шТыРЕВыМи ВыВОдАМи 1979
  • Нижанковский Вадим Игнатьевич
  • Демченко Петр Петрович
  • Федорин Вячеслав Федосеевич
  • Демидов Дмитрий Андреевич
  • Кочнова Маргарита Николаевна
SU845202A1
Демпфер крутильных колебаний 1988
  • Семенов Владимир Митрофанович
  • Соломатин Николай Сергеевич
  • Петунин Владимир Петрович
  • Минаев Александр Александрович
SU1548554A1
ДЕМПФЕР ХОЛОСТОГО ХОДА ВЕДОМОГО ДИСКА СЦЕПЛЕНИЯ 2002
  • Лейес В.А.
  • Бурылин К.К.
RU2234009C2
УЗЕЛ ДВОЙНОГО СЦЕПЛЕНИЯ ТРАНСМИССИИ 2019
  • Мохов Павел Игоревич
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич
  • Калимуллин Эмиль Рамилевич
  • Абасов Эльнур Исмаилович
RU2714622C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 346 870 A1

Реферат патента 1987 года Демпфер сцепления

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения крутильных колебаний. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем повышения эффективности гашения колебаний крутящего момента и рассеивания энергии резонансных крутильньк колебаний. Для этого- ступица ведомого диска 1 выполнена с пазами 2, а поводок 5 - с выступами 7, размещенными в пазах 2 ступицы. Тарельчатая пружина установлена между контактирующим с фрикционной шайбой прижимным кольцом и поводком 5. Демпфер может быть снабжен дополнительными поводком с выступами, прижимным кольцом, фрикционной шайбой и тарельчатой пружиной с другой стороны ведомого диска 1-. При работе жесткость демпфера изменяется ступенчато, 1 з.п. ф-лы, . 5 ил. А-А (Л со О5 00 vj

Формула изобретения SU 1 346 870 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1346870A1

УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОМНАТНО-ДВОРОВАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ГРЯДКА 2010
  • Шматченко Виктор Тимофеевич
RU2436288C1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 346 870 A1

Авторы

Лукин Павел Петрович

Лапко Олег Петрович

Соломатин Николай Сергеевич

Даты

1987-10-23Публикация

1985-12-20Подача