Фрикционная муфта сцепления Советский патент 1987 года по МПК F16D13/75 

Описание патента на изобретение SU1288396A1

из трущейся части 3 с клиновыми поверхностями и нажимной части 6 и связанный с механизмом автоматической регулировки, В состав последнего входит промежуточный клиновый элемент 17 с тремя клиновыми выступами, кинематически соединенный с червяком 21 Управляющей и дополни- тельной пружинными М, установленным на ступице червяка 21, Поводок 25 управляющей пружинной М связан с осевым пазом 26, длина которого больше диаметра поводка 25, Цри износе накладок ведомого диска 14 и

1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в силовых установг ках транспортных и тяговых средств.

Цель изобретения - повышение, надежности муфты благодаря упрощению механизма регулировки и обеспечению наилучших условий работы червячного зацепления за счет исключения осевого смещений червяка и червячного колеса при износе фрикционных поверхностей ,

На фиг.1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг,2 - вид А на фиг,1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг,1,

Муфта сцепления содержит корпус 1 установленный неподвижно на маховике 2 . Во внутренней полости муфты установлен составной нажимной диск, состоящий из трущейся части 3 с клиновыми поверхностями 4 на нерабочем торце 5, и нажимной части 6, Труща яся 3 и нажимная 6 части нажимного диска центрируются на пальцах .7 и связаны между собой оттяжными пружинами 8,

Между на:химной частью 6 и корпусом 1 установлены нажимные пружины 9, На опорах 10, неподвижно закрепленных в корпусе 1, шарнирно установлены рычаги включения 11, связанные с нажимной частью 6 тягами 12, Концы рычагов 11 опираются на упорное кольцо 13, зафиксированное в осевом нап88396

сопряженных с ним поверхностей составной нажимной диск перемещается на величину износа в сторону маховика 2, При этом зазор а между упорным кольцом 13 и отводкой 28 уменьшается. Осевой ход упорного кольца 13 увеличивается. В результате этого поводок 25 М вступает во взаимодействие со стенкой паза 26 и поворачивается на угол, пропорциональный износу. Это вызывает поворот червяка 2,1 и увеличение толщины нажимного диска на.величину, пропорциональную износу, 3 ил.

равлении относительно рычагов -11 при ПОМ01ЦИ пружин (не показано),

Между маховиком 2 и трущейся частью 3 установлен ведомый фрикцигонныйдиск14, ступица 1 5 которого установлена на валу 16 муфты посредством шлиц.

Механизм автоматической регулировки выполнен в виде промежуточно-

го клинового элемента 17, центрируемого по внутреннему диаметру нажимной части 6, с расположенными со стороны трущейся части 3 тремя клиновыми выступами 18, контактирующими с ответными клиновыми поверхностями 4 трущейся части 3, причем угол наклона контактирую1 1Их клинового выступа 18 и клиновой поверхности 4 меньше угла трения,

I

На нажимной части 6 неподвижно закреплен съемньй кронштейн 19 на оси 20 которого установлен червяк 21 Зубья червяка 21 входят в зацепление

с зубьями клинового элемента 17, выполненными на его внутреннем диамет- -- ре.

На ступице червяка 21 установлены с натягом управляющая 22 и дополнительная 23 пружинные муфты, причем поводок 24 муфты 23 неподвижно закреплен в кронштейне 19, а поводок 25 управляющей муфты 22 сопряжен с осевым пазом 26 управляющей планки

27, неподвижно закрепленной или выполненной на. упорном кольце 13,

Для выключения муфты сцепления установлена отводка 28. При отпущенной педали управления муфтой (не показана) между улорным кольцом 13 и торцом отводки 28 имеется зазор а предотвращающий их соприкосновение.

Муфта работает следующим образом.

Во включенном положении муфты сцепления усилие нажимных пружин 9 от нажимной части 6 через промежуточную клиновую часть 17 передается на трущуюся часть 3 нажимного диска, которая прижимает ведомый диск 14 к поверхности маховика 2. При этом на отрегулированной муфте поводок 25 управляющей пружиной муфты 22 сопри- касается с левой кромкой паза 26 управляющей планки 27.

При выключении муфты с неизношенными накладками ведомого диска 14, отводка 28 принудительно перемещается к маховику 2, выбирает зазор а и упирается в упорное кольцо 13, после чего рычаги 11 поворачиваются на упорах 10 и отводят нажимную часть 6 посредством тяг 12. Наличие оттяжных пружин 8 обеспечивает отвод трущейся части 3 и промежуточного клинового элемента 17, В процессе выключения неизношенной муфты управляющая планка 27 перемещается совместно с упорным кольцом 13 к маховику 2, а поводок 25 управляющей пружинной муфты 22 перемещается совместно с нажимной частью 6 в противоположную сторону. При этом не происходит взаимодействия поводка 25 с управляющей планкой 27, поскольку длина осевого паза 26 равна сумме перемещений упорного кольца 13 и нажимной части 6 при

выключении муфты. I

При износе накладок ведомого диска 14 и сопряженных с ним поверхностей составной нажимной диск 3 и 6 перемещается на величину износа в сторону маховика 2, При этом упорное кольцо 13 перемещается в противоположную сторону. Встречное перемещение управляющей планки 27 и поводка 25 приводит к взаимодействию поводка 25 с левой кромкой осевого паза 26 и к повороту управляющей пружинной муты 22 относительно червяка 21 на некоторый угол, пропорциональный износу. Неподвижность червяка 21 обеспечивается в этом случае дополнительной пружинной муфтой 23. В результате перемещения упор-

5

10

2883964

ного кольца 13 при износе зазор между ним и отводкой ,28 также уменьшается.

При последующем выключении муфты сцепления вследствие уменьшенной величины зазора а отводка 28 раньше входит в соприкосновение с упорным кольцом 13 и осевой ход последнего гфи неизменном ходе отводки 28 увеличивается. В результате этого в конце хода выключения поводок 25 управляющей пружинной муфты 22 вступает во взаимодействие с правой стенкой осевого паза 26 и поворачи- вает&я на некоторый угол, пропорци- ональньШ износу. Так как при этом управляющая пружинная муфта 22 затягивается, а дополнительная пружинная муфта 23 отпускается, то червяк 21 поворачивается вместе с управляющей пружинной муфтой 22. Поворот червяка 21 вызывает соответствующий поворот промежуточного клинового элемента 17 относительно клиновых поверхностей 4 трущейся части 3. Вследствие этого осевой размер нажим- ного диска 3 и 6 возрастает на величину, пропорциональную износу ведомого диска 14.

15

20

25

35

40

30

Таким образом, износ поверхностей трения автоматически компенсируется увеличением толщины нажимного диска 3 и 6 и не вызывает увеличение осадки нажимнык пружин 9 и уменьшения зазора а между отводкой- 28 и упорным кольцом 13.

Формула изобретения

Фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущий нажимной и ведомый фрикционньй диски, нажимные прут-, жины, рычаги выключения, контактирующие -с упорным кольцом и механизм автоматической регулировки, имеющий червяк с управляющей пружинной муфтой, поводок которой соединен с упорным кольцом, и с дополнительной пружин- 50 ной муфтой, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности муфты, нажимной диск выполнен из трущейся с клиновыми поверхностями на нерабочем торце и нажимной

45

55

гулировки выполнен в виде промежуточного клинового элемента, имеющего расположенные со стороны трущейся части по меньшей мере три клиновых

выступа, контактирующие с ответными клиновыми поверхностями трущейся части, плоскую поверхность, контактирующую с нажимной частью, и зубчатый венец, расположенньй на его внутреннем диаметре, при этом червяк

дидА

12883966

установлен на нажимной части и кинематически связан с зубьями клинового элемента, в упорном кольце выполнен осевой паз, длина которого больше диаметра поводка, а пружинные муфты установлены на ступице червяка.

Редактор А,Сабо

Составитель И Лукина Техред Л.Сердюкова,

Заказ 7787/32 Тираж 834Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

. Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4

Фиг.З

Корректор Е.Рошко

Похожие патенты SU1288396A1

название год авторы номер документа
Фрикционная муфта сцепления 1985
  • Колодий Юрий Константинович
  • Коломиец Сергей Никодимович
  • Шарипов Валерий Мирхитович
  • Игнатенко Владимир Николаевич
  • Лившиц Григорий Соломонович
  • Наговицын Валентин Александрович
  • Ройфберг Евгений Маркович
  • Тейтельбаум Ханина Яковлевич
SU1333908A1
Муфта сцепления 1982
  • Черкасов Николай Михайлович
  • Скаргин Владимир Каллистратович
  • Бобровский Николай Серафимович
SU1071834A1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 1971
SU419652A1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 1993
  • Мезенцев М.С.
  • Котовсков А.В.
RU2091622C1
Муфта сцепления 1979
  • Черкасов Николай Михайлович
  • Бобровский Николай Серафимович
  • Скаргин Владимир Каллистратович
SU846864A1
МУФТА-ТОРМОЗ 1972
  • Г. Ф. Самсонов, М. Т. Селин, В. Л. Акоп В. Г. Песоцкий, В. И. Потапов Л. Пономарев
  • Азовское Специальное Конструкторское Бюро Кузнечно Прессовых Автоматов Гибочных Машин
SU327348A1
Предохранительная фрикционная муфта 1989
  • Смирнов Сергей Сергеевич
  • Лекомцев Сергей Платонович
  • Прокудин Николай Алексеевич
  • Львович Константин Давыдович
SU1762018A1
Фрикционная муфта с отбором мощности 1982
  • Зверев Геннадий Александрович
  • Беляев Александр Петрович
  • Бурцев Анатолий Захарович
  • Игнатьева Валентина Степановна
SU1099134A1
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Панкин Александр Сергеевич
  • Бородин Евгений Валерьевич
RU2436689C1
Старт-стопная муфта 1976
  • Зильберлейб Феликс Наумович
  • Митков Иосиф Алексеевич
  • Самсонович Александр Моисеевич
SU648760A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 288 396 A1

Реферат патента 1987 года Фрикционная муфта сцепления

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в силовых установках транспортных и тяговых машин. Целью изобретения является повышение надежности муфты путем использования более надежного механизма автог матической регулировки зазора, в котором исключены осевые смещения червяка и червячного колеса, и компенсации износа за счет увеличения толщины нажимного диска. Муфта (М) соде ржит нажиьдаой диск, состоящий (Л «

Формула изобретения SU 1 288 396 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1288396A1

Дисковой тормоз 1977
  • Аронин Лев Григорьевич
  • Габа Виктор Аврумович
SU715846A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Патент США № 3752286, кл
Вагонный распределитель для воздушных тормозов 1921
  • Казанцев Ф.П.
SU192A1

SU 1 288 396 A1

Авторы

Колодий Юрий Константинович

Коломиец Сергей Никодимович

Шарипов Валерий Мирхитович

Игнатенко Владимир Николаевич

Наговицын Валентин Александрович

Ройфберг Евгений Маркович

Тейтельбаум Ханина Яковлевич

Даты

1987-02-07Публикация

1985-06-24Подача