Изобретение относится к машиностроению, в частности, к дисковым фрикционным муфтам, и может быть использовано в транспортных и други машинах.
Цель изо бретения - улучшение эксплуатационных характеристик и повьпление долговечности путем стабилизации передаваемого момента и уменьшения осевых размеров.
На фиг. 1 приведена фрикционная муфта с размещенйё м пар трения с разными предельно допустимыми удельными давлениями, общий вид; на фиг. 2 -график зависимости .отношения силы, действующей на произвольные диски, к силе, действующей на нажимной диск, от номера пары поверхности трения, - Фрикционная муфта содержит ведущий 1 и ведомый 2 барабаны. Ведомые фрикционные диски с высокими предельно допустимыми значениями удельных давлений 3 и с более низкими 4, ведущие диски 5 и каналы 6 для подвода масла. Диски 3 могут быть выполнены, например, из металла, а диски 4 - из металлокерамики.
Выбор металлокерамических дисков 4, образующих пару трения Сталь по металлокерамике с дисками 5, определяется по распределению удельных давлений по ширине пакета дисков; 3-5. За счет того, что при малых удельных давлениях в основном работают пары трения Сталь по стали, образованные дисками 3 ,и 5, а при высоких - пары Сталь по металлокерамике, образованные дисками 5 и стабилизируется коэффициент трения скольжения и повьшается износостойкость пакета дисков 3-5.
Диски 4, образующие с дисками 5 пару Сталь по керамике, имеющую более высокие предельно допустимые значения удельных давлений, размещены ближе к нажимному диску 7, чем диски 3,
Муфта работает следующим образом
При включении фрикционного узла происходит выборка свободного осево0
5
5
0
5
0
5
0
го зазора между сопряженными ведомыми -3 и 4 и ведущими 5 дисками до момента их контактирования. При взаимодействии пар трения Сталь по стали дисков 3 и 5, пар трения Сталь по металлокерамике дисков 4 и 5, не склонных к схватыванию, происходит рациональное перераспределение работы буксования между парами трения с большими предельно допустимыми удельнь1ми давлениями и меньшими пропорционально их коэффициентам трения и удельным давлениям, действующим на них. Причем при малых и средних удельных давлениях работа трения в основном воспринимается парами трения Сталь по дисков 3 и 5, а при максимальных - Сталь по металлокерамике дисков 4 и 5.
Таким образом, каждая пара трения работает в свойственном для нее нагрузочном режиме.
В результате частично, а иногда и полностью исключается схватывание . стальных дисков, осуществляется уверенная разводка ведомых и ведущих дисков 3-5 при выключении фрикционного узла, повьщ1ается износостойкость обеих пар трения, стабилизируются фрикционные-характеристики узла в целом.
Формула изобретения
Фрикционная многодисковая муфта, содержащая ведущие и ведомые барабаны, ведущие и ведомые фрикционные диски с различными друг от друга фрикционными характеристиками и нажимной диск, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем стабилизации передаваемого момента, уменьшения осевых размеров и повьшзения долговечности, по крайней мере один из фрикционных дисков, расположенный со стороны нажимного диска, выполнен из материала с большим значением предельно допустимых удельных давлений, чем у остальных дисков.
Редактор А. Козориз
Составитель И. Лукина
Техред И.Попович Корректор М. Демчик
Заказ 5111/36Тираж 803Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. А/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2092724C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 2004 |
|
RU2298709C2 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1425375A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1479747A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1318748A1 |
Муфта сцепления | 1984 |
|
SU1254222A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1416770A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2000 |
|
RU2177416C1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1991 |
|
SU1751526A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к дисковьм фрикционным муфтам, и может быть использовано в транспортных и других машинах. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем стабилизации передаваемого момента и уменьшения осевых размеров. Для этого фрикционная муфта содержит стальные ведущие 5, а также ведомые 3 и 4 диски (Д) соответственно из стали и металлокерамики. Д 4, имеющие большее значение предельно допустимых давлений,расположены ближе к нажимному Д 7, чем ДЗ,имеющие меньшее значение предельно допустимых давлений. При работе муфты происходит рациональное перераспределение работы буксования между парами трения, образуемыми Д 3 и 4. При малых и средних давлениях работа трения воспринимается Д 3 и 5, при максимальных - Д 4 и 5. В результате исключается схватывание стальных Д 3 и 5 и увеличивается срок службы муфты. 2 ил. е сл fpus-l
Узел трения фрикционного механизма | 1979 |
|
SU872851A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-10-23—Публикация
1985-03-11—Подача