Изобретение относится к измерительной гидрофизической технике.
Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей зонда для измерения параметров морской воды на ходу судна путем обеспечения измерений в режиме долговременной буксировки с периодическим зондированием, увеличение глубины зондирования и- сокращение экс- .плуатационных расходов.
На фиг. 1 показан предлагаемый зонд; на фиг. 2 - обтекатель; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2,
Зонд (фиг. 1) содержит герметичный контейнер I, имеющей верхнюю 2 и нижнюю 3 крышки. Внутри контейнера расположе.ны измерительные блоки 4. На нижней крыш- lie 3 герметичного контейнера 1 установле- ны датчики 5. Герметичный контейнер 1 помещен внутрь тяжелого балласта 6, состоящего из двух симметричных половин, стяиутых между собой в нескольких точк-ах с помощью болтов 7. Балласт 6 снабжен уз- .лом силового крепления и ввода конца кабель-троса, состоящим из скобы 8, закрепленной на рыме 9 в верхней части балласта 6, сопрягающегося с ней коуша 10, который .огибается кабель-тросом II, образующим первую петлю 12, тросовых зажимов 13, которыми первая петля 12 кабель-троса II закрег ле 1а на коуше 10, установленных в проточке балласта 6 амортизатора 14 и со- стоящей из двух половин обоймы 15, через которые пропущен конец кабель-троса П, образующий перед в.хсдом в амортизатор 14 вторую петлю 16. На верхней крышке 2 герметичного контейнера 1 установлен гер- моввод 17, с помощью которого централь- ная жила кабель-троса 11 электрически соединена с измерительными блоками 4, расположенными внутри герметичного контейнера I. Оплетка кабель-троса 1Г электрически соединена с прочным контейнером с помощью винта 18. На нижней крышке 3 герметичного контейнера 1 установлен обтекатель 19, закрепленный болтами 20 и предохраняющий от повреждений датчики 5 зонда.
Обтекатель 19 (фиг. 2) имеет продоль- ные сквозные пазы 21 и поперечные окна 22, расположенные у его основания 23. На нижнем торце обтекателя 19 выполнено отверстие 24 большого диаметра для входа- выхода обтекающих датчики 5 потоков воды.
Зондирование на ходу судна производится следующим образом. После опускания зонда с борта движущегося судна электрическая лебедка на борту судна переводится в режим вытравливания. При этом скорость вытравливания кабель-троса уста- навливается несколько большей скорости движения судна, и благодаря наличию тя
5
5
0 g 5
5 0
5
0
желого балласта 6 зонд погружается со скоростью свободного падения. Конструкция зонда и форма балласта 6 определяют практически вертикальное его положение при зондировании. Глубина погружения зонда зависит от длины вытравленного кабель- троса и скорости судна.
При достижении необходимой или максимальной глубины вытравливание кабель- троса 11 прекращается. При дальнейщем движении судна зонд под действием вертикальной составляющей силы натяжения кабель-троса начинает всплывать и- переходит в режим буксировки. Глубина буксировки также определяется скоростью судна н длиной вытравленного кабель-троса и может регулироваться вытравливанием или наматыванием кабель-троса с помощью электрической кабельной лебедки на борту судна. При буксировке усилия натяжения кабель-троса, динамические рывкн вибрации прикладываются к скобе 8 и коушу 10 узла силового крепления и ввода, а ввод кабель-троса в балласт 6 благодаря амортизатору 14 практически разгружен от силовых нагрузок, что позволяет использовать зонд в режиме долговременной .многосуточной буксировки без повреждений ка- .бель-троса 11. Вторая петля 16 кабель-троса 11 во время буксировки выполняет в некоторой степени роль стабилизатора и предотвращает вращение зонда вокруг продольной оси. Обтекатель 19 предохраняет датчики 5 зонда от повреждений при их столкновениях с морскими организмам.и, твердыми взвесями и т.п., не препятствуя протеканию около датчиков 5 воды, параметры которой измеряются.
При подходе судна к точке, где должно производиться следующее зондирование, выбирают .кабель-трос - П, оставляя за бортом 20-50 м его длины. При достижении очередной точки зондирование производят в соответствии с указанной методикой.
Формула изобретения
1. Зонд для измерения параметров морской воды на ходу судна, содержащий герметичный аппаратурный контейнер с крышками, на нижнем торце которого размещены измерительные датчики, а также балласт, выполненный в виде рубашки каплевидной формы, охватывающий герметичный контейнер, и узел силового крепления и ввода конца кабель-троса, расположенный в верхней части балласта, отличающийся тем, что, с целью расЦ1ирения эксплуатационных возможностей путем обеспечения измерений в режиме буксировки с периодическим зондированием, увеличения глубины зондирования и сокращения эксплуатационных расходов.
узел силового крепления и ввода конца кабель-троса снабжен закрепленным на нем амортизатором и обоймой, установленными в проточке, выполненной в балласте под . углом 35-45° к его продольной оси, при этом кабель-трос перед входом в амортизатор образует петлю, имеющую форму эллипса, больший диаметр которого равен 1,7-2,7, а меньший 0,9-1,5 от максимального размера диаметра балласта, а герме-..- тичиый контейнер снабжен перфорирован- ным обтекателем, охватываюш.им датчики и установленным в нижней части этого контейнера.
2. Зонд по п. I, отличающийся тем, что обтекатель выполнен с нижним осевым, а также продольными боковыми и верхними поперечными отверстиями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВОДНОЙ СРЕДЫ НА ХОДУ СУДНА (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2669251C1 |
Буксируемый подводный гамма-зонд | 2021 |
|
RU2760711C1 |
Способ определения фактической инерционности измерителя температуры термосолезонда | 1987 |
|
SU1478055A1 |
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС | 2010 |
|
RU2426149C1 |
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ НА БАРАБАНЕ БУКСИРНОЙ ЛЕБЕДКИ | 2007 |
|
RU2351501C1 |
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2022 |
|
RU2784625C1 |
Автономная сейсмоакустическая станция | 2017 |
|
RU2650849C1 |
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2007 |
|
RU2339536C1 |
Буксируемый подводный аппарат, оснащенный гидроакустической аппаратурой для обнаружения заиленных объектов и трубопроводов и последующего их мониторинга | 2015 |
|
RU2610149C1 |
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ МОРСКОГО ДНА И ИХ ВИЗУАЛЬНОЙ ЗАВЕРКИ | 2018 |
|
RU2679922C1 |
Изобретение относится к измерительной гидрофизической технике. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей обеспечения измерений в режиме буксировки с периодическим зондированием, увеличение глубины зондирования и сокращение эксплуатационных расходов. Зонд содержит герметичный контейнер 1 с двумя крышками 2 м 3, разме- ш,енными внутри него измерительными бдо- ками 4 и датчиками 5, установленными на нижней крышке 3 контейнера, обтекаемый балласт 6, жестко закрепленный на контейнере 1, амортизатор 14 и обойму 15, установленные в проточке балласта 6 под углом 35-45° к его продольной оси. Через амортизатор 14 и обойму 15 пропущен образующий вторую петлю 16 перед входом в амортизатор 14 конец кабель-троса 11. Герметичный контейнер 1 снабжен установленным на его нижней крышке 3 обтекателем 19, внешняя поверхность которого выполнена в виде продолжения повер.хнос- ти балласта 6. Обтекатель 19, открытый с нижнего торца, выполнен с продольными сквозными пазами, расположенными на его поверхности, и поперечными окнами, расположенными у его основания, закрепленного на нижней крышке 3 герметичного контейнера 1. Благодаря амортизатору 14 ввод кабель-троса 11 в балласт 6 разгружен от силовых нагрузок, что позволяет использовать зонд в режиме долговременной буксировки без повреждений кабель-троса 11. Вторая петля 16 кабель-троса 11 во время буксировки выполияет ъ некоторой степени роль стабилизатора. Обтекатель 19 предохраняет датчики 5, не препятствуя протеканию около датчиков 5 воды, параметры которой измеряются. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. с fS (О СО ел 4 О1
Фиг.1
0t/2.3
Зонд для измерения параметров морской воды на ходу судна | 1981 |
|
SU1068709A1 |
кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1990-03-30—Публикация
1986-03-04—Подача