Изобретение относится к транспортному машиностроению,а точнее к трансмиссиям транспортных машин большой мощности.
Целью изобретения является повьш1е- ние надежности коробки за счет уменьшения количества муфт и унификации планетарных рядов коробки, выполняя их с одинаковыми внутренними передаточными отношениями.
На чертеже показана кинематическая схема предлагаемой коробки передач.
Планетарная коробка передач содержит входной 1, промежуточный 2 и выходной 3 валы, пять основных и один дополнительный планетарные ряды. Все планетарные ряды имеют равное внутреннее передаточное отношение и состоят (в порядке располож ения, начиная с первого) из центральных колес 4-9 с наружными зубьями, центральных колес 10-15 с внутненними зубьями, водил 16-21 с одновенцовыми сателлитами. Коробка снабжена шестью тормо- 25 два потока. Один идет на водило 18,
зами 12-11 и одной муфтой 28. На входном валу 1 расположены два планетарных ряда. Водило 16 основного и центральное колесо 5 дополнительного рядов соединены с входным валом 1. Колеса 4 и 11 этих рядов имеют тормоза 22 и 23 соответственно Колесо 10 и водило 17 соединены между собой и с промежуточным валом 2,
колесо 12 этого же ряда и далее на колесо 14. Другой поток поступает на колесо 8. Потоки суммируются на водиле 20, связанном с выходным ва- 30 лом 3.
На пятой ступени включаются тормоза 22 и 26. Крутящий момент передается на водило 16, колесо 4 котор
которым также соединено водило 18, 35 заторможено тормозом 22, и далее
через колесо 10 и водило 17 - на пр межуточный вал 2. Далее поток передается аналогично первой ступени ко робки передач.
центральные колеса 7, 8 и через муфту 28 - центральное колесо 12. Колеса 6, 13, 14 и 15 имеют тормоза 24, 25, 26 и 27 соответственно. Центральное колесо 12, водило 19, колеса 14 и 9 соединены. Водила 20 и 21 соединены с выходным валом 3.
Порядок включения элементов уп- равления по ступеням предлагаемой коробки передач приведен в таблице, где даны также для примера передаточные отношения на ступенях для внутреннего передаточного отношения, равного двум.
Коробка передач работает следующим образом.
На первой ступени в соответствии с таблицей включены тормоза 23 и 26. Крутящий момент передается на колесо 5 дополнительного ряда, колесо 11 которого заторможено тормозом 23, и далее через водило 17 и промежуточный вал 2 - на колесо 8, колесо 14 которого заторможено тормозом 26.
Выход мощности осуществляете через водило 20 и выходной вал 3.
На второй ступени тормоз 23 ос- g тается замкнутым, включается тормоз 25. Аналогично первой ступени крутящий момент передается на промежуточный вал 2, где разделяется на два потока. Один идет на колесо 7 и да- 0 лее на водило 19. Другой поток поступает на колесо 8. Потоки суммиру- . ются на водиле 20, которое связано с выходным валом 3.
На третьей ступени по-прежнему 5 замкнут тормоз 23, включается муфта 28. Аналогично предыдущим ступеням крутящий момент передается на промежуточный вал 2 и с него через заблокированные планетарные ряды - на вы- 0 ходной вал 3.
На четвертой ступени тормоз 23 замкнут, включается тормоз 24. Кру- тящий момент передается на промежуточный вал 2, где разделяется на
колесо 12 этого же ряда и далее на колесо 14. Другой поток поступает на колесо 8. Потоки суммируются на водиле 20, связанном с выходным ва- 30 лом 3.
На пятой ступени включаются тормоза 22 и 26. Крутящий момент передается на водило 16, колесо 4 которо35 заторможено тормозом 22, и далее
40
через колесо 10 и водило 17 - на промежуточный вал 2. Далее поток передается аналогично первой ступени коробки передач.
На шесто й ступени тормоз 22 остается замкнутьм, включается тормоз 25. Крутящий момент передается на промежуточный вал 2 аналогично предыдущей ступени, а на выходной вал - аналогич 45 но потоку второй ступени коробки передач.
На седьмой и восьмой ступенях тормоз 22 постоянно замкнут, включаются муфта 28 и тормоз 24. На промежуточ- ньй вал 2 крутящий момент передается аналогично пятой и шестой ступеням, а на выходной вал 3 - аналогично третьей и четвертой ступеням коробки передач .
Первая -ступень заднего хода реализуется при включении 27 и 23. Крутящий момент передается на промежуточный вал 2 аналогично первой ступени, далее - на колесо 8(при этом
50
55
колесо 15 заторможено тормозом 27) и выходной вал 3.
Вторая ступень заднего хода реализуется при включении тормозов 27 и 22. При этом крутящий момент передается на промежуточный вал 2 через водило 16 первого ряда, колесо 4 которого заторможено тормозом 22, колесо 10 и водило 17. Далее крутящий момент передается на выходной вал 3 аналогично первой ступени заднего хода.
Получение очередной передачи путем включения лишь одного элемента управления на большинстве ступеней снижает динамические нагрузки на коробку.
Формула изобретения
Планетарная коробка передач, содержащая входной, промежуточный и выходной валы, пять планетарных рядов, каждый из которых состоит из двух центральных колес, одно с наружными, другое с внутренними зубьями, водила с одновенцовыми сателлитами, семь элементов управления, из которых пять тормозов и одна муфта, один из рядов установлен на входном валу, который зо соединен с водилом этого ряда, а центральное колесо с наружными зубьями имеет тормоз, три планетарных ряда установлены на промежуточном валу.
W 0 25
центральные колеса с наружными зубья-25 ного ряда через муфту с промежуточми двух последних из которых соединены между собой и с промежуточным валом, центральные колеса с внутрен9,0
5,4 3,0 2,3 1,9
VI VII
1,2 0,67
VIII ЭХ 1
0,5 -0,9
ЗХ 2
-1,8
5
о ними зубьями этих же рядов имеют тормоза, оставшийся из рядов установлен на вькодном валу, с которым соединено водило этого ряда, центральное 5 колесо с внутренними зубьями имеет тормоз, а центральное колесо с наружными зубьями соединено с центральным колесом с внутренними зубьями последнего ряда, установленного на проме- жуточном валу, водило которого связано с выходным валом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности коробки за счет уменьшения количества муфт и унификации планетарных рядов, седьмой элемент управления представляет собой тормоз, коробка снабжена допол- нительньм планетарным рядом, центральное колесо с наружными зубьями 0 которого соединено с входным валом, центральное колесо с внутренними зубьями - с седьмым элементом управления в виде тормоза, а водило и центральное колесо с внутренними зу- 5 бьями первого планетарного ряда на входном валу соединены с промежуточным валом, первый планетарный ряд промежуточного вала соединен с ним водилом, центральное колесо с наружными зубьями первого планетарного ряда связано с одним из пяти тормозов, а центральное колесо с внутренними зубьями соединено с водилом второго на промежуточном валу планетарным валом, и все планетарные ряды имеют равные внутренние передаточные отношения.
+
я
/I
+
ft
+
л
п
51
П
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная коробка передач | 1985 |
|
SU1359526A1 |
Планетарная коробка передач | 1991 |
|
SU1835010A3 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1716220A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ СОСТАВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2380596C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ СОСТАВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2382916C1 |
Планетарная коробка передач | 1986 |
|
SU1384860A1 |
Планетарная коробка передач | 1991 |
|
SU1838694A3 |
Планетарная коробка передач | 2017 |
|
RU2646982C1 |
Планетарная коробка передач | 1991 |
|
SU1835009A3 |
Планетарная коробка передач | 1991 |
|
SU1810673A1 |
Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин большой мощности. Целью изобретения является повышение надежности коробки за счет ////7/ гз Т I // 1 1 28 уменьшения количества муфт и унификации планетарных рядов. Коробка содержит входной 1, промежуточный 2 и выходной 3 валы, пять основных и один дополнительный планетарные ряды, содержащие в порядке расположения каждый центральные колеса 4, 5, 6, 7, 8 и 9 с наружными зубьями, центральные колеса 10, 11, 12, 13, 14, 15 с внутренними зубьями и водила 16, 17, 18, 19, 20, 21 с одновенцовы- ми сателлитами. Коробка снабжена семью элементами управления - шестью тормозами 22, 23, 24, 25, 26, 27 и одной муфтой 28. Для получения ступени в коробке необходимо включить два элемента управления. Коробка имеет восемь ступеней вперед и две назад. 1 ил., 1 табл. (/) Z4 .25 /26.Z7 / /////X //////
Волков Д.П., Крайнев А.Ф | |||
Трансмиссии строительных и дорожных машин; Справочное пособие | |||
М.: Машиностроение, 1974, с | |||
Аппарат для электрической передачи изображений без проводов | 1920 |
|
SU144A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-12-15—Публикация
1985-01-11—Подача