вого поршня (КП) 4. Нижний его конец размещен между К 2 и верхним концом оболочки 1 по скользящей посадке относительно внутренней его поверхности и К 2. В ходе работы пакера КП 4 опускается и действует на наполнитель 8. В итоге оболочка 1 перекрывает
1
Изобретение относится к нефтяной промьгашенности и может быть использовано в термостойких пакерах, предназначенных для установки над песочными фильтрами в пескообразующих скважинах, главным образом, на нефтяных месторождениях, разрабатьгоае- мых термическими методами.
Цель изобретения - снижение уси- ; ЛИЯ пакеровки и повьшение надежности работы nakepa.
На фиг.1 показан термостойкий пакер в исходном положении перед па- керованием; на фиг.2 - то же, в рабочем положении; на фиг.З - то же, в рабочем положении при установке в скважине с подвешенными фильтрами, расположенными в интервале продуктивного пласта.
Конструктивно устройство состоит из стальной оболочки 1, корпуса.2, упора 3, кольцевого поршня (нажимного элемента) 4, сухарей 5 с болтами и переводника 6, расположенного внутри корпуса. Б корпусе имеются пазы 7, в которых помещены сухари: 5, кольцевая полость, образованная оболочкой 1 и корпусом 2, заполнена упругим наполнителем 8, в состав устройства входят шлипсы 9 с толкателями 10 и пружинами 11. Пакер устанавливается в скважине с обсадной колонной 12.
Устройство работает следующим образом.
Размены кольцевого поршня 4 выбраны такими, что он может перемещаться по скользящей посадке с внутренней и наружной сторон, т.е. вдоль наружной поверхности корпуса 2 и вдоль внутренней поверхности оболочки 1.
Пакер 14 (фиг.З), соединенный с фильтрами 13 и через переводник 6
кольцевое пространство между обсадной колонной и пакером. Далее снимают нагрузку с КП А и нагнетают теплоноситель. При извлечении пакера оболочка 1 легко деформируется с образованием складки, не мешая процессу извлечения. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
(фиг.1) - со спускными трубами 15, опускается в скважину и фиксируется на заданной глубине с помощью пшипсов 9, которые вводятся в контакт с обсадной трубой 12 с помощью толкателей 10. Операция установки пакера производится общеизвестным спосо бом. После установки пакера воздей-
ствуют весом спускных труб 15 на переводник 6, который, перемещаясь вниз, движет в пазах 7 корпуса 2 сухари 5 и х естко связанный с ними поршень 4.
Перемещаясь вдоль оси вниз (фиг.2), поршень 4 воздействует на наполнитель 8, который, в свою очередь, преобразует механическое усилие от веса спускных труб 15 в гидростатическое давление, действующее равномерно на внутреннюю стенку оболочки 1, под действием которого она деформируется в радиальном направлении (раздувается бочкообразно) до
контакта с обсадной колонной 12 и перекрывает кольцевое пространство между этой колонной и пакером. При этом осевое усилие деформирования оболочки за счет веса спускных
труб, как показывают расчеты, не превышает 3-5 т, что соответствует глубине скважины 300-500 м. Установ- ка пакеров известных конструкций, таким способом, требует нагрузок 6-8
и более тонн, поэтому на небольших , глубинах практически невозможна.
В данном случае (при надобности) дальнейшее снижение усилий пдкеров- ки может достигаться за счет возможнести изменять кольцевую площадь поршня 4, от которой зависит деформирующее давление в среде наполнителя и за счет более тонких стенок оболочки 1.
Возможность снижать усилия деформирования уплотнителей при паке- ровке позволяет применять пакеругощие элементы из пластичных нетвердых нержавеющих сталей, что резко повьштет их термостойкость. В качестве наполнителя 8 можно использовать любую нетермостойкую резину с низкой твердостью. Такая резина при маленьких нагрузках легко поддается деформации и быстро и равномерно передает давление на всю контактируемую с ней внутреннюю поверхность оболочки 1, являясь, кроме того, герметизатором и не требует дополнительной герметизации йодвижных соединений.
После окончания процесса деформирования оболочки спускные трубы 15 отсоединяют от пакера. Вследствие - этого нагрузка с полого поршня 4 снимается, и пакер готов к работе. После начала нагнетания теплоносителя наполнитель 8 может выгореть (стлать
или разложиться, но это обстоятельст- 25 полый корпус, установленный на корво на работоспособность пакера, согласно его назначению, не отразится. Этим также обусловлено и отсутствие
особых требований к наполнителю 8, кроме указанных свойств, необходимых для равномерной передачи давления на внутреннюю стенку оболочки 1 в процессе ее деформирования.
Фиксация оболочки 1 относительно корпуса 2 может быть выполнена самостоятельно без посредства кольцевого упора 3. Последний может быть выполнен в виде поршня аналогично верхнему, и тогда при воздействии на наполнитель сближение поршней 3 и 4 может быть осуществлено, например, втулкой с правой и левой резьбами.
Извлекается пакер обычным путем, т.е. соединением с ним колонны спускных труб 15 и движением их вверх. При этом уплотняющая оболочка 1 за счет малой толщины стенок легко деформируется путем подгибд гофры вниз с образованием складки, которая не мешает извлечению пакера. Это положение было проверено и подтвердилось
на макете. При повторном спуске пакера оболочка 1 и наполнитель 8 меняются на новые.
0
5
0
Учитывая то обстоятельство, что пакеры, установленные над песочными фильтрами в пробковбразующих скважинах, работают в основном в условиях ранвовесия по давлению, т.е. давление под пакером равно давлению над пакером, поэтому запакерованная в обсадной колонне металлическая уплот- нительная оболочка , лишившись наполнителя, полностью выполняет свое назначение. При кольматации фильтра давление под пакером может несколько подняться, а над пакером остаться прежним. Но в таких случаях, одновременно со значительной кольмата- цией фильтра, падает и дебит скважины. Поэтому такие скважины останавливают и проводят работы по очистке песочных фильтров.
Формула изобретения 1.Термостойкий пакер, содержащий
пусе уплотнительный элемент в виде тонкостенной цилиндрической оболочки из пластичного термостойкого материала с кольцевой полостью, заполнен30 ной наполнителем, размещенный подвижно на корпусе, взаимодействуюшдй с верхним концом уклонительного элемента и соединенный с колонной труб нажимной элемент в виде кольцевого
og поршня, отличающийся тем что, с целью снижения усилия пакеров ки и повышения надежности работы, нижний .конец кольцевого поршня размещен между корпусом и верхним кон40 Цом уплотнительного элемента по
скользящей посадке относительно внутренней его поверхности и корпуса, причем в качестве наполнителя в нем использована резина.
45
2.Пакер поп.1, отличающийся тем, что нижний конец уплотнительного элемента закреплен неподвижно на корпусе пакера.
gQ 3.Пакер поп.1, отличающийся тем, что в качестве пластического термостойкого материала . уплотнительного элемента используют нержавеющую сталь.
ФагЗ
Фи2.г
Составитель Л.Фарукишн Редактор А.Ворович Техред А.Кравчук Корректор С.Черни
Заказ 6204/36 Тираж 533 . Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПАКЕР ТЕРМОСТОЙКИЙ | 2002 |
|
RU2241114C2 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПАКЕР | 2003 |
|
RU2235850C1 |
РАЗБУРИВАЕМЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПАКЕР | 2003 |
|
RU2236556C1 |
Термостойкий пакер | 1987 |
|
SU1548405A1 |
ПАКЕР | 2001 |
|
RU2209926C2 |
Устройство для ступенчатого цементирования скважин | 1990 |
|
SU1795084A1 |
ПАКЕР ТЕРМОСТОЙКИЙ С ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕМ ПОТОКОВ | 2021 |
|
RU2789645C1 |
ПАКЕР С МЕХАНИЧЕСКИМ ЯКОРЕМ | 2001 |
|
RU2208128C1 |
Уплотнительный элемент пакера | 1981 |
|
SU981580A1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПАКЕРОВ | 2003 |
|
RU2247222C1 |
Изобретение относится к нефтяной пром-сти и позволяет снизить усилия пакеровки и повысить надеж-t ность работы пакера. Он содержит по- льй корпус (К) 2, на котором неподвижно закреплен нижний конец уплотни- тельного элемента в виде тонкостенной цилиндрической оболочки I с кольцевой полостью. Она заполнена наполнителем - резиной. Оболочка 1 выполнена из пластичного термостойкого материала - нержавеющей стали. Кроме того, на К 2 подвижно размещен нажимной элемент в виде кольце« (/) СО 3 00 о 00
Патент США № 2986217, кл | |||
ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЬ ДЛЯ ЛОКОМОБИЛЬНЫХ КОТЛОВ | 1912 |
|
SU277A1 |
Судно | 1925 |
|
SU1961A1 |
Патент США № 3381969, кл | |||
ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЬ ДЛЯ ЛОКОМОБИЛЬНЫХ КОТЛОВ | 1912 |
|
SU277A1 |
Приспособление для контроля движения | 1921 |
|
SU1968A1 |
Авторы
Даты
1987-12-23—Публикация
1985-08-19—Подача