Изобретение относится к машинострое- нию, в частности к лепестковым газодинамическим подшипникам высокоскоростных роторов.
Цель изобретения. - повышение надежности и увеличение ресурса рабЧэты.
На фиг. 1 изображен радиальный лепестковый газодинамический подшипник, поперечный разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение В-В на фиг.2 с шариками; на фиг. 4 - то же, с коническими роликами.
Радиальный лепестковый газодинамический подшипник содержит цапфу 1 вала.
охватывающую ее втулку 2 с попарно распо- ложенными по ее внутренней поверхности продольными пазами 3 и 4, а также закрепленные в каждом пазу 3 из пары пазов упругие лепестки 5 и размещенные в другом пазу
4 этой пары в зоне фрикционного контакта каждого упругого лепастка 5 и втулки 2 средства гашения колебаний 6. Каждое средство гашения колебаний 6 для упругого лепестка
5 выполнено в виде комплекта упругосоеди- ненных между собой и расположенных в отношении друг друга в шахматном порядке тел вращения 7 и установлено с возможностью контакта со втулкой 2 и упругим лепе
00
00
со ел ел
стком 5 с образованием контактной жесткости. При этом поверхность дна каждого паза 4, в котором размещено средство гашений колебаний 6. выполнена цилиндрической, а высота каждого комплекта тел вращения 7 больше глубины паза 4, в котором размещен комплект. Тела вращения 7. образующие упомянутые комплекты, могут быть выполнены в виде расположенных в радиальных направлениях в шахматном порядке шариков 8 или в виде конических роликов 9, размещенных с противофазным направлением конусности.
Применение тел вращения 7 позволяет по закону Герца получить контактную де- формацию, сопровождающуюся нелинейной жесткостью, характерной для демпферов. Одновременно при наличии уп- .ругого соединения тел вращения 7 проявляется внутреннее демпфирование за счет деформации материала этих тел вращения, а наличие значительных микродеформаций в зоне контактной жесткости позволяет существенно увеличить рассеивание энергии колебательного.движения.
Установка тел вращения 7 в шахматном порядке позволяет максимально увеличить количество контактных зон, чему способствует также и их упругий натяг. Применение конических роликов 9 увеличивает контакт- ную поверхность и этим повышает демпфирующую способность за счет сил сухого трения. При выполнении поверхности дна паза 4 цилиндрической обеспечивается более надежный контакт тел вращения 7 с лелеет- ками 5.
При вращении цапфы 1 вала от динамической неуравновешенности ротора всегда имеет место вибрация. При вибрации возникают переменные силы взаимодействия лепестка 5 с комплектом тел вращения 7, контактной зоны и силами сухого трения между телами вращения. При установке шариков 8 основной эффект достигается за
счет.внутреннего демпфирования, а при установке конических роликов 9 имеет место дополнительное демпфирование за счет увеличения сил сухого трения. Демпфирование происходит как в осевом и радиальном направлениях, так и круговое вокруг оси вращения цапфы 1.
Таким образом, использование предлагаемого радиального лепесткового газодинамического подшипника позволяет по сравнению с прототипом и существующими базовыми конструкциями значительно повысить его демпфирующую способность и достичь как повышения эксплуатационной надежности, так и увеличения ресурса работы.
Формула изобретения
1. Лепестковый газодинамический подшипник, содержащий втулку с равномерно располох енными по окружности со стороны внутренней цилиндрической поверхности втулки лепестками с хвостовиками, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и ресурса, он снабжен размещенной на внутренней цилиндрической поверхности втулки -плоской гофрированной пружиной, при этом хвостовики лепестков смонтированы между соседними гофрами пружины, а высота хвостовика каждого-ле-. пестка меньше высоты поперечного сечения гофра пружины.
2. Подшипник по п. 1, от л ич а ю щи й- с я тем, что, с целью увеличения несущей способности за счет продольного профилирования лепестков, гофры пружины выполнены с переменным профилем поперечного сечения.
. . 3. Подшипник по п. 1, от л и ч а ю щи й- с я тем, что, с целью увеличения демпфирования, гофры пружины размещены по отношению друг к другу беззазорно.
Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2539403C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2529294C1 |
ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2007 |
|
RU2350794C1 |
Лепестковая газодинамическая опора | 1990 |
|
SU1795169A2 |
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) | 2016 |
|
RU2649280C1 |
Лепестковый газодинамический подшипник | 1991 |
|
SU1784768A1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2021 |
|
RU2769038C1 |
Лепестковая газодинамическая опора | 1990 |
|
SU1795168A2 |
МНОГОЛЕПЕСТКОВЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2007 |
|
RU2350795C1 |
Радиальный газодинамический лепестковый подшипник скольжения | 1988 |
|
SU1588933A1 |
Использование: в машиностроении, в частности в лепестковых газодинамических подшипниках высокоскоростных роторов. Сущность: радиальный лепестковый газодинамический подшипник содержит втулку с равномерно, расположенными по окружности со стороны внутренней цилиндрической поверхности втулки лепестками с хвостовиками. Подшипник снабжен размещенной на внутренней цилиндрической поверхности втулки плоской гофрированной пружиной. При этом хвостовики лепестков смонтированы между соседними гофрами пружины, а высота хвостовика каждого лепестка меньше высоты поперечного сечения гофра пружины. С целью увеличения несущей способности подшипника за счет продольного профилирования лепестков, гофры пружины могут быть выполнены с переменным профилем поперечного сечения. С целью увеличения демпфирования гофры пружины размещены в контакте по отношению друг к другу беззазорно, В результате действия вибрации на режимах пуска и останова износ поверхностей трения снижается по величине;и становится более равномерным. Наличие переменного профиля сечения гофра пружины ведет к увеличению несущей способности подшипника. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. со с
Брагин А.Н | |||
и др | |||
Лепестковыые газовые подшипники турбомашин, М;, А.З | |||
Наука, 1984, с | |||
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания | 1917 |
|
SU96A1 |
Авторы
Даты
1993-01-15—Публикация
1990-08-20—Подача