Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи предельных крутящих моментов муфтам, т.е. к предохранитель- 5 ным фрикционным.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств муфтъ путем повьппения точности ее срабатывания.10
На фиг. 1 изображена предохранительная фрикционная муфта; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1.
Предохранительная фрикционная муфта содержит соосные ведущую 1 и 16 ведомую 2 полумуфты, пакет ведомых 3 и ведущих 4 фрикционных дисков, отжимное стабилизирующее устройство, образованное упорным диском 5, нажимным диском 6 и телами качения, выпол- 20 ненными в виде шариков 7,которые расположены в гнездах 8 и 9 переменной глубины на торцовых поверхностях дисков 5 и 6, и дополнительный фрикционный диск 10. Узел регулировки кру- 25 тящего момента вьтолнен в виде тарельчатой пружины 11, рабочее усилие i .которой регулируется гайками 12, на- ви.нченными на резьбовой конец полу-
шарики 7 вступают в контакт с гнездами дисков 5 и 6 и прижимают участие в передаче части крутящего момента, определяемой нагрузочной способностью фрикционной пары нажимной диск 6 - ведомый фрикционный диск 10, число поверхностей трения между которыми может быть больше, чем одна, т.е. данная фрикционная часть муфты может быть выполнена многодисковой. Число пар дисков 3 и 4 также может варьироваться в достаточно широких пределах.
В результате взаимодействия шариков 7 с гнездами 8 и 9 переменной глубины дисков 5 и 6 возникает распорная сила, направленная навстречу усилию пружины 11, уменьшающая нажатие пакета фрикцион1шх дисков 3 и 4, что ведет к уменьшению той части крутящего момента, передаваемого муфтой, которая передается пакетом фрикционных дисков 3-й 4. На величину той части крутящего момента, которая передается дисками 6 и 10, распорная сила никакого влияния не оказывает, если при этом отсутствует осевое перемещение вправо дисков 6 и 10. .
При увеличении коэффициента тремуфты 1. йсевое усилие пружины 11 пе- 30 ния на фрикционных поверхностях рас- реДается на диск 10 через упорный подшипник 13, ас нажимного диска 6 на пакет фрикционных дисков 3 и 4 через упорный подшипник, 14.
тет и распорная сила на шариках 7. В результате этого происходит пере- распр еделение передаваемой нагрузки: величина крутящего момента, передаПредохранительная фрикционная муф- .jg ваемого пакетом фрикционньпс дисков
та работает следующим образом.
Предварительно затянутая пружина 11 передает усилие через диски 10 и 6, упорный подшипник 14 на пакет
3 и 4, уменьшается из-за действия распорной силы, величина крутящего момента, передаваемого дисками 6 и 10, увеличивается вследствие повыше
45
фрикционных дисков 3 и 4, в результа- о коэффициента трения. Соответст- те чего передача крутящего момента с полумуфты 1 на полумуфту 2 осуществляется по двум параллельным каналам: пакетом фрикционных дисков 3 и 4; с пслумуфты 1 через упорный диск 5, шарики 7, нажимной диск 6, через ведомый фрикционный диск 10 на полумуфту 2.
Таким образом, часть крутящего момента передается дисками 3 и 4, часть дисками 6 и 10. .
Вследствие toro, что диски 3 и 4 передают часть крутящего момента, в начальный период работы муфты происходит их проскальзывание друг относительно друга, что приводит к в окружном направлении нажимного диска 6 относительно упорного диска 5, жестко закрепленного на полумуфте 1,
50
55
вующим подбором геометрических параметров и материалов элементов муфты, а также числа пар трения можно добиться того, что величина суммарно го крутящего момента, передаваемого как дисками 4 и 3, так и дисками 6 и 10, будет постоянной в условиях изменения коэффициента трения на фрикционных поверхностях муфты.
Точность срабатывания муфты повышается за счет того, что посредством перераспределения крутящих моментов передаваемых пакетом фрикционных дисков 3 и 4, а также дисками 6 и 10 при повышении коэффициента трения на них, зависимость величины распорной силы, создаваемой отжимным стабилизирующим устройством, от крутящего момента, передаваемого дисками 3 и 4
шарики 7 вступают в контакт с гнездами дисков 5 и 6 и прижимают участие в передаче части крутящего момента, определяемой нагрузочной способностью фрикционной пары нажимной диск 6 - ведомый фрикционный диск 10, число поверхностей трения между которыми может быть больше, чем одна, т.е. данная фрикционная часть муфты может быть выполнена многодисковой. Число пар дисков 3 и 4 также может варьироваться в достаточно широких пределах.
В результате взаимодействия шариков 7 с гнездами 8 и 9 переменной глубины дисков 5 и 6 возникает распорная сила, направленная навстречу усилию пружины 11, уменьшающая нажатие пакета фрикцион1шх дисков 3 и 4, что ведет к уменьшению той части крутящего момента, передаваемого муфтой, которая передается пакетом фрикционных дисков 3-й 4. На величину той части крутящего момента, которая передается дисками 6 и 10, распорная сила никакого влияния не оказывает, если при этом отсутствует осевое перемещение вправо дисков 6 и 10. .
При увеличении коэффициента трения на фрикционных поверхностях рас-
тет и распорная сила на шариках 7. В результате этого происходит пере- распр еделение передаваемой нагрузки: величина крутящего момента, передаваемого пакетом фрикционньпс дисков
3 и 4, уменьшается из-за действия распорной силы, величина крутящего момента, передаваемого дисками 6 и 10, увеличивается вследствие повыше
коэффициента трения. Соответст-
вующим подбором геометрических параметров и материалов элементов муфты, а также числа пар трения можно добиться того, что величина суммарного крутящего момента, передаваемого как дисками 4 и 3, так и дисками 6 и 10, будет постоянной в условиях изменения коэффициента трения на фрикционных поверхностях муфты.
Точность срабатывания муфты повышается за счет того, что посредством перераспределения крутящих моментов, передаваемых пакетом фрикционных дисков 3 и 4, а также дисками 6 и 10, при повышении коэффициента трения на них, зависимость величины распорной силы, создаваемой отжимным стабилизирующим устройством, от крутящего момента, передаваемого дисками 3 и 4,
имеет обратный характер, а именно: распорная сила, уменьшающая нажатие пакета фрикционных дисков 3 и 4,способствует и уменьшению передаваемого или крутящего момента, тогда как повьппение коэффициента трения увеличивает величину крутящего момента, передаваемого дисками 6 и 10, что ведет к повьшению распорной силы на шариках 7 и к еще большему ослаблению нажатия пакета фрикционных дисков 3 и 4.
В предлагаемой муфте с увеличением коэффициента трения распорная сила повьш1ается более интенсивно и прямо пропорционально увеличению коэффициента трения, а также повьше- иию доли крутящего момента, передаваемого шариками 7 отжимного стабили зирующего устройства, за счет уменьшения крутящего момента, передаваемо го пакетом фрикционных дисков 3 и 4
Для обеспечения одинакового характера изменения коэффициента трения на фрикционных поверхностях материал
о g ю
1361398
пар 3 и 4 трения, а также выбираются одинаковыми.
Формула изобретения
Предохранительная фрикционная муфта, содержащая соосные ведущую и ведомую полумуфты, соединенные пакетом ведущих и ведомых фрикционных дисков узел регулировки крутящего момента и отжимное стабилизирующее устройство, включающее свободно установленный нажимной диск, отличающаяся тем, что, с целью увеличения надежности муфты путем повьШ1ения точности ее срабатывания, она снабжена дополнительным ведомым фрикционным диском установленным между нажимным диском и узлом регулировки крутящего момента, отжимное стабилизирующее устройство смонтировано мезкду дополнительным ведомым диском и пакетом фрикционных дисков, при этом между пакетом фрикционных дисков и нажимным диском установлен упорный подшипник.
Редактор Н, Тупица
Составитель И, Лукина
Техред М.Дидык Корректор В. Бутяга
Заказ 6212/41Тираж 804 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытки 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фиг,2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная фрикционная муфта | 1988 |
|
SU1613730A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1988 |
|
SU1581911A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1318748A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1984 |
|
SU1268841A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1988 |
|
SU1786303A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1990 |
|
SU1726863A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2036345C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1479747A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1432293A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2092724C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к предохранительным фрикционным муфтам. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств муфты путем повьппения точности ее срабатывания. Дгй этого предохранительная фрикционная муфта содержит соосные ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты. Они соединены между собой пакетом фрикционных дисков (Д) 3 и 4. Муфта снабжена узлом регулировки крутящего момента и от имным стабилизирующим устройством. Это устройство включает в себя установленный свободно нажимной Д 6, дополнительный ведомый фрикционный Д 10 и шарики 7. Д 10 установлен между .Д 6 и узлом регулировки крутящего момента. В первоначальный период работы муфты происходит частичное проскальзывание Д 3 относительно Д 4. Шарики 7 вступают в контакт с гнездами Д 5 и 6. Это приводит к возникновению распорной силы, отжимающей нажимной Д 6 от пакета фрикционных Д 3 и 4, и к повьш1еншо точности срабатывания М. 2 ил. (Л с 14 со Oi со со 00
Поляков B.C., Барбаш И.Д., Муфты | |||
- Л.: Машиностроение, 1973, с | |||
ФОРМА ДЛЯ БРИКЕТОВ | 1919 |
|
SU286A1 |
рис | |||
Ротационный фильтр-пресс для отжатия торфяной массы, подвергшейся коагулированию, и т.п. работ | 1924 |
|
SU204A1 |
Авторы
Даты
1987-12-23—Публикация
1986-07-25—Подача