тивоположные стороны. Вершины этих конусов направлены к торцу вспомогательной шестерни, на котором выполнены радиальные пазы 14, в которых установлены подпружиненные грузы 15, контактирующие с диском. Усилие пружин направлено на прижатие грузов
1
Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано для смазки редукторов и коробок скоростей .
Цель изобретения - обеспечение автоматического регулирования интенсивности смазки, что обеспечивается за счет центробежного регулятора, регламентирующего уровень погружения вспомогательной шестерни в смазку в зависимости от частоты вращения.
На фиг. 1 показано устройство 1,ля смазки; на фиг, 2 - разрез А-А на фиг. 1э на фиг, 3 - разрез Б-Б на фиг, 2„
Устройство содержит поворотный кронштейн 1 .с вспомогательной шестерней 2„ установленный на валу 3 смазываемого зубчатого колеса с возможностью свободного вращения (на- прнмерр на подшипниках качения). Кронштейн 1 связан с корпусом 5 посредством пружины 6, которая при от- кпонении крони тейна от вертикального (перпендикулярного поверхности масла 3 ванне) положения стремится привести его в исходное положение. Ступица кронштейна имеет штифт 7, вза- имодейству. ощий с неподвижными упорами, ограничивающими углы отклонения кронштейна 1. Ось 8 укреплена перпендикулярно на кронштейне 1. На ней свободно вращается вспомогательная шестерня, с возможностью осевого перемещения установлен диск 9, Осерое перемещение диска обеспечивается нап равляющ11ми штырями 10, неподвижно закрепленными на диск 9 и проходящими через отверстия 11 в шестерне 2. На щтырях 10 размещены пружины 12, усилие которых направлено на ние диска 9 и шестерни 2, Один из
к оси вращения вспомогательной шестерни. При возрастании частоты вращения грузы двигаются по пазу 14, контактируя с участком диска, в результате чего шестерня погружается больше в масляную ванну и увеличивает подачу смазки. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
торцов диска 9 а - плоский, перпендикулярный оси 8 вращения и покрытый фрикционным эластичным материалом 13, например маслостойкой резиной, повернут к кронштейну 1. Другой торец выполнен в виде двух соосных пересекающихся конусов б и б с вершинами, направленными в противоположные стороны. Этот торец направлен к торцу вспомогательной шестеони 2, на котором выполнены радиальные пазы 14. В этих пазах установлены грузы 15, которые прижимаются к оси вращения вспомогательной шестерни 2.
Устройство работает следующим образом.
Колесо 4, вращаясь, поворачивает шестерню 2, В начальный момент - момент разгона, кронштейн 1, выполнен0 ный с возможностью поворота относи- тельно колеса 4, под действием пружины 6 находится в вертикальном положении. Шестерня 2 погружена в масло на максимальную глубину. Это способствует максимальной смазке вращающегося колеса 4, что особенно важно в начальньш период работы редуктора, когда в результате выстоя смазка стекает с трущихся поверхностей и возникает угроза сухого трения со всеми отрицательными последствиями:- заеданиями, выкрашиванием, интенсивным износом и т,п. По мере набора оборотов на грузы 15 начинает дейст5 вовать центробежная сила, возрастающая с увеличением частоты вращения колеса 4, а значит и шестерня 2, Движение грузов 15 направляется радиальными пазами 14 и при контакте грузов
0 с участком б диска 9 вызывает его отжатие от торца вспомогательной шестерни 2, Своей торцовой поверхностью
5
0
313
а диск 9 через фрикционное эластичное покрытие 13 начинает контактировать с кронштейном 1, В результате происходит притормаживание диска 9, а из-за того, что он на штырях 10 укреплен на шестерне 2, притормаживается и вращение самой шестерни 2, Возникающий от врашения колеса 4 момент поворачивает кронштейн до поло- жения, когда зубья вспомогательной шестерни погружены в масляную ванну минимально. Это положение ограничивается тем, что ступица кронштейна имеет штифт 7, взаимодействующий с не- подвижными относительно корпуса 5 упорами; Угол наклона участка б и его длина выбираются такими, что максимальный тормозной момент действует на шестерню 2 в то время, когда груз 15 находится на вершине профиля - на границе между участками б и б. В этом положении смазка механизма минимальна, но достаточна для нормального функционирования механизма. Пе- ремещивание масла и связанные с этим перемешиванием потери в этом положении минимальны.
При дальнейшем увеличении частоты вращения необходимо увеличить поступ- ление смазки в трущиеся сопряжения. Обеспечивается это следующим образом
Возрастание частоты вращения шес- тёрнич 2 вызывает увеличение центробежных сил, действующих на грузы 15. Преодолевая усилие пружин 16, они движутся по пазу 14, одновременно контактируя с участком б двухскатого профиля диска 9. При этом, чем дальше от оси 8 вращения шестерни 2 на- ходятся грузы 15, тем больше диск 9 приближается к шестерне 2. Тормозной момент между диском 9 и покрытым эластичным фрикционным материалом 13 кронштейном 1 уменьшается. В резуль- тате этого крутящий момент, поворачивающий кронштейн 1 относительно оси 8, уменьшается и под действием пружины 6 положение кронштейна 1 приближается к вертикальному. Смазы- вающая шестерня 2 все больше погружается в масляную ванну и тем самым увеличивает подачу смазочного материала в трущееся зацепление.
16
Постоянное контактирование грузов 15 с торцом б и б диска 9 и пазом 14 шестерни 2 обеспечивается поджа- тием диска 9 к шестерне 2 пружинами 12, установленными на направляющих штырях 10. Направляющие штыри неподвижно закреплены на диске 9 и проходят через отверстия 11 в теле шестерни 2.
Регулирование работы предлагаемого устройства осуществляется, например, жесткостью пружин 6, 12 или 16, изменением веса грузов 15.
Формула изобретения
1.Устройство для смазки, содержащее погруженную в масляную ванну вспомогательную шестерню, входящую в зацепление с одной из смазываемых шестерен и установленную на поворотном кронштейне, который установлен
на оси смазываемой шестерни с возможностью свободного вращения и связан с корпусом посредством пружины, фиксирующей кронштейн при крайнем нижнем положении вспомогательной щестер- ни, отличающееся тем, что, с целью обеспечения автоматического регулирования интенсивности смазки, устройство снабжено диском, установленным соосно вспомогательной шестерне и закрепленным на ней с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с кронштейном одним торцом, между вспомогательной шестерней и диском установлены упругие элементы, усилия которых направлены навстречу друг другу, другой торец диска выполнен в виде двух соосных пересекающихся конусов с вершинами, направленными в противоположные стороны, а на торце вспомогательной шестерни выполнены радиальные пазы, в которых установлены подпружиненные грузы, контактирующие с конусами диска, причем усилие пружин направлено на прижатие грузов к оси вращения вспомогательной шестерни.
2.Устройство по п. 1, о т л и- чающееся тем, что торец диска взаимодействующий с кронштейном, покрыт фрикционным материалом.
Фиг.
Составитель В, Гришков Редактор Н. Бобкова Техред М.Двдык Коррректор М.Шароши
Заказ 6213/41 Тираж 635Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
ПроизЕодственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для очистки масла | 1990 |
|
SU1707360A2 |
Устройство для перегрузки в горизонтальной плоскости грузов,преимущественно контейнеров | 1977 |
|
SU735532A1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2015 |
|
RU2588184C1 |
Устройство для смазки зубчатых колес передач | 1975 |
|
SU544802A1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2015 |
|
RU2584317C1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2015 |
|
RU2583396C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1982 |
|
SU1128010A1 |
СМАЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2015 |
|
RU2588196C1 |
Устройство для получения колебательного движения грохотов, сит и т.п. | 1931 |
|
SU34250A1 |
ОСЕВОЙ ГЕРОТОРНЫЙ НАСОС | 2009 |
|
RU2402690C1 |
Изобретение относится к деталям , машин и может быть использовано для смазки редукторов и коробок скоростей. Цель изобретения т- обеспечение автоматического регулирования интенсивности смазки. В устройство дополнительно введен диск 9, расположен- ньм соосно вспомогательной шестерне и закрепленный на ней с возможностью осевого перемещения, между вспомогательной шестерней и диском 9 установлены упругие элементы - пружины 12, усилия которых направлены на их сближение. Один из торцов диска а - плоский и перпендикулярньй оси вращения, покрытый эластичным фрикционным материалом, взаимодействует с кронштейном 1. Другой торец б выполнен в виде двух соосных пересекающихся конусов с вершинами, направленными в про% Фиг.2
Крайнев А.Ф | |||
Словарь-справочник по механизмам | |||
- М.: Машиностроение, 1981, с, 289 | |||
Устройство для смазки | 1973 |
|
SU462964A2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-12-23—Публикация
1986-05-20—Подача