Изобретениеотносится к тренажерам операторов систем управления и может быть использовано для практического обучения операторов систем управления ,
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства.
На чертеже представлена структурная схема устройства для обучения Q операторов.
Устройство содержит регистр 1 адреса, блок 2 памяти микропрограммы, регистр 3 микрокоманды, панель 4 органов индикации, пульт 5 управления, is блок б сравнения, блок 7 памяти результатов обучения, элемент 8 задержки, блок 9 сравнения, счетчик 10,блок 11 дешифраторов, элемент ИЛИ 12,узел 13 отображения информации, блок 14 20 индикации.
Регистр 1 предназначен для задания управляющей составляющей алгоритма деятельности по выполнению задачи управления. Он содержит столько 25 ячеек, сколько элементарных операций включает алгоритм деятельности. При появлении сигнала на входе регистра
в данной тренировке лучшими, средними и худшими обучаемыми из групп. Коды числа ошибок, допущенных данными операторами, появляются на первых вторых и третьих группах выходов бло ка 7 соответственно.
Элемент 8 необходим для синхронизации функционирования блока 9.
Блок 9 предназначен для количественной оценки качества деятельности обучаемого и содержит три схемы срав нения. На первые входы блока 9 посту пает код числа ошибок операторов, признанных лучшими, на вторые входы код числа ошибок операторов, признан ных средними, и на третьи входы - худших операторов. На группы четвертых, пятых и шестых входов поступает код числа ошибок, допущенных обучающимся оператором. Сравнение в блоке 9 начинается с появлением сигнала от элемента 8, сравнение производится в последовательности от лучших оценок к худшим, а оператору соответственно выставляется одна из возможных оценок, соответствующих результатам сравнения (отлично, удовлетворительно
хорошо, и неудовлетво35
40
1 происходит сдвиг к очередной (вправо) ячейке и считывание адреса следу- ЗО рительно). Сигнал для засветки ор- ющей микрокоманды из блока 2. Блок 2 предназначен для хранения данных о задействуемых органах панели 4 и пульта 5 в виде микроопераций микрокоманд по числу операций алгоритма.
Регистр 3 содержит данные о текущей операции алгоритма деятельности и состоит из двух зон для микроопераций: первой для хранения кода органа панели 4, который изменяет свое состояние в данной операции алгоритма, и второй для хранения кода органа пульта 5, на который оператор обязан воздействовать в той же операции алгоритма управления.
Панель 4 и пульт 5 являются физической моделью пульта оператора реальной АСУ, предназначенного для управления объектом управления.
Блок 6 оценивает безошибочность действий оператора путем сравнения кодов, пост5шающих на его первые и вторые входы, т.е. задействованного и требуемого органов управления соответственно.
Блок 7 предназначен для хранения статистически достоверных данных,полученных на предыдуш их группах обучаемых, о числе ошибок, допущенных
45
50
55
гана индикации узла 13 об оценке, полученной обучаемьм, поступает с вы ходов блока 9.
Счетчик 10 подсчитьгаает число оши бок, допущенных обучающимся операто ром в процессе выполнения алгоритма деятельности.
Елок 11 предназначен для преобразования двоичного кода числа ошибок допущенных обучающимся оператором, в десятичный код для отображения этой информации обучающемуся с помощью блока 13. Для этого преобразования используются четвертые входы и выходы блока 11, а для отображения - пятые входы узла 13. Группы первых, вторых и третьих входов блока 11 предназначены для преобразования кодов количества ошибок, допущенных лучшими, средними и худшими группами операторов, обучавшихся данному алгоритму ранее.
Элемент 12 служит для управления засветкой органов индикации узла 13 и приведением блока 9 в исходное состояние.
Устройство функционирует следующи образом.
в данной тренировке лучшими, средними и худшими обучаемыми из групп. Коды числа ошибок, допущенных данными операторами, появляются на первых вторых и третьих группах выходов блока 7 соответственно.
Элемент 8 необходим для синхронизации функционирования блока 9.
Блок 9 предназначен для количественной оценки качества деятельности обучаемого и содержит три схемы сравнения. На первые входы блока 9 поступает код числа ошибок операторов, признанных лучшими, на вторые входы- код числа ошибок операторов, признанных средними, и на третьи входы - худших операторов. На группы четвертых, пятых и шестых входов поступает код числа ошибок, допущенных обучающимся оператором. Сравнение в блоке 9 начинается с появлением сигнала от элемента 8, сравнение производится в последовательности от лучших оценок к худшим, а оператору соответственно выставляется одна из возможных оценок, соответствующих результатам сравнения (отлично, удовлетворительно
хорошо, и неудовлетворительно). Сигнал для засветки ор-
рительно). Сигнал для засветки ор-
гана индикации узла 13 об оценке, полученной обучаемьм, поступает с выходов блока 9.
Счетчик 10 подсчитьгаает число ошибок, допущенных обучающимся оператором в процессе выполнения алгоритма деятельности.
Елок 11 предназначен для преобразования двоичного кода числа ошибок, допущенных обучающимся оператором, в десятичный код для отображения этой информации обучающемуся с помощью блока 13. Для этого преобразова - ния используются четвертые входы и выходы блока 11, а для отображения - пятые входы узла 13. Группы первых, вторых и третьих входов блока 11 предназначены для преобразования кодов количества ошибок, допущенных лучшими, средними и худшими группами операторов, обучавшихся данному алгоритму ранее.
Элемент 12 служит для управления засветкой органов индикации узла 13 и приведением блока 9 в исходное состояние.
Устройство функционирует следующим образом.
Перед началом тренировки счетчик 10 обнулен, в блок 7 занесены данные о числе ошибок, допущенных в тренировке с таким же порядковым номером,
лучпшми.
средними
худшими группами обучавшимися
как и данная,
и
ранее данному алгоритму операторами.
С включением устройства из первой (левой) ячейки регистра 1 выбирается адрес микрокоманды в блоке 2, соответствующей первой операции отрабатываемого алгоритма.
Данная микрокоманда переписывается в регистр 3. Из регистра 3 на панель 4 поступает код органа, который изменяет свое состояние в данной операции (гаснет, загорается и т.д.). Оператор, восприняв данную информацию, воздействует на соответствующий орган пульта 5. Код данного органа поступает на блок 6, на который подается также из второй микрооперации регистра 3 код требуемого органа пульта 5. В случае безошибочности действий оператора сигнал с выхода блока 6 поступает на вход регистра 1 и производит сдвиг вправо к очередной ячейке адреса следующей операции алгоритма. Цикл работы устройства продолжается. В случае допущения оператором ошибки сигнал появляется на втором выходе блока 6 и поступает в счетчик 10 для подсчета числа ошибок допущенных оператором за тренировку.
После выполнения всех операций алгоритма сигнал появляется на выходе последней ячейки регистра 1 и поступает на вход блока 7 для перезаписи его содержимого в блок 9, вход счетчика 10 для перезаписи кода числа допущенных ошибок на четвертые входы блока 11, а также на входы блока 9 и на вход элемента 8. Сигнал с выхода элемента 8 поступает на вход блока 9 и дает команду на сравнение. На входы блока 9 поступают коды числ ошибок, допущенных группой соответ- ствуюш 1х операторов, и ошибок, допущенных обучающимся оператором. I
Информация об оценке поступает на входы блока 9. На вторые, третьи, четвертые и пятые входы узла 13 поступают значения количества ошибок, допущенных перечисленными группами и обучаюш;имся оператором. Данные значения переписываются с соответствующих выходов блока 7 и счетчика 10, После окончания сравнения в блоке 9
сигнал с одного из выходов блока 9 поступает также на элемент ИЛИ 12, с выхода которого сигнал поступает на блок 9 для приведения его в исход- ное состояние и на вход узла 13 для засветки итоговой информации обучаемому. В состав данной информации включаются: оценка обучаемому, количество ошибок, допущенных статистически достоверными группами лучших, средних и худших операторов, а также число ошибок, допущенных обучающимся оператором.
Предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность обучения оператора за счет достоверной оценки качества его деятельности и оперативного ее предъявления обучаемому, что
повьш1ает уровень его мотивации.
Ф о р мула изобретения
Устройство для обучения операторов, содержащее блок памяти микропрограммы, входы которого соединены с соответствующими выходами регистра адреса, а выходы - с соответствующими входами регистра микрокоманды, выходы первой группы которого подключены
к соответствующим информационным входам первой группы блока индикации,а выходы второй группы - к соответствующим входам первой группы первого блока сравнения, входы второй группы которого
соединены с соответствующими выходами пульта управления, а первый выход- с входом регистра адреса, элемент ИЛИ и счетчик, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены блок памяти результатов обучения, второй блок сравнения, блок дешифраторов и элемент задержки, вход которого соединен с последним выходом
регистра адреса, подключенным к установочному входу счетчика и входу блока памяти результатов обучения, выходы первой, второй и третьей групп которого соединены с соответствующими
входами первой, второй и третьей групп блока дешифраторов и второго блока сравнения, синхронизирующий и установочный входы которого подключены к выходам соответственно элемента
задержки и элемента ИЛИ, а входы четвертой, пятой и шестой групп - к соответствующим выходам счетчика, соединенным с соответствую1цими входами четвертой группы блока дешифраторов.
513616046
выходы первой, второй, третьей идами второго блока сравнения, а упчетвертой групп которого подключеныравляющий вход - с выходом элемента
к соответствующим информационнымИЛИ, входы которого подключены к совходам второй, третьей, четвертой иответствующим выходам второго блока
пятой групп соответственно блока ин-сравнения, информационный вход счетдикации, входы шестой группы которо-чика соединен с вторым выходом перго соединены с соответствующими BVO-аого блока сравнения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1587560A1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1714655A1 |
Устройство для обучения операторов | 1988 |
|
SU1711220A1 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1619328A1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1337908A1 |
Устройство для обучения операторов | 1991 |
|
SU1786500A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2011229C1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1727145A1 |
Устройство для обучения операторов | 1988 |
|
SU1594582A1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1797139A1 |
Изобретение относится к тренаже рам и может быть использовано для практического обучения операторов систем управления. Целью изобретения 1 является расширение дидактических возможностей устройства. Поставленная цель достигается тем, что устройство дополнительно содержит блок 11 дешифраторов, блок 7 памяти результатов обучения, второй блок 9 сравнения и элемент 8 задержки. Предлагаемый тренажер позволяет повысить эффективность обучения оператора за счет достоверной оценки качества его деятельности и оперативного ее предъявления обучаемому, что повышает уровень его мотивации. Устройство также содержит регистр 1 адреса, блок 2 памяти микропрограммы, регистр 3 микрокоманды, счетчик 10, элемент ИЛИ 12 и блок 14 индикации. 1 ил. i (Л со Oi о Nl;
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА | 0 |
|
SU407382A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1980 |
|
SU918962A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-12-23—Публикация
1986-07-25—Подача