Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам,
Цель изобретения - повышение ресурса работы подшипников скольжения . На фиг.1 представлен шестереины насос, продольный разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - разрез Б-В на фиг.1; на фиг.4 - вариант выполнения регулируемого дросселя и схема его включения.
Шестеренньй насос содержит корпус 1, в цилиндрических расточках 2 которого размещены с образованием полости всасывания и нагнетания (не показаны) ведущая 3 и ведомая 4 шестерни с цапфами 5, установленными в подшипниках 6 скольжения с обеспечением направленного потока рабочей жидкости по кольцевым зазорам (не показаны) между цапфами 5 и рабочей поверхностью 7 подшипников 6 скольжения в коллектор 8 для сбора и от- гюда рабочей жидкости, связанный с полостью всасывания. В потоке охлаждающей жидкости установлены регулируемые дроссели, выполненные в виде б1иметаллического разрезного кольца 9, установленного в кольцевой про-; точке 10 на рабочей поверхности 7 каждого подшипника 6 скольжения. Регулируемый дроссель может быть выполнен в виде цилиндрического подпружиненного элемента 11 с термокомпенсатором .1 2, размещенного в глухом радиальном отверстии 13 в теле подшипника 6 скольжения со стороны полости всасывания и установленного в канале 14, соединяющем полость нагнетания с кольцевым зазором между цапфой 5 и рабочей поверхностью 7 подшипника 6 скольжения.
Шестеренный насос работает следующим образом.
При вращении ведущей 3 и ведомой 4 шестерен рабочая жидкость захватывается зубьями ведущей 3 и ведомо 4 шестерен и в межзубовых впади шх переносится из полости всасывания в юлость нагнетания. Одновременно о зазорам между цапфами 5 и рабочими поверхностями 7 подшипников 6 скольжения через регулируемые дроссели направляется поток охлаждающей рабочей жидкости.
5
0
5
0
35
0
45
50
55
При нагреве подшипников 6 скольжения концы биметаллического разрезного кольца 9 расходятся. Площадь проходного сечения регулируемого дросселя увеличивается, что приводит к увеличению расхода охлаждающей жидкости и уменьшению температуры подшипников 6 скольжения.
При .выполнении регулируемого дросселя в виде цилиндрического подпружиненного элемента 11 с термокомпенсатором 12 высота последнего уменьшается с увеличением температуры, что, в свою очередь, приводит к увеличению проходногс сечения регулируемого дросселя и р1,,.пда охлаждающей жидкости. Формула изобретения
1.Шестеренный насос,содержащий корпус, в цилиндрических расточках которого размещены с образованием полости всасывания и нагнетания ведущая и ведомая шестерни с цапфами, установленными в подшипниках сколь- с обеспече П ем направленного потока рабочей жидкости по кольцевым зазорам цапфами и рабочей поверхностью подшипников скольжения
в коллектор для сбора и отвода рабочей жидкости, связанный с полостью всасывания, отличаю ш, и и ся тем, что, с целью повышения ресурса работы подшипников скольжения, он снабжен регулируемыми дросселями, установленными в потоке охлаждающей
Ж 1ДКОСТИ.
2.Насос по П.1, отличаю- щ и и с я тем, что регулируемый дроссель выполнен в биметаллического разрезного кольца, установ- j eHHoro в кольцевой проточке на рабочей поверхности подшипника скольжения .
3.Насос по п,1, отличающ и и с я тем, что регулируемый дрос. - сель выполнен в виде цил1П{дрического подпрулашенного элеме 1та с термокомпенсатором, размещенного в глухом радиальном отверстии в теле подшип- скольжения со стороны полост всасывания и установленного в канале, соединяющем полость нагнетания с кольцевым зазором между цапфой и рабочей поверхностью подшипника скольжения.
А-А
Ю
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шестеренный насос | 1988 |
|
SU1525324A1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 1989 |
|
RU2006679C1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 1986 |
|
RU1347610C |
ШЕСТЕРЕННЫЙ ГИДРОНАСОС | 2002 |
|
RU2210005C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2006 |
|
RU2304730C1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС С ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ СМАЗКОЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2395719C1 |
Двухсекционный шестеренный насос | 1986 |
|
SU1373874A1 |
НАСОС ШЕСТЕРЕННЫЙ | 1997 |
|
RU2155881C2 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2368794C1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2010 |
|
RU2477388C2 |
Изобретение позволяет повысить ресурс работы подшипников скольжения, В потоке охлаждающей жидкости (ОЖ) установлены регулируемые дроссели, выполненные в виде биметаллического В Ю 578 . ,11 разрезного кольца 9, установленного в кольцевой проточке 10 на рабочей поверхности 7 каждого подшипника 6 скольжения. При нагреве подшипников концы кольца расходятся, площадь проходного сечения дросселя увеличивается, что приводит к увеличению расхода ОЖ и уменьшению температуры подшипников. Дроссель может быть выполнен в виде цилиндрического подпружиненного элемента с термокомпенсатором, высота которого уменьшается с увеличением температуры, что также приводит к увеличению расхода ОЖ. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. (Л :о :о :п Ю 7
Фиа.2
Патент США № 4005952, кл | |||
Способ пропитывания дерева | 1925 |
|
SU418A1 |
Авторы
Даты
1988-01-30—Публикация
1985-10-01—Подача