Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического регулирования скорости привода в транспортных машинах.
Целью изобретения является повышение надежности вариатора путем установки в нем ползунов, подпружиненных к цилиндрической поверхности водила и предназначенных для периодического взаимодействия с корпусом
На фиГо 1 изображен вариатор, разрез} на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиго 3 - вариатор, вариант выполнения; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг о 3.
Вариатор содержит корпус 1 с подшипниками 2 и 3, в которых установлен ведущий вал 4. На валу 4 установлен механизм изменения передаточного отношения, включающий в себя эксцентрик 5, выполненный за одно целое с ведущим валом 4, эксцентрик 6, выполненный разъемным для облегчения монтажа и охватывающий эксцентрик 5. Пружина 7 установлена в полости, выполненной между эксцентриками 5 и 6 и соединена с ними при помощи штифтов 8 и 9. Кольцо 10 установлено на эксцентрике 6 при помощи подшипника 11. Водило выполнено в виде чашки 12 и жестко связано с ведущим валом 4. Цилиндрическое кольцо 13 выполнено на корпусе 1 концентрично оси ведущего вала. Между кольцом 13 и чашкой 12 размещены ползуны 14, подпружиненные к внутренней цилиндрической поверхности чашки 12 пружинами 15, установленными между ползунами 14, Промежуточные валы 16 шарнирно установлены в ползунах 14. На одном конце каждого промежуточного вала 16 жестко закреплены коромысла 17 с установленными на них роликами 18, которые связаны с кольцом 10. На другом конце промежуточного вала 16 жестко закреплены сателлиты, выполненные в виде зубчатых секторов 19, кинематически связанные с зубчатым колесом 20, закрепленным на ведомом валу 21, который установлен соосно ведущему валу 4 в корпусе 1 на подшипниках 22 о
Согласно варианту выполнения вариатора (фиг. 3) ползуны 14 имеют возможность взаимодействия с корпусом посредством выполненного на нем кольца 23 с коническими поверхностями. Механизм изменения передаточного отношения может быть выполнен из упругого овального кольца 24, соединенного с ведущим валом 4 через две пары пластинчатых пружин 25 и 26, работающих соответственно на растяжение и сжатие. В свободном состоянии овальное кольцо имеет наибольшую вытянутость. В направлении больших полуосей кольцо 24 имеет уменьшающуюся площад.ь поперечного сечения.
Вариатор работает следующим образом.
5 При вращении ведущего вала 4 с эксцентриком 5 штифт 8 через пружину 7 и штифт 9 передает вращение эксцентрику 6. Эксцентрики 5 и 6 установлены таким образом, что при от0 носительном повороте эксцентриков с растяжением пружин 7 суммарный их эксцентриситет уменьшается. Перемещаясь по кругу, эксцентрики 5 и 6 приводят в колебательное движение
5 кольцо 10, которое последовательно поворачивает через коромысла зубчатые секторы 19. Так как поворот коромысел 17 происходит по направлению к оси вращения ведущего вала 4, уси0 лие, создаваемое кольцом 10, прижимает в этот момент соответствующий ползун к наружной поверхности цилиндрического кольца 13, т.е. ползун останавливается, и поворот закрепленР- ного на нем зубчатого сектора 19 приводит к повороту на какой-то угол зубчатого колеса 20. Равномерность поворота дополнительно обеспечивается формой ролика 18. Направление пово
Q рота совпадает с направлением вращения ведущего вала 4. При увеличении эксцентриситета освобожденный ползун 14 под действием пружины 15 прижимается к цилиндрической поверхности диска и увлекается ими по ходу вращения ведущего вала 4 с ускорением от сжатой во время остановки ползуна 14 пружины 15. При этом зубчатый сектор 19, обегая относительно неподвижное зубчатое колесо 20, устанавливается в положении начала рабочего поворота. При увеличении сопротивления вращения со стороны ведомого вала 21 суммарный эксцентриситет эксцентриков 5 и 6 уменьшается, соответственно, уменьшается передаточное отношение вариатора.
Если момент сопротивления не превышает определенной величины, опре5
0
5
3П
деляемой усилием прижатия ползунов 14 к чашке 12 пружинами 15, вариатор передает вращение на ведомый вал 21 без регулирования.
Механиз изменения передаточного отношения вращается с одной скоростью с ведомым валом 21, В случае использования в качестве механизма регулирования передаточного отношения упругого кольца 24 (фиг. 3.4) изменение передаточного отношения происходит за счет изменения его формы под действием момента сопротивления на ведомом валу 21.
Ролики 18 прижимают ползуны 14 поочередно к кольцу 23 с коническими поверхностями, и при торможении ползунов 14 происходит поворот зубчатых
секторов 19 и, домого вала 21
соответственно, веФормула изобретения
1. Вариатор, содержащи-г корпус, размещенные в нем соосные ведущий и ведомый валы, зубчатое колесо, проме жуточные валы, закрепленные на них сателлиты и кор омысла, водило и механизм изменения передаточного отношения, связанный с коромыслами, о т
целью повышения надежности, зубчатое колесо установлено на ведомом валу, водило выполнено в вице чашки, закрепленной на ведущем валу, а вариатор снабжен шарнирно связанными с соответствующими промежуточными валами ползунами, подпружиненными к цилиндрической поверхности чашки и предназначенными для периодического взаимодействия , с корпусом.
2 о Вариатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения автоматического изменения передаточного отношения, механизм изменения передаточного отношения выполнен в виде упругого овального кольца и пластинчатых пружин, соединенных с ведущим валом, а площадь поперечного сечения овального кольца уменьшается в направлении больших полуосей овала.
3. Вариатор по п 1, отличающийся тем, что механизм изменения передаточного отношения выполнен в виде двух размещенных один в другом эксцентриков, подпружиненных друг относительно друга в направлении увеличения эксцентриситета.
/-/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вариатор | 1986 |
|
SU1414991A1 |
Вариатор скорости | 1986 |
|
SU1375893A1 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2127382C1 |
Фрикционный вариатор | 1979 |
|
SU848815A1 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2175415C2 |
Фрикционный вариатор | 1977 |
|
SU752076A1 |
ИМПУЛЬСНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2179674C2 |
ИМПУЛЬСНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2002 |
|
RU2240456C2 |
КУЛАЧКОВЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2007 |
|
RU2352840C1 |
Редуктор с переменным передаточным отношением | 1984 |
|
SU1320575A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического регулирования скорости привода в транспортных машинах. Целью изобретения является повышение надежности вариатора путем установки в нем ползунов, подпружиФое. t ненных к цилиндрической поверхности водила и предназначенных для периодического взаимодействия с корпусом. В ползунах шарнирно установлены промежуточные валы 16, кинематически связанные с одной стороны при помощи коромысел 17 и роликов 18 с механизмом изменения передаточного отношения, а с другой - посредством зубчатых секторов 19 и зубчатого колеса 20 с ведомым валом 21. Механизм изменения передаточного отношения установлен на ведущем валу 4 и, воздействуя на ролики 18, прижимает ползун 14 поочередно к корпусу 1. При торможении ползунов происходит поворот зубчатьк секторов 19 и, соответственно, ведомого вала 21. 2 з.п. ф-лы. 4 ил. (Л -/ff JS 00 о о: сл 4
17
/4
Фие 3
216-е
Мальцев В.Ф | |||
Механические импульсные передачи | |||
М.: Машиностроение, 1978, с | |||
Машина для изготовления проволочных гвоздей | 1922 |
|
SU39A1 |
Способ образования коричневых окрасок на волокне из кашу кубической и подобных производных кашевого ряда | 1922 |
|
SU32A1 |
Авторы
Даты
1988-01-30—Публикация
1986-08-18—Подача