Изобретение относится к игрушкам, развивающим логическое мышление и сообразительность.
Целью изобретения является повышение игровых возможностей.
На фиг.1 изображена схема выполнения игрушки цилиндрической формы; на фиг,2 - конструкция диска, вид сверху; на фиг.З - то же, с пазами неравномерного углового тела; на фиг.4 - вариант выполнения игрушки, имеющей диски без отверстий, расположенные по оси по отношению друг к другу; на фиг.З - схема игрушки с игровой поверхностью в виде усеченного конуса; на фиг.6 - то же, в виде двух обратных усеченных конусов; на фиг.7 - то же, с плоской игровой поверхностью, вертикальный разрез; на фиг.8 - вариант выполнения игрушки, в котором диски соединены овальньм элементом с символами; на фиг.9 - ряд прочно соединенных дисков; на фиг.10 - вариант схемы игрушки с дву- мя соединительными и одним переходным диском; на фиг.11 - вид сверху по фиг.10; на фиг.12 - вариант выполнения, согласно которому внутренние диски имеют различную толщину; на фиг.13 - вариант выполнения с одним цельным диском; на фиг.14 - сечение внешнего диска, в котором дополнителный пазовый элемент закрыт игровой поверхностью; на фиг.15 - вид свер- ху внутреннего диска с одним закрытым дополнительным пазовым элементом на фиг. 16 - схема вар ианта выполнения, при котором в диске имеется отверстие с пружиной и упорами, соеди- няющее два противоположных пазовых элемента; на фиг. 17 - сечение диска согласно фиг.16 без пружины и упоров на фиг.18 - вариант со стопорением геометрически замкнутых дисков.
В примере вьшолнения .логической игрушки согласно фиг.1 на ось 1 нанизаны диски с отверстием 2. Диски 3 представляют собой, например, диски с направляющей кривой в форме кругового цилиндра. Поверхность состоящей из .дисков 3 оболочки цилиндра вьшол- нена в виде игровой поверхности 4, на которой в направлении ее образую
5 0 5 0 О 5
0
ство конусообразных тел с символами соответствует произведению числа дисков 3 с пазами 5 и числа пазов 5.
Лиски 3 ограничены крьтгками 7. В крышках 7 пазовый элемент В отсутствует, тогда как во внешних дисках 3 имеется по меньшей мере один пазовый элемент 8, который не содержит тело с символами 6. В дальнейшем под пазовыми элементами 8 будут пониматься части пазов 5, приходящиеся на диск 3, или вырезы, вьтолненные независимо от пазов 5, но имеющие преимущественно конгруэнтное по отношению к пазам 5 сечение, причем эти сечения могут быть по меньшей мере частично покрыты пазами 5 путем вращения дисков 3.
Под осевой линией пазов 5 понимается линия, образованная геометрическими центрами пазовых элементов 8 отдельных пазов 5. Эта осевая линия расположена параллельно игровой поверхности 4 и в том случае, когда нижняя часть пазовых элементов 8 не является параллельной игровой поверхности 4,
Толщина внешнего диска 3 равна толщине внутренних дисков 3, тогда как крышка 7 тоньше, чем диски 3. Внешние диски 3 с крьшжами могут быть изготовлены цельными. Крьшгки 7 могут также без внешних дисков 3 непосредственно присоединяться к внутренним дискам 3. Если крьшжи 7 на обоих концах игрушки непосредственно присоединены к внутренним дискам 3, то тогда один из внутренних дисков 3 между пазами 5 имеет еще один дополнительный пазовый элемент 8, вьтолненньш лишь на этом внутреннем диске 3, или на по меньшей.мере двух обычно толстых внутренних дисках 3 имеется по меньшей мере по одному пазовому элементу 8, которые выполняют роль до- полнительньк пазовых элементов 8.
Если дополнительный пазовый элемент 8 расположен во внешнем диске 3, то вполне достаточньм является наличие одного дополнительного пазового элемента, но если дополнительный пазовый элемент 8 находится во внутреннем диске 3, то требуются по меньшей
Изобретение относится к игрушкам, развивающим логическое мьшление и сообразительность. Целью изобретения является повышение игровых возможностей. Игрушка содержит последовательно установленные с возможностью вращения соосные диски 3, в которых выполнены пазы 5 одинакового сечется, закрытые с обоих концов крышками 7. В пазах 5 свободно размещены с возможностью перемещения вдоль геометрической оси пазов 5, параллельной игровой поверхности, игровые элементы 6. Диски 3 снабжены фиксаторами их вращения и установлены неподвижно ИЛИ с возможностью ограниченного перемещения ВДОЛЬ геометрической оси игрушки. 15 з.п. ф-лы, 18 ил. СО со 00 со со СЛ СП
щей или вдоль составляющей с ней угол,,мере два дополнительных пазовых элеспиральной линии имеются пазы 5, амента 8,поскольку при наличии одного
в этих пазах 5 расположены тела сдополнительного пазового элемента 8
символами 6, в данном случае конусо-во внутреннем диске 3 когда на игрообразные тела с символами 6. Количе-iвой поверхности 4 нет еще одного
дополнительного пазового элемента 8 диск 3, в котором имеется дополнителный пазовый элемент 8, изолирует дру от друга обе разделенные им самим части игровой поверхности 4. Это оз- начает, что ни одно тело с мволами 6 нельзя переместить из одной части игровой поверхности 4 в другую часть игровой поверхности 4.
Между внутренними дисками 3 может быть расположена по меньшей мере одна внутренняя разделительная пластина (не показана) с пазообразной выемкой, предназначенная для разделения отдельных частей игровой поверхности 4, В этом случае следует обеспечить наличие дополнительных пазовых элементов 8 на отдельных частях игровой поверхности 4,
Внутренние диски 3 можно сжать с помощью по меньшей мере одной пружины 9, установленной на крышке 7. Пружина 9 сжимает гибко диски 3, благодаря чему создается возможность некоторого движения в осевом направлении. Это необходимо по той причине, что торцовые поверхности 10 дисков 3 вьшолнены таким образом, чтобы стопорящие шарики 11, находяш еся в углублениях 12 и временно расположенные в углублениях 12 соседних дисков 3, смогли бы осуществлять временное соединение обоих соседних дисков 3, Можно применять и другие методы стопорения. Стопорение не обязательно должно осуществляться при наличии равномерного углового шага. Если пазы 5 расположены на игровой поверхности 4 не с равномерным угловым шагом, то и стопорение осуществляется не обязательно при равномерном шаге.
На фиг.3 показано подобное решение.
Временное стопорение дисков 3 целесообразнее осуществлять так, чтобы диски 3 попадали в фиксированное положение по меньшей мере тогда, когда пазовые элементы 8 были бы расположены как составные части какого-либо паза 5. В этом случае при вращении будет столько фиксированных позиций, сколько имеется пазов 5. Целесообразно особенно в случае наличия дополнительного пазового элемента 8, чтобы число углублений 12 на внутреннем диске 3 и тем самым число временных позиций стопорения в несколько раз, преимущественно в два раза, превышало число пазов 5.
10
3823954
Гибкое сжатие дисков 3 можно осуществить и извне, если, например, в Н-образной рамке 13 нижние лапки рамки фиксируются с помощью зажимов или шарниров, в средней части рамки устанавливается пружина 9 растяжения, тогда как логическая игрушка расположена между сжимаемыми верхними лапками рамки 13. В этом случае можно отказаться от оси I и отверстия 2. При этом диски 3 могут быть изготовлены так, что на одной из торцовых поверхностей 10 выполнена кольцевая канавка П, тогда как на другой их торцовой поверхности 10 имеется кольцевой поясок 15, входящий в кольцевую канавку 14 следующего диска 3. Подобное решение показано на фиг.4 (соединение дисков 3 показано на фиг.7).
Игровая поверхность 4 расположенных один над другим дисков 3 может представлять собой вращательную поверхность (поверхность тел вращения) как, например, круговой цилиндр, усеченный конус или шаровой сегмент и т.д. или прямую прави;№ную призму, или прямую правильную усеченную пирамиду. Направляющая кривая прямой правильной призмы или прямой правильной усеченной пирамиды может представлять собой равносторонний треугольник, квадрат или правильный многоугольник.
20
25
30
На фиг.5 показана логическая иг- рушка с игровой поверхностью в форме усеченного конуса.
Логическая игрушка может быть также выполнена с игровой поверх- ностью 4, состоящей из двух расположенных напротив друг друга усеченных конусов, причем торцовые поверхности 10 противоположных внешних дисков обеих поверхностей усеченного конуса являются конгруэнтными. На фиг.6 прряставлеиа логическая игрушка подобного типа.
Если направляющая кривая игровых . поверхностей 4 представляет собой равносторонний треугольник, квадрат или правильный многоугольник, то осевые линии пазов 5 расположены в плоскостях, образованных кромочными образующими или образующими центра поверхности игровой поверхности 4 и геометрической осью дисков 3 с направляющей кривой треугольной, квадратной или многоугольной формы.
51
Игровая поверхность 4 может также представлять собой круговую плоскост или две круговые плоскости, обращенные друг к другу тыльной стороной. В этом случае диски 3 представляют собой входящие друг в друга, геометрически замкнутые диски с постепенно возрастающим диаметром. Геометрически замкнутые диски 3 выполнены так, что на одной из юс торцовых поверхностей 10 имеется внутренняя кольцевая канавка 14, а на другой торцовой поверхности 10 имеется кольцевой поясок 15, входящий в кольцевую канавку 14 следующего диска 3, Диски 3 с помощью винта 16 прижаты к основанию 17, которое согласно преимущественной форме исполнения образует целную конструкцию с ци1тиндрической око нечной пластиной 7, зажимающей диски 3. На стороне винта 16, обращенной к игровой поверхности 4, может быть вьтолнен, например, дополнительный пазовый элемент 8.
Отдельные диски 3 в случае наличи круговой плоской игровой поверхности 4 снабжены элементами 18 вращения, выступающими за пределы игровой по- верхтюсти 4 и преимущественно распо- ложенными вертикально игровой поверхности 4. В случае иной формы выполнения диски 3 могут приводиться в движение от рабочей поверхности, не обращенноГт к игровой поверхности 4. Элементы 18 вращения могут находиться и на рабочей поверхности. В случае, если игровая поверхность 4 состоит из двух круговых плоскостей, обращенных друг к другу тыльной стороной, в обоих игровых поверхностях 4 из каждого диска 3 выступают элементы вращения 18.
Тело с С1-1мволами 6 может быть сферической или овальной формы, более предпочтительным является закругленный с обоих концов или заключе}нчьп 1 в сферическута оболочку круговой цилиндр. В случае, если тело с символами 6 имеет сферическую форму, диаметр тела с символами (S почти соответствует толщине диска 3, но этот диаметр ни в коем случае не доггжен быть больше толщины диска, в крайнем случае меньше. Таким образом установленные тела с символами имеют определенный зазор в пазах 5. Чзсть тел с символами 6, выполненная как тела овальной формы, может заполнять так
0
5
05
о
ic
35
40
50
55
же два или более пазовых элементов 8. Подобное рещение показано на фиг.8. Если тело с символами 6 не является шаром, то на части тел с символами 6, выступающей из паза 5, расположены упоры или пластины для обозначения и/или для ориентации. Во избежание выпадения тел с символами 6 из паза 5 отверстие пазов 5 выполнено меньше, чем диаметр или ширина тел с символами 6. Пазы 5 выполнены замкнутыми каким-либо образом с обоих концов. На той стороне, где, например, внешний диск 3 отсутствует, вместо оконечного диска 3 или крьш1ки 7 для самого крайнего внутреннего диска 3 можно применять другие методы изоляции, например, сужение внешнего конца пазовых элементов 8 самого крайнего внутренннего диска 3 таким путем, чтобы избежать соскальзывания тел с символами 6 в направлении оси паза 5.
В интересах увеличения числа вариаций логической игрушки два соседних диска 3 можно прочно соединить друг с другом. Подобное решение представлено на фиг.9, где в отверстие 19, выполненное в гутри дисков 3, между двумя соединяемыми дисками 3 вставлен фиксатор 20.
В предпочтительной форме вьшолне- ния логической игрушки, представленной на фиг.10, тела с символами 6 могут полностью заполнить все пазы 5. При подобном решении внутренние диски 3 замкнуты такими соединительными дисками 3, которые соединяют по меньшей мере два паза 5 в подобный замкнутый пазовый канал 21 и в кото- рык любой пазовый элемент 8 может быть вставлен в любой диск 3 путем вращения внутренних дисков 3. Однако более предпочтительная форма реализации этого решения достигается с помощью таких внутренних дисков 3, пазовые элементы 8 которых расположены по отношению друг к другу под углом, соответствующим целочисленному делению угла 360°.
В указанной форме вьтолнения число замкнутых пазовых каналов 21 можно также увеличить до такой степени, что между дисками 3 располагается по меньшей мере такой переходный диск 3, в котором выполнены поперечные пазы 22, диагонально соединяющие по меньшей мере два соседних паза 5. В этих последних примерах выполнения.
где тела с символами 6 полностью заполняют пазы 5 и замкнутые пазовые каналы 21, тела с символами 6 могут иметь только шарообразную или сходную с ней сЬорму.
Если длина тел с символами 6 соответствует толщине нескольких дисков 3, то они могут применяться в указанных формах выполнения лишь при условии, что они выполнены гибки ми, и если они расположены в пазах 5 внутренних дисков 3, то те внутрен ние диски 3, которые связаны с этими гибкими телами с символами 6, не могут вращаться по отношению друг к другу.
При другой преимущественной форме вьтолнения логической игрушки толщина диска 3 может в два или в несколько раз превышать размеры тел с символами 6, проходящие в направлении осевой линии пазов 5. В крайнем случае все внутренние диски 3 являются цельными, кроме соединительных дис- ков 3, примыкающих к внутреннему диску 3. Подобная форма выполнения представлена на фиг.12 и 13.
В другой форме выполнения изобретения дополнительный пазовый элемент 8 в тех внешних дисках 3, в которых имеется по меньшей мере на один пазовый элемент 8 больше, чем в остальных внутренних дисках 3, располагается не ме)вду двумя другими пазовыми элементами 8, а на продолжении осевой линии пазового элемента 8, как показано на фиг.14. В подобных случаях толщина внешнего диска 3 как минимум в два раза больше размера тел с символами 6, проходящего в том же направлении, что и осевая линия пазовых элементов 8. Если во внешнем диске 3 выполнены два дополнительных пазовых элемента 8, то предпочтительно располагать второй дополнительный пазовый элемент 8 на продолжении осевой линии другого пазового элемента 8.
В форме выполнения, представленной на фиг.15, дополнительный пазовый элемент 8, который находится вне игровой поверхности или же в пределах игровой поверхности, но остается пустым при достижении результата игры, выполняется в виде невидимых отверстий 23 или гнезд 24, закрытых игровой поверхностью 4.
823958
В соответствии с другой преимущественной формой выполнения гнездо 24 в любом диске 3 представляет собой глухое отверстие, направленное под пазовым элементом 8 к центру диска 3, преимущественно проходящее в направлении диаметра диска 3. Отверстие 23 служит для соединения двух па- ,Q зовых элементов 8, предпочтительно двух противоположных пазовых элементов 8 внутри диска 3, как показано на фиг.6 и 17. В этом отверстии 23 предпочтительно в центре расположена с нажим йая пружина 25, на обоих концах которой имеется по одному упору 26. При таком решении на торцовой поверхности ID вокруг пазовых элементов 8 должны быть углубления и вьтуклости, 20 позволит избежать выпадения тел с символами 6, находящихся в соединенных отверстием 73 пазовых элементах Я, параллельно оси диска 3.
С учетом того, что диаметр отверс- 25 тия 23 по меньшей мере равен толщине внутреннего диска 3, внутренние диски 3, в которых имеете такое отверстие 23, должны быть выполнены таким образом, чтобы обе торцовые поверх- 2Q кости 10 подобного внутреннего диска 3 были приподняты каждая с помощью соосного сплошного диска 27, соответствующего самое большее диаметру нижнего круга пазовых элементов 8. В соседних дисках 3 вьшолнены соосные уг- лубгения, соответствующие этим соос- ным сплошным дискам 28.
В соответствии с одним из вариантов формы выполнения согласно фиг.4 в дисках 3 имеется осевое отверстие 2, и натяжная пружина 9 может находиться на геометрической осидисков 3. В этом случае ось 1 не требуется .
Согласно другому варианту формы выполнения в соответствии с фиг.4 отпадает также необходимость в натяжной пружине 9, и между дисками 3 расположены упругие стопорные пластины 28, причем геометрически замкнутые соединенные диски 3 прикрепляются друг к другу таким образом, чтобы это не препятствовало их вращению, например с помощью упругого стопорного кольца. В этом случае логическая игрушка является не- 5 разборной (фиг.18).
Тела с символами 6 могут иметь различные обозначения, предпочтительно поверхность их имеет различные
0
5
0
цвета или различные оттенки отдельных цветов. Например, может быть применено столько различных цветов для тел с символами 6, сколько имеется пазов 5, и столько различных оттенков каждого цвета, сколько дисков 3 связано с каждым пазом 5, Формула изобретения
I.Логическая игрушка, содержащая игровое тело из последовательно установлен(гых с возможностью вращения соосных дисков с игровой поверхностью, образованной частью наружных поверхностей дисков, отличающаяся тем, что, с целью повьщ1е- ния игровых возможностей, диски имеют соосные пазы одинакового сечения, закрытые с обоих концов крышками, свободно размещенными в них с возмож ностью перемещения вдоль геометрической оси пазов, параллельной игровой поверхности, игровые элементы и фик- ,саторы их вращения, при этом диски I установлены неподвижно или с возможностью ограниченного перемещения вдоль геометрической оси игрушки.
2,Игрушка ПОП.1, отличающаяся тем, что диски имеют одинаковую толщину.
З.Игрущка по ПТТ.1 и 2, отличающаяся тем, что толщина каждой крышки равна или меньще толщины диска.
А.Игрущка по пп.1-3, о т л и - чающаяся тем, что имеет установленную на оси дисков натяжную пружину, контактирующую с одной из крышек.
5,Игрушка по пп.1-4, о т л и - чающаяся тем, что игровая поверхность, образованная дисками, представляет собой поверхность вращения цилиндра, усеченного конуса, щарового сегмента, или боковую поверхность правильной призмы, усеченной пирамиды или комбинацию этих поверхностей .
10
15
25
-20
823Р 10
14,Игрушка по п,1, отличающая с я тем, что, по крайней мере в одном внутреннем диске выполнено дополнительное отверстие для игрового элемента, расположенное между пазами,
16,Игрушка по п,1, отличающая с я тем, что, по крайней мере, в одном из дисков выполнено соединяющееся с одним из пазов глухое отверстие для размещения игрового элемента, продольная ось которого расположена в направлении к центру диска.
30
35
40
45
50
Приоритет по пунктам;
55
25,09,80 по пп, 1-1 22,11,80 по пп.15 и
6 Нк
фуг. 5
/
Фиг.
Фиг. 5
Ь
фиг. 8
V/
г
(иг.б
}7 V«
cftuer
Фиг.З
-21
J
Фиг. 12
-отопи)
- 1
Фг/г. //
Фиг. 13
2
Фиг. Щ
27
27
t
J 27
Фиг IS
26
Фиг, 16
2J
|5666О ХХХХХ
Фиг. Л
Фиг, 18
Пенетрометр | 1976 |
|
SU596861A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1988-03-15—Публикация
1981-07-08—Подача