Электропривод гребного винта Советский патент 1988 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU1387156A1

(21)4085416/24-07

(22)07.07.86

(46) 07.04.88. Бюл. № 13

(71)Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. С. О. Макарова

(72)А. С. Быков, В. С. Иванов и Б. Н. Рассказов

(53)621.316.718.5(088.8)

(56)Авторское свидетельство СССР № 714607, кл. Н 02 Р-5/06, 1980.

Авторское свидетельство СССР № 889534, кл. Н 02 Р 5/06, 1981.

(54)ЭЛЕКТРОПРИВОД ГРЕБНОГО ВИНТА

(57)Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в гребных электрических установках. Целью изобретения является повышение надежности путем увеличения степени демпфирования упругих колебаний механической части электропривода. Устройство содержит измеритель сдвига фаз II, входы которого подключены к выходам полосовых фильтров 6, 10. Первый вход элемента сравнения 12 подключен к выходу измерителя сдвига фаз II, второй вход - к источнику опорного напряжения 13. Выход элемента сравнения 12 подключен к входу регулируемого фазоврашателя 7. Сигнал на выходе элемента сравнения 12 изменяет настройку фазовращателя 7, обеспечивая максимальную степень демпфирования колебаний. 1 ил.

Похожие патенты SU1387156A1

название год авторы номер документа
Электропривод гребного винта 1988
  • Быков Алексей Сергеевич
  • Иванов Владимир Сергеевич
  • Якушин Владимир Иванович
SU1601027A2
Гребная электрическая установка 1987
  • Иванов Владимир Сергеевич
  • Быков Алексей Сергеевич
SU1580513A1
Гребная электрическая установка судна 1984
  • Быков Алексей Сергеевич
  • Вожаков Артур Алексеевич
  • Иванов Владимир Сергеевич
  • Сюбаев Мирза Алимович
SU1221059A1
Гребная электрическая установка судна 1987
  • Иванов Владимир Сергеевич
SU1497111A1
Гребная турбоэлектрическая установка 1988
  • Быков Алексей Сергеевич
  • Иванов Владимир Сергеевич
  • Кальсин Вячеслав Семенович
SU1576423A1
Электроэнергетическая установка судна 1987
  • Иванов Владимир Сергеевич
  • Быков Алексей Сергеевич
SU1415395A1
Демпфирующее устройство для электропривода с упругой связью между двигателем и механизмом 1986
  • Быков Алексей Сергеевич
  • Жадобин Николай Егорович
  • Баранов Лев Николаевич
  • Малишевский Владимир Евгеньевич
SU1554102A1
Устройство для демпфирования механических колебаний привода 1991
  • Быков Алексей Сергеевич
  • Малышев Владимир Алексеевич
SU1825911A1
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА СУДНА 1997
  • Фиясь И.П.
  • Быков А.С.
  • Крылов А.П.
  • Захаров А.А.
RU2110440C1
СУДОВАЯ ВАЛОГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА 2013
  • Григорьев Андрей Владимирович
  • Кулагин Юрий Александрович
  • Глеклер Елена Алексеевна
  • Зайнуллин Руслан Ринатович
RU2535768C1

Реферат патента 1988 года Электропривод гребного винта

Формула изобретения SU 1 387 156 A1

со оо

СП 05

1

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в гребных электрических установках (ГЭУ) ледоколов и судов активного ледового плавания.

Цель изобретения - повышение надежности путем увеличения степени демпфирования упругих колебаний механической части электропривода.

На чертеже приведена схема устройства.

Электропривод гребного винта содержит электродвигатель постоянного тока, механически соединенный через валопривод 2 с гребным винтом 3 и подключенный через датчик 4 тока к выходу регулируемого источника 5 питания, последовательно соеди1387156

ном режиме на выходе измерителя 11 сдвига фаз имеет место напряжение, соответствующее углу сдвига фаз между входными сиг- в 180 эл. град. Это напряжение с поступает на первый вход элемента 12 сравнения, на второй вход которого подается равное ему опорное напряжение. При этом сигнал на выходе элемента 12 сравнения равен нулю.

При изменении режима работы электро- 10 привода изменяются параметры регулируемого источника питания и гребного электродвигателя, что приводит к отклонению фазового сдвига между колебаниями частоты вращения и тока якоря электродвигателя 1 от

ненные первый полосовой фильтр 6, фазо- г 180 эл. град.

вращатель 7 и регулятор 8, выход которогоСигнал на выходе измерителя 11 сдвига

подключен к входу регулируемого источника 5 питания, а вход первого полосового фильтра 6 подключен к датчику 4 тока.

фаз изменяется, что приводит к появлению напряжения на выходе элемента 12 сравнения, причем полярность этого напряжения зависит от знака отклонения фазового сдвичастоты вращения электродвигателя 1, вто- 20 га. Изменение напряжения элемента 12 срав- рой полосовой фильтр 10, измеритель 11 сдви-нения приводит к изменению настройки фазоЭлектропривод содержит также датчик 9

25

.га фаз, элемент 12 сравнения и источник 13 опорного напряжения. Фазовращатель 7 выполнен регулируемым. Входы измерителя 11 сдвига фаз подключены к выходам полосовых фильтров 6 и 10, а его выход подключен к одному из входов элемента 12 сравнения, второй вход которого подключен к источнику 13 опорного напряжения, а выход - к входу регулирования фазовращателя 7. Вход второго полосового фильтра 10 соеди- л нен с датчиком 9 частоты вращения.

Электропривод работает следующим образом.

При взаимодействии гребного винта со льдом в механической системе винт-валопривод-якорь электродвигателя 1 возни- 35 кают крутильные колебания, что приводит к значительным колебаниям момента сопротивления на валу электродвигателя. В результате этого явления возникают колебания частоты вращения и тока якоря электродвигателя 1. Переменная составляющая 40 выходного сигнала датчика 4 тока проходит через первый полосовой фильтр 6 и поступает на вход фазовращателя 7. Угол сдвига, вносимый фазовращателем 7 в номивращателя 7. Таким образом, это приводит к уменьщению отклонения фазового сдвига между колебаниями тока и частоты вращения электродвигателя 1 от 180 эл. град., что обеспечивает постоянство величины коэффициента демпфирования колебаний механической системы.

Формула изобретения

Электропривод гребного винта, содержащий электродвигатель постоянного тока, механически соединенный через валопровод с гребным винтом и подключенный через датчик тока к выходу регулируемого источника питания, последовательно соединенные первый полосовой фильтр, фазовращатель и регулятор, выход которого подключен к входу регулируемого источника питания, а вход первого полосового фильтра подключен к датчику тока, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения степени демпфирования упругих колебаний механической части, в него введены датчик частоты вращения электродвигателя, второй полосовой фильтр, измеритель

-нальном режиме, установлен так, что при ра- дс сдвига фаз, элемент сравнения и источник

боте данной обратной связи имеют место колебания частоты вращения и тока якоря электродвигателя 1 в противофазе, т. е. осуществляется максимальное демпфирование. Переменная составляющая сигнала датчика

опорного напряжения, а фазовращатель выполнен регулируемым, при этом входы измерителя сдвига фаз подключены к выходам полосовых фильтров, его выход подключен к одному из входов элемента сравнения, друполосового фильтра соединен с датчиком частоты вращения электродвигателя.

9 частоты вращения проходит через второй 50 вход которого подключен к источнику полосовой фильтр 10 и поступает на второй опорного напряжени-я, а выход - к входу вход измерителя 11 сдвига фаз, на пер- регулирования фазовращателя, вход второго вый вход которого поступает сигнал от первого полосового фильтра 6. В номинальСоставитель В. Поспелов

Редактор М. БланарТехред И. ВересКорректор А. Тяско

Заказ 1229/56Тираж 583Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4./5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

387156

ном режиме на выходе измерителя 11 сдвига фаз имеет место напряжение, соответствующее углу сдвига фаз между входными сиг- в 180 эл. град. Это напряжение с поступает на первый вход элемента 12 сравнения, на второй вход которого подается равное ему опорное напряжение. При этом сигнал на выходе элемента 12 сравнения равен нулю.

При изменении режима работы электро- 10 привода изменяются параметры регулируемого источника питания и гребного электродвигателя, что приводит к отклонению фазового сдвига между колебаниями частоты вращения и тока якоря электродвигателя 1 от

г 180 эл. град.

0 га. Изменение напряжения элемента 12 срав- нения приводит к изменению настройки фазо5

л

5 0

вращателя 7. Таким образом, это приводит к уменьщению отклонения фазового сдвига между колебаниями тока и частоты вращения электродвигателя 1 от 180 эл. град., что обеспечивает постоянство величины коэффициента демпфирования колебаний механической системы.

Формула изобретения

Электропривод гребного винта, содержащий электродвигатель постоянного тока, механически соединенный через валопровод с гребным винтом и подключенный через датчик тока к выходу регулируемого источника питания, последовательно соединенные первый полосовой фильтр, фазовращатель и регулятор, выход которого подключен к входу регулируемого источника питания, а вход первого полосового фильтра подключен к датчику тока, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения степени демпфирования упругих колебаний механической части, в него введены датчик частоты вращения электродвигателя, второй полосовой фильтр, измеритель

сдвига фаз, элемент сравнения и источник

опорного напряжения, а фазовращатель выполнен регулируемым, при этом входы измерителя сдвига фаз подключены к выходам полосовых фильтров, его выход подключен к одному из входов элемента сравнения, дру вход которого подключен к источнику опорного напряжени-я, а выход - к входу регулирования фазовращателя, вход второго

полосового фильтра соединен с датчиком частоты вращения электродвигателя.

вход которого подключен к источнику опорного напряжени-я, а выход - к входу регулирования фазовращателя, вход второго

SU 1 387 156 A1

Авторы

Быков Алексей Сергеевич

Иванов Владимир Сергеевич

Рассказов Борис Николаевич

Даты

1988-04-07Публикация

1986-07-07Подача