00 00 1Х
О5
О5
.Изобретение относится к триботех- ническим испытаниям деталей машин и может быть использовано для оценки условий их смазьгеания.
Целью изобретения является повышение точности за счет использования характеристики контакта, непосредственно связанной с толщиной смазочного слоя.
На чертежу приведена схема реализации предлагаемого способа.
На токоттроводящем образце 1 исследуемой пары трения наносят царапину глубиной И с исходной высотой Н навалао Образец 1 приводят в контакт с токопроводящим образцом 2, при этом между ними помещают исследуемый слой 3 смазки о
Пару трения последовательно вклю- чагот в электрическую цепь, состоящую из сопротивления 4, источника 5 электрического тока, осциллографа 6 и испытывают при заданных условиях
В процессе контактного взаимодействия происходит уменьшение высоты навала царапины до величины Н, - толщины смазочного слоя, в результате чего происходит резкое падение проводимости контакта, что регистрируется осциллографом 6 В этот мо- :мент испытание прекращают, образцы , вьшодят из контакта и измеряют оста- точную высоту навала царапины, равную имевшей место при испытаниях толщины И смазочного слояо
Точность способа может быть увеличена, если учесть изменения высоты навала царапины в результате ее
л. Р упругой деформации и теплового
Cj
расширения , где Р - напряжение сжатия навала царапины в контакте;
Е - модуль упругости; о( - коэффициент теплового расширения материала, образца; лТ - разность температур навала при испытании и измерении его высоты
Пример Испытывались стальные цилиндрические образцы при условиях: скорость качения 1 м/с, проQ скальзывание 20%, давление в контакте 1000 мПа. В качестве смазочного материала использовалось масло МС-20, Алмазной иглой наносилась царапина высотой навала более 2,5 мкм. Че5 рез контакт пропускался ток силой 5 мАо
Остаточная высота навала царапины измерялась с помощью оптического ми- 0 кроскопа и составляла 1,45 мкм.
Значение толщины смазочного слоя, полученное методом падения электрического напряжения в режиме нормального тлеющего разряда, составило 5 5,3 мкм.
Формула изобретения
Способ измерения толщины смазочно- 0 го слоя, заключающийся в том, что пару трения, содержащую смазочный слой, включают в электрическую цепь, испытьшают при заданных условиях и измеряют характеристику контакта, по которой судят о толщине смазочного слоя, отличающийся тем, что, с целью повьщ1ения точности, на поверхности одного из контртел наносят царапину, испытание проводят Q до момента разрьша электрической цепи, а в качестве характеристики контакта измеряют остаточную высоту навала царапины
5
1388766 Р
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2017 |
|
RU2646811C1 |
Способ оценки толщины масляной пленки | 1986 |
|
SU1355909A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭНЕРГИИ АКТИВАЦИИ РАЗРУШЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ, ДЕФОРМИРОВАННОГО ТРЕНИЕМ | 1997 |
|
RU2166745C2 |
Способ измерения динамических характеристик зубчатых передач | 1981 |
|
SU970173A1 |
Способ оценки смазывающих свойств масел | 1990 |
|
SU1718031A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭНЕРГИИ АКТИВАЦИИ ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКОЙ ДЕСТРУКЦИИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ТРЕНИИ | 1997 |
|
RU2119165C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЯ ЗАДИРОСТОЙКОСТИ МАСЕЛ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2012 |
|
RU2487350C1 |
Способ оценки смазывающих свойств смазочных материалов для пары трения | 1988 |
|
SU1536263A1 |
Способ оценки смазочной способности смазок | 1982 |
|
SU1037147A1 |
Устройство для испытания технологических смазочных материалов при обработке металлов давлением | 1985 |
|
SU1337170A1 |
Изобретение относится к области тзриботехнических испытаний деталей машин о Целью изобретения является повьшение точности за счет использования характеристики контакта, непосредственно связанной с толщиной смазочного слоя. На образце исследуемой пары трения со смазкой наносят глубиной Н с высотой Н.. навала. ПаИ ру трения включают в электрическую цепь и испытывают при заданных условиях В процессе контактного взаимодействия высота навала царапины уменьшается до величины Н (, - толщины смазочного слоя, в результате чего цепь разрьшаетсяо После этого испытания прекращают и измеряют остаточную высоту навала царапины, равную имевшей место толщине смазочного слоя, I ил. (О
т
Мс
Ч . ./Д ....,...,,,........,...,., л
.
Мс
....,...,,,........,...,., л
Ни
н
Рейко МоВс Смазка зубчатых пе- редачо Киев: Техника, 1970, с„184- 189 о |
Авторы
Даты
1988-04-15—Публикация
1986-06-05—Подача