Фара для транспортных средств Советский патент 1988 года по МПК B60Q1/06 

Описание патента на изобретение SU1390087A1

(89) CS 229071 (48) 27.12.83

(21)7772687/28-12

(22)27.10.82

(31)PV 7881-81

(32)28.10.81

(33)CS

(46) 23.04.88. Бнш. № 15

(71)АУТОПАЛ (OS)

(72)Цейнек Милан (CS) (33)628.94:621.326(088.8)

(54) ФАРА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к светотехнике,, а именно к фарам для транспортных средств, и позволяет увеличить досягаемость фары и снизить ослепление водителей встречного транспорта за счет формирования светотеневой араницы Z-образной формы. Фара

содержит параболический рефлектор, источник света, экранированный щитком, и рефрактор. Рефрактор фары на стороне более отдаленной обочины проезжей части дороги оснащен концентрирующей зоной в виде кругового сектора, которая образована из вертикально ориентированных ленточных призм, основание которых находится на стороне более близкого ободка фары и которые имеют в продольном сечении форму мениска, причем вертикальные и горизонтальные углы преломления в каждой точке концентрирующей зоны установлены в зависимости от фокусного расстояния рефлектора и по направлениям светового источника и расстояния его аксиального расположения в рефлекторе. 2 з.п. ф-лы.,5 ил.

с

Похожие патенты SU1390087A1

название год авторы номер документа
Фара для автомобилей 1989
  • Цейнек Милан
SU1819789A1
Фара ближнего света 1987
  • Норберт Брюн
SU1542425A3
Модуль фары ближнего света 2020
  • Таранов Александр Геннадьевич
RU2749622C1
НЕОСЛЕПЛЯЮЩАЯ ФАРА БЛИЖНЕГО СВЕТА 1991
  • Тимошенко Василий Васильевич
RU2023939C1
Фара для автомобилей 1988
  • Цейнек Милан
SU1835476A1
ФАРА БЛИЖНЕГО СВЕТА ТРАНСПОРТНОГО УСТРОЙСТВА 1994
  • Довгоброд Георгий Моисеевич
  • Латова Валентина Борисовна
  • Михайлова Нина Николаевна
RU2105924C1
МОДУЛЬ ФАРЫ 2020
  • Таранов Александр Геннадьевич
  • Половинкин Евгений Геннадьевич
RU2747348C1
Фара ближнего света 1987
  • Новаковский Л.Г.
  • Декаленков А.С.
  • Степанов В.Н.
  • Карпушкин Н.А.
  • Зинин В.Ф.
  • Евстигнеев Ю.Я.
  • Рыженков А.М.
SU1520962A1
ФАРА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1993
  • Милан Цейнек
RU2115060C1
Фара транспортного средства 1986
  • Декаленков Александр Сергеевич
  • Новаковский Леонид Григорьевич
  • Степанов Виталий Николаевич
  • Карпушкин Николай Александрович
  • Полозов Вячеслав Константинович
  • Рыженков Алексей Михайлович
SU1416795A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 390 087 A1

Реферат патента 1988 года Фара для транспортных средств

Формула изобретения SU 1 390 087 A1

со со

00

11

Изобретение относится к светотехнике, в частности к конструкции фары для транспортных средств.

Известные фары европейского типа создают светотеневую границу изображением контраста-яркости темной грани щитка на ярком фоне светящейся площади спирали источника света фазы. По форме этого щитка световой пучок является симметричным, а граница - горизонтальной, или щитот снабжен асимметричным срезом под углом 15 . В результате обеспечивается

асимметричная светотеневая граница (Скобелев В,М. Световые приборы автомобилей и тракторов. М.: Энергоатом- издат, 1981, с. 28). Однако описанная система асимметричного ближнего света не исключает ослепление водителей встречного транспорта при езде на поворотах.

Конструкция фары согласно предлагаемому изобретению позволяет устранить указанные недостатки за счет перераспределения светового пучка фары так, что светотеневая граница имеет Z-образную форму.

На фиг. 1 изображена конструкция фары; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - концентрирующая зона рефрактора с наложенным сечением в горизонтальной плоскости; на фиг. 4 - то же, сечение в вертикальной плоскости; на фиг. 5 - перспективная проекция проезжей части дороги с изображением Z-образной светотеневой границы.

Фара содержит вогнутый параболический рефлектор 1 с фокусным расстоянием f, рефрактор 2, источник 3 света цилиндрической формы длиной q и диаметром d.

Источник света размещен в рефлек15

20

25

30

35

40

.

V Vi -16Uf+q)f2R

(4f2+RO cosv, - e,

-48Qf-bq)f R

(4f )2COS 4., J07

V (/2; 2 f-d ,

V, 4f2+R2

- e

( V.

4f2+R2

- 397

ID С 16flf f RcosV3-2fd() sinv,, - (4f2+R)2

ffZRcos4 3-6f d(4f +ROsinv „

(4f2+R2)2

г 48й

где 9 - угол вертикального перемещения левой и правой частей границы раздела света и тьмы

0е (0), arctg(0,025) , причем основание этого вертикального угла Преломления L/ для сечения v V, на стороне у нижнего ободка фары и для сечения у у, li/2 и v V., на стороне +у верхнего ободка фары для sing M v, 1 и singif -+1 и на стороне -у нижнего ободка фары для

торе 1 перед его фокусом F на расстоя-дс v, и sing . и в горинии Uf и экранирован снизу щитком 4. Фара для наглядности расположена в прямоугольной координатной системе X, у, Z так, что вершина параболоида рефлектора 1 совпадает с началом координатной системы и оптической оси фары с осью х. Рефлектор со стороны более отдаленной обочины проезжей части дороги снабжен концентри- рующей зоной 5 приблизительно в виде кругового сектора, концентричного с центром рефрактора 2 и ограниченного углами ц и ( отнесенными .к вертикали у фары:

50

55

зонтальном сечении призматический профиль с основанием на стороне -z ближнего ободка фары, угол преломления которой if зависит от полярных координат V, R задается в сечении Ч,, , ,(-tg(v,) (t/v, +2Е) ;

V V-i 7/2; 4f(8Jf fR-d(4f -R)

(4f2+R2) 2 .

-32 df fz R

(4f2 4- R2

v,e .

Ч,Р- 95°.

85% 120%

Концентрирующая зона 5 состоит из вертикально ориентированных ленточных призм, у которых в вертикальном сечении профиль мениска такой, что его угол преломления i находится в зависимости от угла v arctg(z/y) и полярного радиуса R. В сечении

.

V Vi -16Uf+q)f2R

(4f2+RO cosv, - e,

-48Qf-bq)f R

(4f )2COS 4., J07

V (/2; 2 f-d ,

V, 4f2+R2

- e

4f2+R2

- 397

( V.

ID С 16flf f RcosV3-2fd() sinv,, . - (4f2+R)2 ®

ffZRcos4 3-6f d(4f +ROsinv „

(4f2+R2)2 .

г 48й

где 9 - угол вертикального перемещения левой и правой частей границы раздела света и тьмы

0е (0), arctg(0,025) , причем основание этого вертикального угла Преломления L/ для сечения v V, на стороне у нижнего ободка фары и для сечения у у, li/2 и v V., на стороне +у верхнего ободка фары для sing M v, 1 и singif -+1 и на стороне -у нижнего ободка фары для

v, и sing . и в гори

зонтальном сечении призматический профиль с основанием на стороне -z ближнего ободка фары, угол преломления которой if зависит от полярных координат V, R задается в сечении Ч,, , ,(-tg(v,) (t/v, +2Е) ;

V V-i 7/2; 4f(8Jf fR-d(4f -R)

(4f2+R2) 2 .

-32 df fz R

(4f2 4- R2

и в сечении tf v

с с- ; f( fR-d (4f -R) .„Fn/ (4f2+R2)2 SlnV,-20, .

5

32flf f2 R . ()2 sin УЗ ,

где - регулировочный вертикальный угол Q

ee arctg(0,005) , arctg(0,025) .

Формирование таким образом диоптрических элементов концентрирующей зоны 5 рефрактора 2 направляет элементарное изображение светового источника 3 рефлектором 1 так, что достигается требуемое формование границы раздела света и тьмы z-образного вида.

На фиг. 5 в плоскости, перпендикулярной оптической оси х, изображены перспективные проекции левой L, средней С и правой R линий проезжей части дороги. Положение глаз водителей, едущих в противоположном направлении, изображено здесь линией у и горизонталь фары х, z по отношению к плос1$ости дороги наклона на угол Е., причем граница раздела света и тьмы ближней обочины проезжей части дороги по отношению к этой горизонтали X, Z поднята на угол .Q. Област ослепления III снизу ограничена также z-образной формой (изображено штриховкой), причем обе горизонталь

ные линии соединены прямой под углом 45

Указанная граница раздела света и тьмы позволяет также увеличить гео- метрическу$о досягаемость фары по сравнению с границей раздела существующих фар, указанную на фиг. 5 штриховой линией.

Формула изобретения

1. Фара для транспортных средств, содержащая рефлектор, рефрактор и источник света, помещенный перед фокусом рефлектора со стороны рефрактора и экранированный снизу щитком, отличающаяся тем, что, рефрактор на стороне отдаленной обочины проезжей части дороги снабжен концентрирующей зоной, ограниченной углами Vi Vj и состоящей из вертикально ориентированных ленточных

призм, имеющих в вертикальном сечени менисковый профиль, а в горизонтальном сечении - призматический профиль с основанием на стороне ближнего ободка фары, причем величины углов V, и УЗ отнесенные к вертикальной оси фары, составляют

Ч , , V,,, 120°,

угол преломления менискового профиля ленточных призм в сечении if у,

--16(af+q) f2R

V () cosvre;

-48() (4f2-t-R2)2 cosv, -ЬИ ,

V V II/2;

V fAp-«.|pTF- i

(v

„ 16 fPRcos4 3-2fd(4f +R ) д V (4f2+R2)2.

484f f2 Rcos V-h -6f d () -sinVj

C4f2+RZ)2

+зе ,

где f - Фокусное расстояние рефлектора;

й - расстояние между источником света и фокусом рефлектора; q - длина компенсирующего цилиндрического корпуса источника света;

d - диаметр компенсирукнцего корпуса источника света; 6 - угол вертикального перемещения левой и правой частей границы света и тьмы, причем основание вертикального угла преломления ( для сечения ц V, на стороне нижнего ободка фары и для сечения у Vj и V Уз на стороне верхнего ободка фары для вида ц) -1 и вида sign If у, +1, на стороне нижнего ободка фары для вида + и вида signi y -1, а угол преломления призматического профиля в сечении ц; Ц,

(-tgv,) (i/v,+2E),

51390087

где е arctg (0,005) ; arctg. (Oj025),

и

6

V 2 M/2 4f (8df-f R-d(4fz-Rz)

(4fi+R2)2

(4f2+R2)2

V Vs;

3.Фара поп.2,отличаю- щ а я с я тем, что угол 0 вертикального перемещения горизонтальных

If е

г

4f (8df fR- d(4f -R ) g.j,, 2fl,линий границы свеТа и тьмы светово() го пучка составляет

324f-f2R ()2 9inV5

,

ФМ9.1

2.Фара no п.1, отличающая с я тем, что углы преломления вертикального и горизонтального профилей ленточных призм концентрирующей зоны рефрактора между референтными сечениями V Ц Ц V изменяются непрерывно или дискретно,3.Фара поп.2,отличаю- щ а я с я тем, что угол 0 вертикального перемещения горизонтальных

линий границы свеТа и тьмы световоее 0, arctg (0,025) .

Buff А

иг.2

ч

v

X

/

/

.

Шаг. 5

SU 1 390 087 A1

Авторы

Цейнек Милан

Даты

1988-04-23Публикация

1982-10-27Подача