(89) CS 229071 (48) 27.12.83
(21)7772687/28-12
(22)27.10.82
(31)PV 7881-81
(32)28.10.81
(33)CS
(46) 23.04.88. Бнш. № 15
(71)АУТОПАЛ (OS)
(72)Цейнек Милан (CS) (33)628.94:621.326(088.8)
(54) ФАРА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к светотехнике,, а именно к фарам для транспортных средств, и позволяет увеличить досягаемость фары и снизить ослепление водителей встречного транспорта за счет формирования светотеневой араницы Z-образной формы. Фара
содержит параболический рефлектор, источник света, экранированный щитком, и рефрактор. Рефрактор фары на стороне более отдаленной обочины проезжей части дороги оснащен концентрирующей зоной в виде кругового сектора, которая образована из вертикально ориентированных ленточных призм, основание которых находится на стороне более близкого ободка фары и которые имеют в продольном сечении форму мениска, причем вертикальные и горизонтальные углы преломления в каждой точке концентрирующей зоны установлены в зависимости от фокусного расстояния рефлектора и по направлениям светового источника и расстояния его аксиального расположения в рефлекторе. 2 з.п. ф-лы.,5 ил.
с
(Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фара для автомобилей | 1989 |
|
SU1819789A1 |
Фара ближнего света | 1987 |
|
SU1542425A3 |
Модуль фары ближнего света | 2020 |
|
RU2749622C1 |
НЕОСЛЕПЛЯЮЩАЯ ФАРА БЛИЖНЕГО СВЕТА | 1991 |
|
RU2023939C1 |
Фара для автомобилей | 1988 |
|
SU1835476A1 |
ФАРА БЛИЖНЕГО СВЕТА ТРАНСПОРТНОГО УСТРОЙСТВА | 1994 |
|
RU2105924C1 |
МОДУЛЬ ФАРЫ | 2020 |
|
RU2747348C1 |
Фара ближнего света | 1987 |
|
SU1520962A1 |
ФАРА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1993 |
|
RU2115060C1 |
Фара транспортного средства | 1986 |
|
SU1416795A1 |
со со
00
11
Изобретение относится к светотехнике, в частности к конструкции фары для транспортных средств.
Известные фары европейского типа создают светотеневую границу изображением контраста-яркости темной грани щитка на ярком фоне светящейся площади спирали источника света фазы. По форме этого щитка световой пучок является симметричным, а граница - горизонтальной, или щитот снабжен асимметричным срезом под углом 15 . В результате обеспечивается
асимметричная светотеневая граница (Скобелев В,М. Световые приборы автомобилей и тракторов. М.: Энергоатом- издат, 1981, с. 28). Однако описанная система асимметричного ближнего света не исключает ослепление водителей встречного транспорта при езде на поворотах.
Конструкция фары согласно предлагаемому изобретению позволяет устранить указанные недостатки за счет перераспределения светового пучка фары так, что светотеневая граница имеет Z-образную форму.
На фиг. 1 изображена конструкция фары; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - концентрирующая зона рефрактора с наложенным сечением в горизонтальной плоскости; на фиг. 4 - то же, сечение в вертикальной плоскости; на фиг. 5 - перспективная проекция проезжей части дороги с изображением Z-образной светотеневой границы.
Фара содержит вогнутый параболический рефлектор 1 с фокусным расстоянием f, рефрактор 2, источник 3 света цилиндрической формы длиной q и диаметром d.
Источник света размещен в рефлек15
20
25
30
35
40
.
V Vi -16Uf+q)f2R
(4f2+RO cosv, - e,
-48Qf-bq)f R
(4f )2COS 4., J07
V (/2; 2 f-d ,
V, 4f2+R2
- e
( V.
4f2+R2
- 397
ID С 16flf f RcosV3-2fd() sinv,, - (4f2+R)2
ffZRcos4 3-6f d(4f +ROsinv „
(4f2+R2)2
г 48й
где 9 - угол вертикального перемещения левой и правой частей границы раздела света и тьмы
0е (0), arctg(0,025) , причем основание этого вертикального угла Преломления L/ для сечения v V, на стороне у нижнего ободка фары и для сечения у у, li/2 и v V., на стороне +у верхнего ободка фары для sing M v, 1 и singif -+1 и на стороне -у нижнего ободка фары для
торе 1 перед его фокусом F на расстоя-дс v, и sing . и в горинии Uf и экранирован снизу щитком 4. Фара для наглядности расположена в прямоугольной координатной системе X, у, Z так, что вершина параболоида рефлектора 1 совпадает с началом координатной системы и оптической оси фары с осью х. Рефлектор со стороны более отдаленной обочины проезжей части дороги снабжен концентри- рующей зоной 5 приблизительно в виде кругового сектора, концентричного с центром рефрактора 2 и ограниченного углами ц и ( отнесенными .к вертикали у фары:
50
55
зонтальном сечении призматический профиль с основанием на стороне -z ближнего ободка фары, угол преломления которой if зависит от полярных координат V, R задается в сечении Ч,, , ,(-tg(v,) (t/v, +2Е) ;
V V-i 7/2; 4f(8Jf fR-d(4f -R)
(4f2+R2) 2 .
-32 df fz R
(4f2 4- R2
v,e .
Ч,Р- 95°.
85% 120%
Концентрирующая зона 5 состоит из вертикально ориентированных ленточных призм, у которых в вертикальном сечении профиль мениска такой, что его угол преломления i находится в зависимости от угла v arctg(z/y) и полярного радиуса R. В сечении
.
V Vi -16Uf+q)f2R
(4f2+RO cosv, - e,
-48Qf-bq)f R
(4f )2COS 4., J07
V (/2; 2 f-d ,
V, 4f2+R2
- e
4f2+R2
- 397
( V.
ID С 16flf f RcosV3-2fd() sinv,, . - (4f2+R)2 ®
ffZRcos4 3-6f d(4f +ROsinv „
(4f2+R2)2 .
г 48й
где 9 - угол вертикального перемещения левой и правой частей границы раздела света и тьмы
0е (0), arctg(0,025) , причем основание этого вертикального угла Преломления L/ для сечения v V, на стороне у нижнего ободка фары и для сечения у у, li/2 и v V., на стороне +у верхнего ободка фары для sing M v, 1 и singif -+1 и на стороне -у нижнего ободка фары для
v, и sing . и в гори
зонтальном сечении призматический профиль с основанием на стороне -z ближнего ободка фары, угол преломления которой if зависит от полярных координат V, R задается в сечении Ч,, , ,(-tg(v,) (t/v, +2Е) ;
V V-i 7/2; 4f(8Jf fR-d(4f -R)
(4f2+R2) 2 .
-32 df fz R
(4f2 4- R2
и в сечении tf v
с с- ; f( fR-d (4f -R) .„Fn/ (4f2+R2)2 SlnV,-20, .
5
32flf f2 R . ()2 sin УЗ ,
где - регулировочный вертикальный угол Q
ee arctg(0,005) , arctg(0,025) .
Формирование таким образом диоптрических элементов концентрирующей зоны 5 рефрактора 2 направляет элементарное изображение светового источника 3 рефлектором 1 так, что достигается требуемое формование границы раздела света и тьмы z-образного вида.
На фиг. 5 в плоскости, перпендикулярной оптической оси х, изображены перспективные проекции левой L, средней С и правой R линий проезжей части дороги. Положение глаз водителей, едущих в противоположном направлении, изображено здесь линией у и горизонталь фары х, z по отношению к плос1$ости дороги наклона на угол Е., причем граница раздела света и тьмы ближней обочины проезжей части дороги по отношению к этой горизонтали X, Z поднята на угол .Q. Област ослепления III снизу ограничена также z-образной формой (изображено штриховкой), причем обе горизонталь
ные линии соединены прямой под углом 45
Указанная граница раздела света и тьмы позволяет также увеличить гео- метрическу$о досягаемость фары по сравнению с границей раздела существующих фар, указанную на фиг. 5 штриховой линией.
Формула изобретения
призм, имеющих в вертикальном сечени менисковый профиль, а в горизонтальном сечении - призматический профиль с основанием на стороне ближнего ободка фары, причем величины углов V, и УЗ отнесенные к вертикальной оси фары, составляют
Ч , , V,,, 120°,
угол преломления менискового профиля ленточных призм в сечении if у,
--16(af+q) f2R
V () cosvre;
-48() (4f2-t-R2)2 cosv, -ЬИ ,
V V II/2;
V fAp-«.|pTF- i
(v
„ 16 fPRcos4 3-2fd(4f +R ) д V (4f2+R2)2.
484f f2 Rcos V-h -6f d () -sinVj
C4f2+RZ)2
+зе ,
где f - Фокусное расстояние рефлектора;
й - расстояние между источником света и фокусом рефлектора; q - длина компенсирующего цилиндрического корпуса источника света;
d - диаметр компенсирукнцего корпуса источника света; 6 - угол вертикального перемещения левой и правой частей границы света и тьмы, причем основание вертикального угла преломления ( для сечения ц V, на стороне нижнего ободка фары и для сечения у Vj и V Уз на стороне верхнего ободка фары для вида ц) -1 и вида sign If у, +1, на стороне нижнего ободка фары для вида + и вида signi y -1, а угол преломления призматического профиля в сечении ц; Ц,
(-tgv,) (i/v,+2E),
51390087
где е arctg (0,005) ; arctg. (Oj025),
и
6
V 2 M/2 4f (8df-f R-d(4fz-Rz)
(4fi+R2)2
(4f2+R2)2
V Vs;
If е
г
4f (8df fR- d(4f -R ) g.j,, 2fl,линий границы свеТа и тьмы светово() го пучка составляет
324f-f2R ()2 9inV5
,
ФМ9.1
линий границы свеТа и тьмы световоее 0, arctg (0,025) .
Buff А
иг.2
ч
v
X
/
/
.
Шаг. 5
Авторы
Даты
1988-04-23—Публикация
1982-10-27—Подача