Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателе-: строению, а именно к регуляторам температуры охдащтающей жидкости двигателя внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение качества регулирования путем повьт1вния точности поддержания заданной темпе- ратуры.
На чертеже изображена функциональная схема пред.пагаемого регулятора.
Регулятор температуры охлаждаюш;ей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлаждения (в первый контур включены полости охлаждения двигателя и радиатор, а во второй - охладитель масла и охладитель наддувочного воздуха, (не показаны) , содержит датчик 1 темпера- туры охлаждающей жидкости, установ- ленньш в первом контуре циркуляции и подключенньй через элемент 2 с зоной нечувствительности к системе 3 управления приводом 4 вентилятора, урт- ройство 5 памяти с двумя входами и одним выходом, подключенное-первым входом к элементу 2с зоной нечувствительности, вторым - к таймеру 6, а выходом - к элементу 7 сравнения, подключенному к таймеру 6 и элементу 2 с зоной нечувствительности, интегратор 8, подключенный выходом к регулятору 9 тягового генератора, а входом - к выходу элемента 7 сравнения, дополнительные датчик 10 температуры охлаждающей жидкости, элемент 11с зоной нечувствительности, устройство 12 памяти и элемент 13 сравнения, блок 14 выделения максимального сиг- нала и элемент ИЛИ 15. Дополнительный датчик 10 температуры охлаждаю- ,щей жидкости ук:танов.лен во втором контуре циркуляции и подключен через дополнительньй элемент 11 с зоной нечувствительности к дополнительному устройству 12 памяти, а система 3 управления приводом 4 вентилятора дополнительно подключена к дополнительному элементу 11 с зоной нечувстви- тельности. Дополнительный элемент 13 сравнения снабжен тремя входами и одним виходом и подключен первым входом к дополнительному элементу 11 с зоной нечувствительности, вторым - к таймеру 6, третьим - к дополнительному устройству памяти, а выходом - к интегратору 8, Элемент ИЛИ 15 снабжен двумя входами: и одним выходом
и подсоединен первым входом к элементу 2 с зоной нечувствительности, вторым - к дополнительному элементу И с зоной нечувствительности, а выходом - к таймеру 6, причем оба элемента 7 и 13 сравнения подключены к интегратору 8 через блок 14 вьщеления максимального сигнала.
Регулятор работает следующим образом.
Фактическая температура охлаждающей жидкости в обоих контурах циркуляции определяется датчиками 1 и 10 температуры охлаждающей жидкости, воздействующими на элементы соответственно 2 и 11 с зоной нечувствительности. Если температура охлаждающей жидкости в контурах циркуляции ниже включения элементов 2 и 11, на их вьпсоде сигнал отсутствует, и привод 4 вентилятора шахты холодильника выключен. При достижении температуры жидкости в. одном из контуров или в обоих одновременно предела срабатывания элементов 2 и 11 включается привод 4 вентилятора посредством системы 3 управления. Одновременно с этим, элемент ШШ 15 включает таймер 6, вырабатывакщий командные импульсы на сравнение при помощи элементов 7 и 13 сравнения и запоминание текущих координат состояния температуры охлаждающей жидкости в контурах охлаждения посредством устройств 5 и 12 памяти. Таймер 6 должен вырабатывать импульсы, позволяющие разделить во времени процессы записи в память и сравнения сигналов.
Пусть импульс положительной полярности является разрешаюпщм для выполнения сравнения сигналов устройств 5 и 12 памяти и сигналов о мгновенном значении температуры датчиков 1 и 10. При возрастании температуры разность между ними положительна, а при уменьшении - отрицательна. Эти сигналы поступают в блок 14 вьщеления максимального сигнала, который производит селекцию входных сигналов и пропускает сигнал с наибольшим потенциалом, что определяет темп уменьшения мощности тлгопого генератора через интегратор 8 и регулятор 9 тягового генератора. Мощность тягового генератора уменьшается, уменьшается тепловая нагрузка дпигателя. В результате этого уменьшается температура охлаждаю- цей жидкости. После сравнения таймер
139
6 вырабатывает сигнал отрицательной полярности, разрешающий запись нового значения температур в устройства 5 и 12 памяти. Процесс работы повторяет- ся через интервал времени, на который настроен таймер 6,
Если в результате следующего сравнения разность положительна, система регулирования еще снижает уровень , мощности тягового генератора, а если отрицательна - это свидетельствует об уменьшении температуры в контурах охлаждения, тогда сигнал интегратора 8 уменьшается, восстанавливая тем самым мощность тягового генератора.
Таким образом, наряду с работой привода 4 вентилятора производится дополнительное регулирование температуры охлаждаклцей жидкости вблизи предела настройки элементов 2 и 11 с зоной нечувствительности, что способствует повышению точности поддержания заданной температуры.
Формула изобретения
Регулятор температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлаждения, содержащий датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в первом контуре циркуляции и подключенный через элемент с зоной нечувствительности к системе управления приводом вентилятора, устройство памяти с двумя входами и одним выходом, подключенное первым входом к элементу с зоной нечувствительности, вторым - к таймеру, а выходом - к элементу срав
0 5
0
5
0
5
15
нения, подключенному к таймеру и элементу с зоной нечувствительности, н интегратор, подключенный выходом к регулятору мощности тягового генера- тора, а входом - к выходу элемента сравнения, о т л. и- ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности поддержания заданной температуры, он снабжен блоком выделения максимального сигнала, элементом lUHi и допол- нительньп п датчиками температуры ох- -лаждающей жидкости, элементом с зоной нечувствительности, устройством памяти и элементом сравнения, причем дополнительньй датчик температуры охлаждающей жидкости установлен во втором контуре циркуляции и подключен через дополнительный элемент с зоной нечувствительности к дополнительному устройству памяти, система управления приводом вентилятора дополнительно подключена к дополнительному элементу с зоной нечувствительности, дополнительный элемент сравнения снабжен тремя входами и одним выходом и подключен первым входом к дополнительному элементу с зоной нечувствительности, вторым-- к таймеру, третьим - к дополнительному устройству памяти, а выходом - к интегратору, элемент ИЛИ снабжен двумя входами и одним выходом и подсоединен первым входом к элементу с зоной нечувствительности, вторым - к дополнительному элементу с зоной нечувствительности, а выходом - к таймеру, и оба элемента сравнения подключены к интегратору через блок выделения максимального сигнала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулятор температуры охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания с двухконтурной системой охлаждения | 1987 |
|
SU1498930A1 |
Регулятор температуры охлаждающей жидкости дизеля | 1984 |
|
SU1222867A1 |
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ И ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2001 |
|
RU2186229C1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с наддувом | 1986 |
|
SU1321860A1 |
Способ охлаждения закрытой электрической машины и закрытая электрическая машина | 1987 |
|
SU1508314A1 |
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2064596C1 |
Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания В.В.Лукина | 1982 |
|
SU1024599A1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1390398A1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1495464A1 |
Способ упреждающего управления системой охлаждения силового электропривода энергетической установки | 2020 |
|
RU2740626C1 |
Изобретение позволяет повысить качество регулирования т-ры -охлаждающей жидкости (ОЖ) путем повьшения точности поддержания заданной т-ры„ Дополнительный датчик 10 т-ры ОЖ установлен во втором контуре циркуляции и подключен через дополнительный элемент 11 с зоной нечувствительности к дополнительному устр-ву 12 папамяти. Система 3 управле гая приводом 4 вентилятора дополнительно подключена к элементу 11. Элемент 13 сравнения подключен первым входом к элементу 1 1 , вторым - к таймеру 6,третьим - к устр-ву 12, а выходом - к интегратору 8, Элемент lUBi 15 подсоединен первым входом к элементу 2 с зоной нечувствительности, вторым - к элементу 11, а выходом - к таймеру, Элементы 7 и 12 сравнения подключены к интегратору 8 через блок 14 вьделе- ния максимального сигнала. При достижении т-ры жидкости в одном из контуров или в обоих одновременно предела срабатывания элементов 2, 11 включаются привод вентилятора и таймер, вьфабатьюающий командные импульсы на сравнение и запоминание текущих координат состояния т-ры ОЖ. В зависимости от результатов сравнения система регулирования либо снизит, либо восстановит уровень-мощности тягового генератора. 1 ил. (Л оо со 00 со
Регулятор температуры охлаждающей жидкости дизеля | 1984 |
|
SU1222867A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1988-05-07—Публикация
1986-10-15—Подача