Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при подземной разработке пологих и наклонных угольных пластов.
Цель изобретения - повышение производительности и безопасности добычных работ, обеспечение независимости работы лав при остановке одной из них.
На фиг. 1 представлена схема, реализующая способ, правосторонняя лава опережает левостороннюю лаву; на фиг. 2 - то же, левосторонняя лава опережает остановленную лаву; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2.
Спаренные лавы, оборудованные механизированными комплексами, левосторонняя отстающая 1 и правосторонняя опережаю- щая 2 оконтурены тремя выемочными штреками - общим штреком 3, левым бортовым конвейерным 4 и правым бортовым конвейерным 5 штреками. Механизированные комплексы обеих лав включают механизирован- ные крепи, состоящие из одинаковых по конструкции линейных секций 6, механизированной крепи, одинаковых по конструкции крепей 7 сопряжения левого бортового конвейерного штрека и правого бортового штрека. В качестве крепей сопряжения могут быть использованы серийно выпускаемые крепи Т-бк. Общий штрек на сопряжении с отстающей левосторонней лавой или правосторонней закреплен линейными секциями 8 механизированной крепи, одинаковых по конструкции с линейными секциями механизированной крепи. Общий штрек на сопряжении с опережаюшей правосторонней лавой или левосторонней лавой закреплен крепью 9 сопряжения, имеющей свободные проходы для выхода на участок общего штрека между отстающей и опережающими лавами. В качестве крепи сопряжения может быть использована крепь сопряжения КСУ. Крепь 9 сопряжения общего штрека с одной из опережающих лав имеет выступающие в сторону отстающей лавы завальные консоли 10, выполненные, например, из двутавровых металлических балок, жестко закрепленных к перекрытиям 11 крепи сопряжения. Выемочные штреки, а также общий штрек закреплены, например, ра.мной щтрековой деревянной крепью, состоящей из стоек 12 и верхняков 13. Участок общего штрека между опережающей и отстающей лавами усилен со стороны отстающей лавы одной ниткой вандрутов 14, а со стороны опережающей лавы - двумя нитками вандрутов 15 и 16с постановкой под них переносных гидростоек 17, например, типа 2 ГСК. Дополнительно со стороны опережающей лавы участок общего щтрека усилен ниткой вандрутов 18.
На левом и правом бортовых конвейерных штреках установлены одинаковые по конструкции конвейеры 19, а на обшем штреке имеются рельсовые пути 20. Кроме того, в состав комплексов, которыми отрабатываются спаренные лавы, входят лавные конвейеры, комбайны, насосные станции, электро- и гидрооборудование и др.
Способ отработки заключается в следующем.
Отработку лав 1 и 2 ведут с небольшим опережением одной лавы другой, в пределах 3-5 м, которое определяется, с одной стороны, минимальной длиной участка общего штрека, поддерживаемого между отстающей и опережающей лавами, а с другой - независимой работой обеих лав при остановке одной из них Б сл-учае непродолжительной аварии (до суток) с механизмами или осложнениями горно-геологических условий в одной из лав, сдерживающей ее подвигание. Транспортировку добытого полезного ископаемого из каждой лавы 1 и 2 осуществляют .на конвейер 19 соответствующего бортового конвейерного штрека 4 и 5. Доставку материалов и оборудования в лавы 1 и 2 производят по рельсовым путям 20 общего штрека 3 до крепи 9 сопряжения, далее через свободные проходы в крепи 9 сопряжения в отстающую лаву 1 по участку общего штрека 3 между отстающей 1 и опережающей 2 лавами.
Поддержание сопряжения опережающей лавы 2 с общим штреком 3 производят с помощью крепи 9 сопряжения, завальными
консолями 10 которой осуществляют также временное поддержание верхних элементов штрековой кр епи - верхняков 13 на шаге передвижения крепи 9 сопряжения. Для этого перед передвижкой крепи 9 сопряжения стойки 12 щтрековой крепи впереди крепи сопряжения удаляют, крепь 9 сопряже ПИЯ передвигают на шаг передвижки, подхватывая ею верхняки 13, которые при передвижениях крепи 9 сопряжения сдвигаются на выступающие в сторону отстающей лавы
завальные консоли 10 и удерживаются на них до восстановления штрековой крепи общего штрека, которое осуществляют подстановкой под верхняки 13 стоек щтрековой крепи. Если щирина крепи 9 сопряжения менее ширины общего штрека 3, возможно
сохранение с одной стороны общего штрека 3 стоек 12 штрековой крепи без удаления из- под верхняков 13 и последующей подстановки.
Усиление штрековой крепи общего щтрека 3 на участке от опережающей 2 до отстающей 1 лав производят путем установки под верхняки 13 нескольких нитей вандрутов 14, 15, 16 и 18 с подстановкой под них переносных гидростоек 17. Вначале, следом за передвижением крепи 9 сопряжения и
восстановлением стоек 12 устанавливают две нити вандрутов 15 и 16 со стороны онережающей лавы, а затем одну нить вандрутов 14 со стороны отстающей лавы. По
3
мере увеличения длины поддерживаемого участка общего штрека 3 между отстающей 1 и опережающей 2 лавами, в случае усиления горного давления, производят дополнительное усиление щтрековой крепи постановкой дополнительной нити вандру- тов 18. Возможна установка еще 1-2 нитей вандрутов на этом участке общего щтрека 3 с целью еще больщего усиления щтрековой крепи при дальнейшем росте расстояния между отстающей и опережающей лавами и последующем увеличении нагрузки на штрековую крепь.
Сопряжение отстаюшей лавы 1 с общим штреком 3 поддерживают линейными секциями 8 механизированной крепи, аналогичными по конструкции линейным секциям б лавной механизированной крепи. По мере подвигания отстаюшей лавы 1 из-под нитей вандрутов 14, 15, 16 и 18 убирают переносные гидростойки 17 на шаге ее передвижения и вандруты переносят, вновь устанавливая следом за подвиганием крепи 9 сопряжения, или складируют, в случае уменьшения длины участков общего штрека 3 между отстающей и опережающей лавами. Погащение общего щтрека 3 осуществляют по мере передвижения линейных секций 8 механизированной крепи, находящихся на общем штреке 3, обрушением кровли за ними.
При аварийной остановке отстающей лавы 1 опережающую лаву 2 продолжают подвигать, увеличивая скорость ее подвигания и нагрузку на нее. Такой же порядок работ сохраняется и при остановке опережающей лавы 2 до того, как отстающая лава 1 догонит ее. Наиболее вероятным такой вариант является при длительной (более суток) остановке опережающей лавы. В этом случае возникает необходимость опередить отстающей лавой 1 остановленную опережающую лаву 2. Для этого лаву 1 подвигают до тех пор, пока линейные секции крепи 8 подойдут вплотную к завальным консолям 10 крепи 9 сопряжения. После этого крепь 9 сопряжения отсоединяют от линейных секций 6 механизированной крепи остановленной лавы 2 и подвигают вперед совместно с линейными секциями 8 до тех пор, пока линейные секции 8 не станут в один ряд с линейными секциями 6 механизированной крепи комплекса правосторонней остановленной лавы 2, а крепь 9 сопряжения подвинется вперед нее. После этого линейные секции 8 на общем штреке 3 отсоединяют от механизированной крепи левосторонней лавы 1 и соединяют с механизированной крепью правосторонней лавы 2. Левосторонняя (бывшая отстающая лава 1) продолжает работать и подвигаться до тех пор, пока не станет в один ряд с крепью 9 сопряжения, ранее отсоединенной от механизированной крепи правосторонней лавы 2 и подвинутой вперед нее. При этом механизированную крепь левосторонней лавы 1 со14
1408069
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
единяют с крепью 9 сопряжения и продолжают подвигать совместно с ней, теперь уже левосторонняя лава 1 является опережающей, а правосторонняя лава 2 - отстающей. Пока правосторонняя лава 2 стоит из-за аварии, левосторонняя лава 1 работает по добыче до пуска лавы 2, обеспечивая увеличение нагрузки в ней до уровня, достигающего нагрузку на обе лавы -при их совместной работе. В дальнейшем, при ликвидации аварии и пуске остановленной лавы 2, лавы 1 и 2 работают совместно, причем если лава 1 подвинулась далеко вперед лавы 2 и участок общего штрека 3 между лавами 2 поддерживать трудоемко, то подвига- ние лавы 1 искусственно снижают, а лавы 2 увеличивают, добиваясь уменьшения до оптимального размера длины поддерживаемого участка общего штрека 3. Во время работы спаренных лав возможна остановка любой из лав 1 и 2, тогда добыча с этих лав будет обеспечиваться другой работающей лавой.
Формула изобретения
Способ отработки спаренных лав механизированными комплексами, включающий отработку опережающей и отстающей лав с механизированной крепью сопряжения, транспортировку полезного ископаемого из лав на бортовые конвейерные штреки, поддержание общего штрека на участке от опережающей до отстающей лавы, обрушение кровли и погашение штреков вслед за отработкой лав, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и безопасности добычных работ, обеспечения независимости работы лав при остановке одной из них, за сопряжением опережаюшей лавы с общим штреком под защитой завальных консолей механизированной крепи сопряжения на каждом шаге ее передвижки производят временное поддержание штрековой крепи и ее восстановление, штрековую крепь на участке между опережающей и отстающей лавами дополнительно усиливают, а сопряжение общего штрека с отстающей лавой поддерживают линейными секциями механизированного комплекса указанной лавы, при этом при аварийной остановке отстающей лавы опережающую лаву продолжают отрабатывать, а при аварийной остановке опережающей лавы отстающую лаву отрабатывают с увеличением скорости ее подвигания до подхода линейных секций механизированного комплекса вплотную к завальным консоля.м крепи сопряжения опережающей лавы, после чего крепь сопряжения опережающей лавы отсоединяют от линейных секций механизированного комплекса и подвигают совместно с линейными секциями механизированного комплекса отстающей лавы до установки их в один ряд с линейными секциями механизированного комплекса опережающей лавы, затем линейные секции
механизированного комплекса отстающей лавы на общем штреке отсоединяют от него и соединяют с механизированным комплексом опережающей лавы, а механизированный комплекс отстающей лавы соединяют с крепью сопряжения опережающей лавы, после чего отстающую лаву отрабатывают с опережением.
Изобретение относится к горной промети и м. б. использовано при подземной разработке пологих и наклонных угольных пластов. Цель изобретения - повышение произв- сти и безопасности добычных работ, обеспечение независимости работы лав (Л) при остановке одной из них. Ведут отработку отстаюшей левосторонней Л 1 и опережающей правосторонней Л 2 с механизированной крепью сопряжения (КС). Транспортировку полезного ископаемого из Л 1 и 2 производят на конвейер 19 бортового конвейерного штрека (Ш) 4 или 5. Поддержание сопряжения Л 2 с обшим Ш 3 производят с помощью КС 9. Завальными консолями 10 КС 9 осуществляют временное поддержание верхняков 13 на таге передвижения КС 9. Усиление штрековой крепи Ш 3 на участке от Л 2 до Л 1 производят путем установки под вер.хияки 13 нитей вандрутов 14-16, 18 с подстановкой под них гидростоек 17, Сопряжение Л 1 с Ш 3 поддерживают линейными секциями 8 крепи. Вслед за обработкой Л 1 и 2 производят обрушение кровли и пога1пение Ш 3. При аварийной остановке Л 1 продолжают продвигать Л 2 с увеличением скорости ее продвигания до подхода секций 8 крепи вплотную к консолям 10 КС 9. Затем КС 9 отсоединяют от секций 6 крепи Л 2 и подвигают вперед совместно с секциями 8 до установки их в один ряд с секциями 6. Секции 8 на Ш 3 отсоединяют от крепи Л 1 и соединяют с крепью Л 2. При этом крепь Л 1 соединяют с КС 9, после чего Л 1 отрабатывают с опережением. 3 ил. € (Л 4 О оо о О5 со 1риг.1
13 з /J
12
W
CDUI.
Способ разработки пологих и наклонных тонких угольных пластов | 1977 |
|
SU626204A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Адилов К | |||
Н | |||
Совершенствование те.хно- логии подземной разработки пластовых месторождений.-М.: Недра, 1979, с | |||
Прялка для изготовления крученой нити | 1920 |
|
SU112A1 |
Авторы
Даты
1988-07-07—Публикация
1985-09-02—Подача