о t
00
Изобретение относится к меди1щне, а именно к физиологии.
Цель изобретения - определение целеустремленности у детей дошкольного возраста.
Способ осзпцествляют следующим образом.
Испытуемого помещают возле того конца ленточного транспортера, у ко- торого находится орган, управляющий его движением. На противоположном конце ленты транспортера помещают подкрепление (цель), испытуемому показывают управляющий орган, например педаль, и объясняют как им пользоваться. О том, что продвижение подкрепления будет только во время нажатия на педаль, не объясняют. Устанавливают перед началом испытания одну из возможных скоростей движения транспортера. Дополнительно регистрирзпот у испытуемого частоту сердечных сокращений (чес) и кожногальваничес- кий рефлекс (КГР). Дают указание испытуемому приступить к деятельности и с этого момента регистрируют время продолжительности эксперимента и суммарную продолжительность воздействия испьггуемым на рабочий орган, приводящий к перемещению ленты транспортера. Отношение второго отрезка времени к первому есть коэффициент продуктивности, количественно характеризующий индивидуальную целеустремленность испытуемого.
Испытания повторяют при различных, заранее заданных, скоростях перемещения подкрепления, определяют индивидуальные коэффициенты продукти нести для заданных скоростей.
Величины индивидуальных коэффициентов продуктивности могут колебаться от 1,0 (все время испытания педаль нажата) до 0,0 (отказ от дости- жения цели).
При высоком коэффициенте продуктивности характерны малые изменения частоты сердечных сокращений, мальй разброс значений R-R относительно исходного состояния и незначительные изменения амплитуды КГР. Средний тип продуктивности характеризуется низкими значениями коэффициента продуктивности в начале деятельности при низкой скорости движения подкрепления и высокой к концу, значительным разбросом значений R-R и высокими зна-О
Q
5
5
0
5
чениями амплитуды КГР. Третий тип, характерный для низкой продуктивности с быстро возникаю11(им отказом от продолжения деятельности, имеет значительный разброс значений ЧСС выше исходного (тенденция к брадикардии), амплитуда КГР высока со значительными колебаниями.
Пример 1. Девочка Л., 2г. 6 мес. Весьма активна, реакция на взрослых и экспериментальную ситуацию эмоционально положительная. Быстро поняла прием приближения цели (подкрепления) к себе, В процессе реализации целенаправленной деятельности настойчива и ее достижении при высоком уровне продуктивности на любой скорости. При скорости движения подкрепления 1,0 мм/с за периодом учащения сердечного ритма идет возвращение к исходным значениям, КГР . на всем протяжении достижения цели ниже исходного уровня испытания с достижением цели при скорости ее передвижения 50 мм/с. Реакцию ребенка можно определить как высокоцелеустремленную с коэффициентом продуктивности 0,7-0,8 с экономной формой регуляции вегетативных функций.
П р и м е р 2. Мальчик С.К., 3 г. 9 мес. Активный, контактньй. Ориентировочно-исследовательские реакции первых посещений быстро сменились стремлением сесть за установку.Быстро понял прием приближения подкрепления к себе. При высокой скорости (50 мм/с) движения ленты продуктивность достижения цели, особенно на последних ее участках, была максимальной (коэффициент продуктивности равнялся 1,0). При скорости движения ленты, равной 10 мм/с, продуктивность в среднем не превьш ала 0,34. a первых этапах деятельности перемежалась с отвлечениями. Частота сердечных сокращений при этом увеличилась от 520 мс в исходном состоянии до 480 мс при отказах, КГР имел небольшую амплитуду. При приближении подкрепления, когда оно прошло половину пути и стало реально достижимым, продуктивность возросла, приблизившись к 1,0. ЧСС замедлилась до 560 мс, а амплитуда КГР имела тенденцию к снижению. Поведение этого ребенка можно расценить как периодическое, прямо зависящее от расстояния между подкреплением и испытуемым.
Полного отказа от деятельности не наблюдалось и целеустремленность определялась реально достижимой целью.
Приме 3. Мальчик А.К, 3 г. 4 мес, контактный. Доминируют ориентировочно-исследовательские реакции, после нескольких попыток согласился одеть электроды для записи вегетативных показателей. Потребовалось три показа действия установки, презвд ч8м он установил способ достижения подкрепления путем нажатия на педаль Коэффициент, продуктивности даже на высоких скоростях (50 мм/с) не вьшал 0,54. При скорости 10 мм/с цель не была достигнута, за периодом активности наступил отказ от деятельности. В изменении сердечного ритма вьщелялись три периода: учащение его относительно исходного состояния, урежение и возвращение к исходнсму состоянию. Период стабилизации сердечного ритма совпал по времени со . стабилизацией КГР, который в начале был выше исходного уровня, а в конце
е .
1410948
ниже. Коэффициент продуктивности к этому моменту равнялся 0,0. Поведение можно определить как слабо целеустремленное с неэкономичными формами регуляции эмоций и вегетативных функций.
Использование изобретения позволяет разработать дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей.
10
Формула изобретения
Способ определения целеустремленности путем предъявления испытуемому задач различной степени сложности, отличающийся тем, что, с целью определения целеустремленности у детей дошкольного возраста, предъявляют ребенку задачу на непрерывное приближение объекта при непрерывном воздействии на управлянщий орган, измеряют общее время решения задачи и полезное время, определяют их отношение и при отношении 0,7-1,0 ребенка признают целеустремленным.
Изобретение относится к физиологии. Цель изобретения - определение целеустремленности у детей дошкольного возраста. Испытуемого помещают возле того конца транспортера, где находится педаль, управляющая его движением. Регистрируют время продолжительности эксперимента и суммарную продолжительность воздействия испы- туемьы на педаль. Отношение второго показателя к первому есть коэффици-; ент продуктивности, характеризующий индивидуальную целеустремленность ребенка.
Анастази А | |||
Психологическое тестирование.М., т.2, 1982. |
Авторы
Даты
1988-07-23—Публикация
1985-05-11—Подача