Способ оценки адаптивных возможностей детей к воздействию учебно-образовательной нагрузки Российский патент 2023 года по МПК A61B5/02 

Описание патента на изобретение RU2801608C1

Изобретение относится к медицине, а именно к гигиене детей и подростков, гигиенической диагностике. Изобретение может быть использовано для прогнозирования уровня адаптивной возможности к воздействию учебно-образовательной нагрузки у детей школьного возраста 7-17 лет.

Интенсификация и нерациональная организация учебно-образовательного процесса, перфекционистские высокие требования образовательных стандартов, стресс ограниченного времени и постоянной конкуренции обуславливают формирование учебных перегрузок обучающихся. К дополнительным тригерам учебно-образовательного процесса относятся аналитико-синтетические задания и контроль знаний (тестирование, контрольные работы, олимпиады и т.д.). В настоящее время доказано, что перечисленные характеристики учебно-образовательного процесса относятся к ведущим факторам риска возникновения психологического дискомфорта, снижения эффективности учебно-образовательной деятельности и развития психосоматической заболеваний [1, 2]. Вместе с тем попытки уменьшить учебные нагрузки и их неблагоприятное влияние на здоровье обучающихся посредством совершенствования учебных программ и образовательного процесса ожидаемого эффекта не достигли. Об этом свидетельствует последовательное увеличение распространенности «школьных заболеваний» психосоматического характера: болезней пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем; расстройств питания и нарушений обмена веществ и др. [3, 4, 5, 6, 7].

Обращает внимание тот факт, что в равных условиях обучения нарушения здоровья развиваются не у всех обучающихся. Данное обстоятельство свидетельствует о различных адаптивных возможностях обучающихся к влиянию интеллектуальных нагрузок при аналитико-синтетической переработке информации. Следовательно, необходимо проведение оперативной диагностики адаптивных возможностей обучающихся к аналитико-синтетической нагрузке для выявления детей с замедленной интерпретацией поступающей информации. Это даст возможность корректировать педагогический подход при обучении детей с недостаточными адаптивными возможностями к влиянию интеллектуальных нагрузок.

Отмечено, что индивидуальные различия в умственной деятельности обусловлены специфичностью процессов метаболизма в головном мозге. Получены доказательства воздействия на структуру поведения взаимодействия корковых ассоциативных областей и подкорковых аминергических центров [8, 9, 10, 11]. Описанные процессы сопровождаются формированием устойчивой патологической детерминанты, обуславливающей нарушения механизмов регуляции ведущих систем организма и дезорганизацию целенаправленной деятельности и поведения [12]. Между тем, исследование ЭЭГ-коррелятов запоминания и воспроизведения пространственной информации, краткосрочной и долгосрочной памяти достаточно сложны, трудоемки и требуют соответствующей квалификации.

Другой аспект индивидуальных различий, умственной работоспособности и познавательной деятельности связан с психофизиологическими реакциями [13, 14]. В процессе освоения учебного материала отмечаются изменения вариабельности сердечного ритма, характерные для выраженного эмоционального напряжения и выражающиеся в увеличении частоты сердечных сокращений, снижении общей мощности спектра, изменениях спектральных составляющих [15]. Оптимальная адаптация, минимальное напряжение функциональных систем к воздействию информационных нагрузок, точность выполнения, детерминированы с нормотоническим вариантом вегетативной нервной системы (ВНС) [16]. Высокий уровень напряженности функционального состояния организма выявлен у лиц с преобладанием активности симпатического отдела ВНС, и, следовательно, недостаточной устойчивостью к различным воздействиям. Тем не менее, стандартной реакцией при обработке информации является преобладание симпатических влияний на кардиоритм. Хотя в условиях комфортной скорости выполнения задания напряженность функционального состояния ВНС ниже, чем при дефиците времени. Независимо от комфортности условий выполнения когнитивных заданий универсальная реакция (снижение) наблюдается в отношении стандартного отклонения NN интервалов (SDNN). Оценить адаптивные возможности вегетативной нервной системы (ВНС) на процесс управления сердечного ритма позволяет индекс централизации (ИЦ), отражающий паритет влияний автономного и центрального отдела ВНС [17]. Интересен также аспект влияния продолжительности информационной нагрузки - к концу второй четверти даже работа с комфортной скоростью сопровождается у значительной части школьников умеренным напряжением механизмов регуляции функциональных систем. Данный факт объясняется формированием продуктивной напряженности, при которой преобладает неэмоциональная активация. Обработка информации с максимальной скоростью сопровождается развитием выраженного функционального напряжения деятельности регулирующих систем, наблюдающегося в состоянии психологического стресса [18, 19].

Необходимо отметить, что в условиях интенсивной аналитико-синтетической нагрузки у обучающихся старших классов увеличивается уровень стресса, тревожности, негативных эмоциональных переживаний [20]. Некоторый уровень тревожности является непременным условием для эффективной деятельности - это так называемый индивидуальный уровень «полезной тревоги». Тогда как высокая реактивная тревожность сопровождается снижением внимания, нарушением тонкой координации, снижением успешности выполняемых заданий. Показано, что высокий уровень тревожности ассоциирован с активацией симпатической нервной системы, с нарушениями процессов реполяризации в нервной проводящей системе миокарда и может способствовать формированию патологии [14, 15]. Таким образом, информативными характеристиками, отражающими адаптивные возможности к воздействию информационных нагрузок являются показатели гемодинамики, вариабельности сердечного ритма и уровень ситуативной тревожности.

Определение адаптивных возможностей организма широко представлено в современной базе https://www.freepatent.ru. Лукьянова И.В. с соавторами предложили использовать «Способ оценки адаптационных возможностей регуляторных ресурсов у подростков», основанный на исследовании двух сопряженных функций, отражающих приспособительный эффект сердечно-сосудистой системы с использованием методики подсчета индекса функционального напряжения [21]. Известен также способ оценки адаптационного потенциала системы кровообращения [22]. В основу прогнозирования адаптационного потенциала системы кровообращения заложена математическая модель функционального состояния организма, учитывающая связь между миокардиально-гемодинамическим (частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление(САД, ДАД)) и структурно-метаболическим (рост и масса тела) гомеостазом. Ограничением использования прототипа в скрининговых обследованиях детей и подростков является наличие подверженности каждого из элементов модели влиянию факторов внешней среды. Данные аналоги либо имеют ограничения по возрасту, либо не учитывают показатели, позволяющие выявлять ответные психические реакции при воздействии интеллектуальных нагрузок.

Наиболее близким аналогом заявляемого способа выбран «Способ определения влияния учебного процесса на психофизиологическое состояние учащегося (варианты)» основанный на взаимосвязи между эмоциональными и прочими психофизиологическими реакциями учащихся и индикаторами сердечного ритма под воздействием комплекса факторов, присущих учебному процессу (умственное напряжение, стрессы, психологическое напряжение и т.д.) [23]. Однако указанный способ не учитывает психологическую реакцию детского организма при воздействии интеллектуальной нагрузки.

Целью предлагаемого изобретения является разработка способа, позволяющего определять адаптивные возможности детей при действии учебно-образовательной нагрузки для экспресс-оценки в скрининговых обследованиях детей и обоснования системы мероприятий первичной и вторичной профилактики нарушений сердечнососудистой и вегетативной нервной системы у детей, а также выявления детей с замедленным восприятием учебного материала для совершенствования педагогических технологий. Цель достигается при определении интегрального показателя адаптивных возможностей (АВ), позволяющего прогнозировать реакцию ведущих регуляторных систем организма детей при аналитико-синтетической нагрузке. При расчете АВ учитывают показатели функционального состояния сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы, психологического состояния ребенка при воздействии аналитико-синтетической нагрузки: показатели гемодинамики (САД, ДАД, ЧСС); характеристики вариабельности сердечного ритма (SDNN, ИЦ); реактивную тревожность.

Общим с прототипом является использование для оценки адаптивных возможностей к учебно-образовательной нагрузке совокупности параметров вариабельности сердечного ритма, отражающего функциональное состояние сердечнососудистой и вегетативной нервной систем.

Способ осуществляется следующим образом: у ребенка в утренние часы, не ранее чем через 1,5-2 часа после еды, в тихой комнате при 20-22°С, в состоянии покоя измеряют гемодинамические показатели (систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД), частоту сердечных сокращений (ЧСС). Измерение проводится тонометром по методу Короткова трехкратно с интервалом в 3 мин. Рассчитывают среднее значение САД (мм рт.ст.), ДАД (мм рт.ст.) и ЧСС (уд./мин.). Затем проводят исследование вариабельности сердечного ритма (ВСР) с помощью аппаратно-программного комплекса - в покое, в положении сидя в течении 5 минут. При анализе данных ВСР применяют метод временного анализа - для определения стандартного отклонения NN интервалов (SDNN), метод кардиоинтервалографии - для определения индекса централизации (ИЦ). Далее ребенка обследуют по опроснику «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина» и определяют уровень реактивной тревожности в баллах: низкая тревожность - до 30 баллов; умеренная тревожность - 31-45; высокая тревожность - 46 и более. Затем полученные показатели подставляют в формулу:

АВ = 118,2 - 0,10 × САД - 0,13 × ДАД - 0,606 × ЧСС + 0,105 × РТ + 0,122 × ИЦ,

где АВ - интегральный показатель адаптивных возможностей, у.е.,

САД - систолическое артериальное давление, мм рт.ст.,

ДАД - диастолическое артериальное давление, мм рт.ст.,

ЧСС - частота сердечных сокращений, уд./мин.,

РТ - реактивная тревожность, у.е.,

ИЦ - индекс централизации, у.е.

При значении АВ меньше 58,9 у.е. - делают заключение о низких адаптивных возможностях при воздействии аналитико-синтетической нагрузки и возможном риске развития функциональных нарушений деятельности сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы, при значении АВ в интервале [58,9-63,0 у.е.] -адаптивные возможности оценивают, как оптимальные; при значении АВ от 63,1 у.е. и больше - делают заключение об инертности нервных процессов при достаточных адаптивных возможностях.

Предлагаемый способ разработан по данным обследования 138 детей (56 мальчиков, 82 девочек) в возрасте 12-17 лет, посещавших общеобразовательные учреждения Иркутской области. Критерии включения в когорту: информированное согласие родителей; отсутствие декомпенсированных хронических заболеваний; врожденной патологии. Медицинское обследование проводили в весенний период, дети не имели острых заболеваний в течение 15 дней до и на момент обследования. В осмотре участвовали педиатр, психолог, применялись параклинические и физикальные методы исследования. Обследованные дети случайным образом разделены на «обучающую» (n = 91) и «экзаменуемую» (n = 47) группы.

С помощью автоматического тонометра Omron М2 Basic (OMRON HEALSCEA Co., Ltd, China/Japan) определяли показатели гемодинамики - САД, ДАД и ЧСС. Проводили исследование вариабельности сердечного ритма на приборе «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», г. Иваново») - для определения индекса централизации и величины SDNN. Используя классификацию Н.И. Шлык определяли тип вегетативной реактивности: 1 тип регуляции (ИН>100, VLF>240) - умеренное преобладание центральной регуляции сердечного ритма, снижение активности автономного контура регуляции, умеренное напряжение систем организма; 2 тип регуляции (ИН>100, VLF<240) - выраженное преобладание симпатической регуляции сердечного ритма, резкое увеличение активности центральной регуляции над автономной; 3 тип регуляции и (100>ИН>25, VLF>240) - умеренное преобладание автономной регуляции сердечного ритма, оптимальное состояние регуляторных систем организма; 4 тип регуляции (ИН<25, VLF>500; TP>8000-10000) - выраженное преобладание автономной регуляции сердечного ритма [24]. Параметры вариабельности сердечного ритма регистрировали в фоновом режиме, затем проводили пробу с умственной нагрузкой - «арифметический счет в уме». Ребенок должен был в течение 3 минут сосчитать от 17 до 1003, прибавляя по 17 [25]. Для определения показателя реактивной тревожности детей обследовали по опроснику «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина» и определяли уровень реактивной тревожности.

В «обучающей» группе выделены три подгруппы детей с адаптивными возможностями: дети с 1 и 2 типом BP - среднее значение АВ 57 [95% CI 55,1-58,8] (n = 26 человек); дети с 3 типом BP - 61 [95% CI 58,9-63,0] (n = 43 человека); дети с 4 типом BP - 66,5 [95% CI 64,8-68,2] (n = 22 человека).

Для того, чтобы построить модель с большим числом факторов, определив при этом влияние каждого из них в отдельности, а также совокупное их воздействие на моделируемый показатель (SDNN) применили множественный регрессионный анализ с применением программы STATISTICA, версия 10.0 для MS Windows.

Для оценки специфичности, чувствительности метода и точности прогностических оценок, как положительных, так и отрицательных проведено тестирование предложенного метода на данных по экзаменуемой выборке.

Экзаменуемая выборка составила 47 человека. Все дети прошли анкетирование, психологическое тестирование, исследование показателей гемодинамики и вариабельности сердечного ритма (фоновая проба и проба с умственной нагрузкой). Для подтверждения диагноза, установленного с помощью разработанного способа у детей экзаменуемой выборки проводили дополнительное психофизиологическое исследование свойств центральной нервной системы (ЦНС) с использованием АПК «НС-ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», г. Иваново). По результатам выполнения теста «простая зрительно-моторная реакция» (ПЗМР) оценивали скорость реакции, представляющей производное от реализации физико-химических реакций в рецепторе, передаче возбуждения по проводящей системе, аналитико-синтетической деятельности структур головного мозга и непосредственной реакции мышц. Кроме того, по результатам ПЗМР оценивали скорость обработки информации по показателям текущего функционального состояния ЦНС (функциональный уровень системы, устойчивость реакции, уровень функциональных возможностей) [26].

Моделирование аналитико-синтетической нагрузки у детей сопровождалось усилением активности симпатической нервной системы, по сравнению с данными ВСР в фоновом режиме. В «экзаменуемой» группе при выполнении пробы с умственной нагрузкой у детей с низкими адаптивными возможностями активация симпатического отдела ВНС (М±σ LF/HF=4,8±1,3) была выражена более чем у детей с оптимальными возможностями (2,7±1, р=0,000) и инертностью нервных процессов (1,9±0,8, р=0,000). Удельный вес правильных ответов у детей с низкими АВ (29,6±5,4%) был в 1,4 раза меньше, чем у детей с оптимальными АВ (42,9±9%, p=0,000) и в 1,3 раза больше, чем у детей с инертностью нервных процессов (22,4±6%, р=0,025). Обращает внимание тот факт, что максимальное количество ошибок определено у детей с низкими АВ и наибольшей активацией симпатического отдела ВНС - 6,8±3%. Минимальное количество ошибок выявлено у детей с оптимальными АВ - 4±1,4%. У детей с инертностью нервных процессов удельный вес ошибок был в 1,4 раза меньше (р=0,01), чем у детей с низкими АВ и в 1,2 раза больше, чем у детей с оптимальными АВ.

Оценка результатов «простой зрительно-моторной реакции» показала, что скорость обработки информации в ЦНС была наиболее высокой у детей с низкими АВ - М±σ 214±16,6 мс, соответствовала возрастной норме у детей с оптимальными АВ -222±13,8 мс, в пределах возрастных нормативов у детей с оптимальными АВ и инертностью нервных процессов - 235,2±22,4 мс. Сравнительная оценка критерия устойчивости системы, т.е. стабильности текущего функционального состояния, выявила максимальное значение у лиц с инертностью нервных процессов (р=0,002).

Таким образом, у детей с низкими адаптивными возможностями доминирование симпатического отдела сопровождается высокой скоростью выполнения задания, значительным числом ошибок и недостаточной эффективностью умственной деятельности. Дети с оптимальными АВ выполняют задания аналитико-синтетического характера со скоростью, соответствующей возрастным нормативам, минимальным количеством ошибок и высокой эффективностью выполнения задания. Заслуживают внимания результаты у детей с инертностью нервных процессов, выполнение задания дети данной группы осуществляют с оптимальной скоростью, значительным количеством ошибок и низкой эффективностью выполнения задания.

Для верификации заявленного способа проведено исследование вариабельности сердечного ритма. Установлено, что разработанный способ позволяет правильно прогнозировать низкие адаптивные возможности при воздействии аналитико-синтетической нагрузки в 87,5% случаев, оптимальные адаптивные возможности - в 90,5% случаев, специфичность способа составила 91,5%. Данный способ позволяет улучшить выявляемость детей с низкими адаптивными возможностями к воздействию аналитико-синтетической нагрузки, а также детей с замедленным вариантом анализа и синтеза информации.

Клинические примеры

1. Мальчик 13 лет обучается в 7 классе общеобразовательной организации. Показатели гемодинамики составили: САД - 95 мм рт.ст.; ДАД - 59 мм рт.ст.; ЧСС -72 уд./мин. По тесту Спилбергера-Ханина определен низкий уровень реактивной тревожности: 35 баллов. По результатам вариабельности сердечного ритма определен ИЦ-2,4 у.е.

По формуле вычисляют АВ:

АВ = 118,2 - 0,10 × 95 - 0,13 × 59 - 0,606 × 72+0,105 × 35+0,122 × 2,4 = 61,3

Заключение: Полученное значение показателя адаптивных возможностей находится в интервале значений от 58,9 до 63,0 и свидетельствует об оптимальных адаптивных возможностях.

2. Девочка 17 лет обучается в 11 классе общеобразовательной организации. Показатели гемодинамики составили: САД - 90 мм рт.ст.; ДАД - 59 мм рт.ст.; ЧСС -56 уд./мин. По тесту Спилбергера-Ханина определен высокий уровень реактивной тревожности - 53 балла. По результатам вариабельности сердечного ритма определен ИЦ-1 у.е.

По формуле вычисляют АВ:

АВ = 118,2 - 0,10 × 90 - 0,13 × 59 -0,606 × 56 + 0,105 × 53 + 0,122 × 1 = 73,28

Заключение: Полученное значение показателя адаптивных возможностей превышает пороговый уровень lim = 63,1 и свидетельствует об инертности нервных процессов при достаточных адаптивных возможностях.

3. Девочка 15 лет обучается в 9 классе общеобразовательной организации. Показатели гемодинамики составили: САД - 123 мм рт.ст.; ДАД - 70 мм рт.ст.; ЧСС -88 уд./мин. По тесту Спилбергера-Ханина определен умеренный уровень личностной тревожности - 26 баллов. По результатам вариабельности сердечного ритма определен ИЦ - 4,7 у.е.

По формуле вычисляют АВ:

АВ = 118,2 - 0,10 ×123 - 0,13 × 70 - 0,606 × 88 + 0,105 × 26 + 0,122 × 4,7 = 46,8

Заключение: Полученное значение показателя адаптивных возможностей ниже порогового уровня lim = 58,9 и указывает на низкие адаптивные возможности при воздействии аналитико-синтетической нагрузки и возможный риск развития функциональных нарушений деятельности сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы.

Литература

1. Макарова В.В., Зорина И.Г. Особенности психологического состояния учащихся в условиях неблагоприятного влияния внутришкольных факторов // Здоровье населения и среда обитания. 2019. №11 (320). С. 12-17.

2. Барг А.О., Кобякова О.А., Лебедева-Несевря Н.А. Оценка связи тревожности и заболеваемости у учащихся среднего и старшего возраста // Гигиена и санитария, vol. 99, по. 8, 2020, pp. 829-833.

3. Аршинская Е.Л. Восприятие учебной нагрузки школьниками различных типов образовательных учреждений // Казанский педагогический журнал. 2016. №4 (117). С. 176-182.

4. Рапопорт И.К., Панина О.С., Чубаровский В.В., Соколова С.Б., Данова А.В., Цамерян А.П., Седова А.С. Трехлетняя динамика состояния здоровья учащихся при биместровой организации учебного года // Здоровье населения и среда обитания 2017. №6 (291). С. 29-31.

5. Нестеровский Ю.Е., Заваденко Н.Н., Шипилова Е. М., Суворинова Н. Ю. Школьная дезадаптация в практике педиатра и невролога // Consilium Medicum. 2017. №2-3 (19). С. 28-33.

6. Арсаханова Г.А. Педагогические условия формирования противодействия стрессовых явлений в учебных заведениях // Управление образованием: теория и практика. 2021. №3 (43). С. 69-77.

7. Galanti М.R., Hultin Н., Dalman С, Engström K., Ferrer-Wreder L., Forsell Y., Karlberg M., Lavebratt C, Magnusson C, Sundell K., Zhou J., Almroth M., Raffetti E. School environment and mental health in early adolescence - a longitudinal study in Sweden (KUPOL) // BMC Psychiatry. 2016. Vol. 16, N 16. P. 243.

8. Фарбер Д.А., Семенова Л.К., Алферова В.В. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. 198 с.

9. Депутат И.С., Грибанов А.В., Нехорошкова А.А. Нейробиологические основы интеллекта // Экология человека. 2012. №12. С. 36-45.

10. Бердников Д.В. Нейрофизиологические и психофизиологические исследования организации регуляции целенаправленной деятельности // Журнал фундаментальной медицины и биологии. 2017. №4. С. 12-20.

11. Мачинская Р.И. Управляющие системы мозга // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2015. Т. 65, №1. С. 33-60.

12. Судаков К.В., Умрюхин П.Е. Системные основы эмоционального стресса. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

13. Кайгородова Н.З., Яценко М.В. ЭЭГ-корреляты умственной работоспособности в контексте индивидуально-типологических особенностей студентов // Психология обучения. 2012; 7: 15-22. 80.

14. Riganello F. Heart rate variability: An index of brain processing in vegetative state? An artificial intelligence, data minin gstudy // ClinNeurophysiol. 2010. 121 (12). P. 20-24.

15. Дерягина Л.Е., Шипилева H.B., Гудков А.Б., Пащенко В.П., Булатецкий С.В., Ермакова Н.В. Взаимосвязь уровня тревожности и регуляторного профиля ритма сердца у курсантов в условиях проведения экзамена // Экология человека. 2017. №12. С. 21-25.

16. Жемайтите Д.И., Варонецкас Г.А., Соколов Е.Н. Взаимодействие парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляции сердечного ритма // Физиология человека. 1985. Т. 11, №3. С. 448-455.

17. Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Функциональное состояние школьников при напряженной информационной нагрузке в начальный период адаптации к образовательной среде // Экология человека. 2018. №9. С. 18-26.

18. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2012. 368 с, Мачинская Р.И. Управляющие системы мозга // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2015. Т. 65, №1. С. 33-60.

19. Rimes KA, Lievesley K, Chalder Т. Stress vulnerability in adolescents with chronic fatigue syndrome: experimental study investigating heart rate variability and skin conductance responses // J ChildPsycholPsychiatry. 2017 58(7). P. 851-858.

20. Сетко Н.П., Булычева E.B., Сетко И.А. Формирование стресса и его проявления у учащихся старших классов в условиях действия различного уровня напряженности учебного процесса// Профилактическая медицина. 2019; 22(6-2):61-66.

21. Патент РФ №2344749, кл. А61В 5/00 Лукьянова И.В., Кузмичев Ю.Г., Мухина И.В. «Способ оценки адаптационных процессов регуляторных ресурсов у подростков», 27.01.2009 г.

22. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. М., 1997.

23. Патент РФ №2630600, кл. А61В 5/0452 Иванова Л.Г., Бабченко Ю.В., Иванова Е.Д., Мигачев Д.В., Фрай А.В. «Способ определения влияния учебного процесса на психофизиологическое состояние учащегося (варианты)», 11.09.2017 г.

24. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009, 259 с.

25. Сидоров К.Р. Мощность внимания // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2011. Вып. 2., С. 144-146.

26. Лоскутова Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции // Физиол. журн. СССР им. И.М. Сеченова. 1975. Т. 61, №1. С. 3-12.

Похожие патенты RU2801608C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ 2007
  • Разумов Александр Николаевич
  • Хан Майя Алексеевна
  • Арсланов Солтанбек Нукаевич
  • Мурашко Елена Владиславовна
  • Арсланова Зарема Солтанбековна
RU2336070C1
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОБИОУПРАВЛЕНИЯ ПО β РИТМУ ГОЛОВНОГО МОЗГА 2023
  • Лунина Наталья Владимировна
  • Корягина Юлия Владиславовна
  • Тер-Акопов Гукас Николаевич
  • Нопин Сергей Викторович
RU2806480C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕГУЛЯТОРНЫХ РЕСУРСОВ У ПОДРОСТКОВ 2007
  • Лукьянова Инна Владимировна
  • Кузмичев Юрий Георгиевич
  • Мухина Ирина Васильевна
RU2344749C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЦИРКАДНЫХ РИТМОВ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ 1998
  • Гельцер Б.И.
  • Котельников В.Н.
RU2187957C2
СПОСОБ ПРОГНОЗА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 2010
  • Потупчик Татьяна Витальевна
  • Макарова Марина Владимировна
  • Котловский Юрий Васильевич
  • Аверьянова Ольга Васильевна
RU2452369C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ВЕГЕТАТИВНЫХ ДИСБАЛАНСОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОБРАБОТКИ КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАММ И АНАЛИЗА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА "ВАРИКАРД 2.51", РАБОТАЮЩЕГО ПОД УПРАВЛЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ISCIM 6.1 (BUILD 2.8), C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ 2006
  • Поскотинова Лилия Владимировна
  • Семенов Юрий Николаевич
RU2317771C2
СПОСОБ ДОКЛИНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ АВТОНОМНОЙ КАРДИОВАСКУЛЯРНОЙ НЕЙРОПАТИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2004
  • Дианов О.А.
  • Гнусаев С.Ф.
  • Яковлев Б.Н.
RU2261654C1
СПОСОБ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ АВТОНОМНОЙ КАРДИАЛЬНОЙ НЕЙРОПАТИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2009
  • Иванов Дмитрий Анатольевич
  • Гнусаев Сергей Фёдорович
  • Расторгуева Татьяна Александровна
RU2391905C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА 2009
  • Лунева Ольга Геннадьевна
  • Ботоева Наталья Казбековна
  • Хетагурова Лариса Георгиевна
RU2407563C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ВЕГЕТАТИВНЫХ ДИСФУНКЦИЙ 2002
  • Радаева Т.М.
  • Капля Э.И.
  • Трушина И.А.
  • Куркина С.А.
  • Радаев М.А.
RU2242923C2

Реферат патента 2023 года Способ оценки адаптивных возможностей детей к воздействию учебно-образовательной нагрузки

Изобретение относится к медицине, а именно к гигиене детей и подростков, и может быть использовано для диагностики уровня адаптивной возможности к воздействию учебно-образовательной нагрузки у детей школьного возраста. У ребенка в состоянии покоя измеряют: систолическое и диастолическое артериальное давление, частоту сердечных сокращений. Затем проводят исследование вариабельности сердечного ритма и рассчитывают индекс централизации. Далее ребенка обследуют по опроснику «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина» и определяют уровень реактивной тревожности в баллах. По формуле рассчитывают интегральный показатель адаптивных возможностей (АВ).

При значении АВ меньше 58,9 у. е. делают заключение о низких адаптивных возможностях при воздействии аналитико-синтетической нагрузки и возможном риске развития функциональных нарушений деятельности сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы. При значении АВ в интервале 58,9-63,0 у. е. адаптивные возможности оценивают как оптимальные. При значении АВ от 63,1 у. е. и больше делают заключение об инертности нервных процессов при достаточных адаптивных возможностях. Способ позволяет определить адаптивные возможности детей при действии учебно-образовательной нагрузки, обосновать мероприятия первичной и вторичной профилактики нарушений сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы у детей, а также выявить детей с замедленным восприятием учебного материала за счет оценки комплекса наиболее значимых показателей. 3 пр.

Формула изобретения RU 2 801 608 C1

Способ диагностики адаптивных возможностей при выполнении аналитико-синтетических заданий у детей школьного возраста, включающий определение и оценку показателей вариабельности сердечного ритма, отличающийся тем, что у ребенка по результатам записи вариабельности сердечного ритма рассчитывают индекс централизации в покое, дополнительно измеряют в покое систолическое и диастолическое артериальное давление, частоту сердечных сокращений, уровень реактивной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина, далее вычисляют значение адаптивных возможностей при воздействии аналитико-синтетической нагрузки по формуле:

АВ = 118,2 - 0,10 × САД - 0,13 × ДАД - 0,606 × ЧСС + 0,105 × РТ + 0,122 × ИЦ, где

АВ - интегральный показатель адаптивных возможностей, у. е.,

САД - систолическое артериальное давление, мм рт. ст.,

ДАД - диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.,

ЧСС - частота сердечных сокращений, уд./мин,

РТ - реактивная тревожность, у. е.,

ИЦ - индекс централизации, у. е.;

при значении АВ меньше 58,9 делают заключение о низких адаптивных возможностях при воздействии аналитико-синтетической нагрузки и возможном риске развития функциональных нарушений деятельности сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы, при значении АВ в интервале 58,9-63,0 у. е. адаптивные возможности оценивают как оптимальные; при значении АВ от 63,1 у. е. и больше делают заключение об инертности нервных процессов при достаточных адаптивных возможностях.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2801608C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩЕГОСЯ (ВАРИАНТЫ) 2016
  • Иванова Лилия Георгиевна
  • Бабченко Юрий Викторович
  • Иванова Елена Дмитриевна
  • Мигачев Дмитрий Валерьевич
  • Фрай Александра Владимировна
RU2630600C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2009
  • Чекалова Наталья Генриховна
  • Шапошникова Мария Владимировна
  • Назарова Любовь Владимировна
  • Силкин Юрий Рафаилович
  • Кувшинов Михаил Валерьевич
RU2405421C1
СПОСОБ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ ДИСФУНКЦИИ И ТИПА ДИСФУНКЦИИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2007
  • Иванова Ирина Игоревна
  • Гнусаев Сергей Федорович
RU2338459C1
Двухсторонний складной пневматический спасательный бот 1929
  • Изаков В.П.
SU20471A1
ТКАЧУК Е.А
Оценка напряжённости учебного труда и адаптационного потенциала учащихся общеобразовательных учреждений традиционного и профильного типов
Гигиена и санитария Т
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1
ПРИБОР ДЛЯ ЗАПИСИ ПРОЙДЕННОГО ПУТИ 1923
  • Чернов В.Ф.
SU1129A1
GALANTI М.R
School environment and

RU 2 801 608 C1

Авторы

Ефимова Наталья Васильевна

Мыльникова Инна Владимировна

Даты

2023-08-11Публикация

2022-12-26Подача