Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для узлов трения, которые могут применяться в подшипниковых узлах электродви- гателей бытовых кондиционеров.
Целью изобретения является повьше- ние износостойкости и работоспособности подишпников скольжения при длительной эксплуатации.
Для приготовления смазки целесообразно использовать смесь минеральных масел МС-20 (14,3%) и ИГП-38 (85,7%), графитовый порошок ГС-1 и хлопковую целлюлозу.
При содержании графитового порошка в смазке менее 18 мас.% и целлюлозы 10,5 мас.% сужается область ее применения (средне- и тяжелонагруженные узлы трения) происходит сравнительное уменьшение маслоудерживаемости и мас- лоемкости смазки, а также Износостойкости и. ресурса работы узла трения. При увеличении содержания графита более 19 мас.% и целлюлозы более 11,0 мас,% происходит чрезмерное уве- личение маслоудерживаемости смазки, что вызывает ухудшение маслообмена в узле трения.
В табл. 1 приведен состав смазок для узлов трения (там же дан состав прототипа).
При приготовлении смазки осуществляют распушивание хлопковой целлюлозы на приборе ПЗС, которую затем пропитывают в течение 1 мин смесью указанных масел, нагретой до 50-55°С Затем извлекают пропитанную массу из масляной емкости и дают ей стечь (около 1 ч). Пропитанную целлюлозу загруншют в бункер мешалки и добавля ют по мере перемешивания кашеобразной массы графитовый порошок ГС-1, просеянный через сито с размерами ячеек 40 мкм. Приготовленную смазку перемешивают в течение 1 ч до получения однородной консистенции, после |Чего она готова к применению.
У получаемых смазок определяют маслоудерживаемость.
Маслоудерживаемость смазок, находящихся в специальной полости подшипникового щита рабочего узла трения испытательного стенда, определяют весовым методом до и после испытания путем взвешивания подшипникового щит с исследуемой смазкой на весах ВЛТ-1 кг - 1 с точностью до ( 01 г. Высока маслоудерживаемость смазки обеспечи
,
5
05 .
0
5
0
5
0
вается за счет содержания в ней хлопковой .целлюлозы. Которая придает смазке необходимую консистенцию. Кроме того, распушенная хлопковая целлюлоза в отличие от шерстяных и войлочных фитилей HMeef большую поверхность и поглощающую способность, за счет чего она может додержать большой объем масла. Механизм маслообмена между подшипниковым узлом и смазкой происходит в таком виде: в момент работы фрикционной пары под действием центробежной силы происходит переход маслографито- вой смеси из смазки, находящейся в полости узла трения, на рабочие поверхности трущейся пары, а после прекращения их работы переход маслографитовой смеси в обратном направлении - в объем смазки за счет поглощающего действия целлюлозы. Вследствие этого в узле трения практически не происходит потери масла и смазки, что позволяет использовать смазку в узле трения без замены в течение продолжительного времени.
Смазка содержит в качестве наполнителя графитовый порошок ГС-1, увеличивающий маслоудерживаемость и мас- лоемкость смазки, а также выполняющий роль твердой смазки, которая существенно увеличивает рабочий ресурс подшипникового узла. Наличие графитового порошка ГС-1 в смазке позволяет расширить область его применения на средне- и тяжелонагруженных узлах трения. Критерием качества смазок при их испытании в узле трения испытательной машины СМЦ-2 является показатель коэффициента трения, который определяют по стандартной методике.
Оценивают также показатель приведенного износа пяти испытуемых подшипников для каждого случая. Измерение износа проводят в трех Точках их рабочей поверхности, после каждых 1000 ч работы узла трения, в качестве, величины износа берут среднеарифметические показатели приведенного износа пяти подшипников. Приведенный износ определяют по стандарту.
Приведенный износ подшипников определяют при скорости скольжения вала электродвигателя 2 м/с и давлении на узел трения 200Н. Результаты испытания приведены в табл. 2.
Применение предлагаемой смазки обеспечивает высокую износостойкость и работоспособность подшипников скольжения. Технология приготовления предлагаемой смазки отличается простотой и не требует использования дефицитных и дорогостояпщх материалов.
Формула изобретения
Смазка для узлов трения, содержащая минеральное масло и графит, о т
личающаяся тем, что, с целью повышения износостойкости и работоспособности ПОД1ЛИПНИКОВ скольжения, смазка дополнительно содержит хлопковую целлюлозу при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Графит18-19
Хлопковая целлюлоза 10,5-11,0 Минеральное масло Остальное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2013 |
|
RU2555710C1 |
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРУЩИХСЯ СОЕДИНЕНИЙ | 1997 |
|
RU2149741C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1994 |
|
RU2065483C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩАЯ, ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ | 2017 |
|
RU2647118C1 |
МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ УЗЛОВ ТРЕНИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ | 1997 |
|
RU2122570C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИОРАЗЛАГАЕМОЙ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКИ НА ОСНОВЕ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ | 2019 |
|
RU2716499C1 |
СМАЗКА ЭЛЕКТРОПРОВОДНАЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ | 2019 |
|
RU2713155C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2014 |
|
RU2570403C2 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1996 |
|
RU2103331C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 2014 |
|
RU2575170C1 |
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для узлов трения, которые могут применяться в подшипниковых узлах электродвигателей бытовых кондиционеров. Цель - повышение износостойкости и работоспособности подшипников скольжения при длительной эксплуатации. Смазка содержит, мас.%: графит 18-19, хлопковая целлюлоза 10,5-11,0, минеральное масло - остальное. Смазка позволяет снизить приведенный износ подшипников с 0,0055-0,01 до 0,0041- 0,0043 мкм/км, коэффициент трения с 0,09-0,18 до 0,065-0,07 и повысить работоспособность с 7000 до 10000 ч. 2 табл. «Л
Т а б л и ц а 1 Компоненты Содержание, мас.% в составах смазок
L...Jj
Графит18 18,5 19 17 20 18
Целльолоза
хл опковая . 10,8 11,0 10,5 10,0 11,5
Минеральное
маслоДо ДоДо До До 82
100 100 100 100 ПО
Таблица2 ПоказателиСоставы смазок
ZEZiLZiiZiiZE:::
Маслоудерживаемость,
мас.7о 64,0 65,2 66,4 62,7 68,3 34,0
Приведенный износ подшипников, мкм/км 0,0042 0,0041 0,0043 0,0060 0,0055 0,01
Коэффициент трения 0,07 0,065 0,067 0,1 0,09 0,18 Работоспособность, ч 10000 10000 10000 7000 10000 7000
Составитель Е.Пономарева Редактор О.Спесивых Техред М.Ходанич Корректор А.Обручар
Заказ 3736/26 Тираж 464Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-поли графическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Авторское свидетельство СССР № 1188194, кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Смазка для подшипниковых опор буровых долот | 1985 |
|
SU1247412A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Патент США № 2948679, кл | |||
Телефонно-трансляционное устройство | 1921 |
|
SU252A1 |
Авторы
Даты
1988-07-30—Публикация
1986-10-15—Подача