ю ю о ел
О1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть ис- :пользовании при диагностировании технического состояния главных передач трансмиссии транспортных средств,
Цель изобретения - повьпиение точности определения износа.
На фигс1 прив-едена схема сил, действующих в главной передаче транс- эмиссии транспортных средств; на фиг.2 - график зависимости перемен- |ной составляющей осевой силы реак- :ции на опорах входного вала главной передачи при разгоне и выбеге.
Для реализации способа вывешивают ведупвдй мост транспортного средства, в коробке передач включают передачу и с помощью двигателя транспортного средства главную передачу приводят во вращение в прямом направ :лении в режиме разгона и далее главную передачу перевозят в режим выбега, уменьшая частоту вращения двигателя транспортного средства.
При вращении главной передачи в ;прямом направлении в режиме разгона зубья главной передачи контактируют передними профилями, т.е. теми профилями, которые передают крутящий момент при движении транспортного средства передним ходом. При переводе главной передачи в режим выбега происходит перекладывание зазоров и зубья главной передачи контактируют задними профилями, т.е. теми профилями, которые передают крутящий момент при движении транспортного средства задним ходом, В реальных условиях эксплуатации время движения транспортногосредства задним ходом составляет незначительную часть общего времени работы.
Поэтому задний профиль .зубьев главной передачи может быть выбран в качестве базы при оценке износа зубьев главной передачи..
При работе конической пары главной передачи транспортного средства на опоры входного вала действует осевая сила F, пропорциональная передаваемому моменту и уравновешиваемая силой R реакции опоры. При этом, кроме постоянной составляющей, возникает переменная составляющая-R при разгоне и переменная составляющая R при выбеге, формируемые изменениями условий зацепления по прО филю зуба и от зуба к зубу, вызыва0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
емыми отклонениями профилей зубьев от заданного при изготовлении и в процессе изнашивания. Прогрешности изготовления одинаково свойственны передним и задним профилям зубьев, и влияют они, в основном, на величину Р переменной ёоставляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи при выбеге, мало изменяясь в процессе эксплуатации. В то же время в процессе изнагпивания передних профилей зубьев величина
Р
R переменной составляюпдей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи при разгоне увеличивается. При вращении главной передачи в режиме разгона и выбега измеряют переменную составляющую осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи.
Для уменьшения погрешностей измерения разгон двигателя транспортного средства осуществляют с ускорением, обеспечивающим равенство постоянных составляющих осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи при разгоне и выбеге, или предварительно нормируют значение переменной составляющей в процентах от постоянной составляющей осевой- силы реакции. В качестве параметра, характеризующего износ в зацеплении зубьев главной передачи, принимают отношение максимальной амплитуды переменной составляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи в режиме разгона к среднему значению этой переменной составляющей в режиме выбега.
Использование изобретения позволяет определить износ по профилю зубьев и выявить отдельные дефектные зубья, что повьшает точность определения износа главной передачи транспортных средств.
Формула изобретения
Способ определения износа главной передачи трансмиссии транспортных средств, заключающийся в том, что главную передачу вращают в прямом направлении, прикладьтая к ее входному валу ведущий момент, далее переводят главную передачу в режим выбега и определяют параметр, характеризующий износ в зацеплении главной передачи,:
отличающийся тем, что, с целью повышения точности, вращение главной передачи в прямом направлении осуществляют в режиме разгона, при вращении главной передачи в обоих режимах измеряют переменную составляющую осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи.
я износ в зацеплении главной передачи определяют по отношению максимальной амплитуды и среднего значения переменной составляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи в режиме разгона к среднему значению этой переменной составляющей в режиме выбега.
| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Способ определения эффективной мощности двигателя транспортного средства | 1987 | 
									
  | 
                SU1500878A1 | 
| Способ определения эффективной мощности двигателя внутреннего сгорания | 2022 | 
									
  | 
                RU2805116C1 | 
| Способ определения износа многоступенчатых зубчатых передач трансмиссии машин | 1985 | 
									
  | 
                SU1270645A1 | 
| СОСТАВНАЯ ТРАНСМИССИЯ ПЕРЕДАЧИ ШЕСТЕРНЯМИ СО СПИРАЛЬНЫМИ ЗУБЬЯМИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1994 | 
									
  | 
                RU2104432C1 | 
| СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЕМ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЗУБЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ ЭТОТ СПОСОБ | 1993 | 
									
  | 
                RU2127380C1 | 
| РЕВЕРСИВНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2008 | 
									
  | 
                RU2465497C2 | 
| Ведущий мост транспортной машины | 1982 | 
									
  | 
                SU1054113A1 | 
| БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, ВАРИАТОР, ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ И САТЕЛЛИТ | 2009 | 
									
  | 
                RU2399814C1 | 
| КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 | 
									
  | 
                SU1837486A1 | 
| ПЛАНЕТАРНАЯ СОГЛАСУЮЩАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (ВАРИАНТЫ) | 2014 | 
									
  | 
                RU2570187C2 | 
		
         
         
            Изобретение относится к транспортному магаиностроению и может быть  использовано при диагностировании  технического состояния главной передачи транспортных средств. Цель  изобретения - повьшение точности определения износа. Главную передачу  вращают последовательно в режиме разгона и выбега, В качестве параметра,  характеризующего износ зубьев главной  передачи, принимают отношение максимальной амплитуды переменной составляющей осевой силы реакции на опорах  входного вала главной передачи в   жиме разгона к среднему значению  этой переменной составляющей в режиме  выбега. 2 ил. Р
О-
о
. /
о

| Способ определения окружных люфтов трансмиссий автомобилей | 1974 | 
											
  | 
										SU515936A1 | 
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
											
  | 
										SU1A1 | 
Авторы
Даты
1988-09-07—Публикация
1987-03-30—Подача