Способ определения износа главной передачи трансмиссии транспортных средств Советский патент 1988 года по МПК G01M13/02 G01N3/56 

Описание патента на изобретение SU1422055A1

ю ю о ел

О1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть ис- :пользовании при диагностировании технического состояния главных передач трансмиссии транспортных средств,

Цель изобретения - повьпиение точности определения износа.

На фигс1 прив-едена схема сил, действующих в главной передаче транс- эмиссии транспортных средств; на фиг.2 - график зависимости перемен- |ной составляющей осевой силы реак- :ции на опорах входного вала главной передачи при разгоне и выбеге.

Для реализации способа вывешивают ведупвдй мост транспортного средства, в коробке передач включают передачу и с помощью двигателя транспортного средства главную передачу приводят во вращение в прямом направ :лении в режиме разгона и далее главную передачу перевозят в режим выбега, уменьшая частоту вращения двигателя транспортного средства.

При вращении главной передачи в ;прямом направлении в режиме разгона зубья главной передачи контактируют передними профилями, т.е. теми профилями, которые передают крутящий момент при движении транспортного средства передним ходом. При переводе главной передачи в режим выбега происходит перекладывание зазоров и зубья главной передачи контактируют задними профилями, т.е. теми профилями, которые передают крутящий момент при движении транспортного средства задним ходом, В реальных условиях эксплуатации время движения транспортногосредства задним ходом составляет незначительную часть общего времени работы.

Поэтому задний профиль .зубьев главной передачи может быть выбран в качестве базы при оценке износа зубьев главной передачи..

При работе конической пары главной передачи транспортного средства на опоры входного вала действует осевая сила F, пропорциональная передаваемому моменту и уравновешиваемая силой R реакции опоры. При этом, кроме постоянной составляющей, возникает переменная составляющая-R при разгоне и переменная составляющая R при выбеге, формируемые изменениями условий зацепления по прО филю зуба и от зуба к зубу, вызыва0

5

0

5

0

5

0

5

0

5

емыми отклонениями профилей зубьев от заданного при изготовлении и в процессе изнашивания. Прогрешности изготовления одинаково свойственны передним и задним профилям зубьев, и влияют они, в основном, на величину Р переменной ёоставляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи при выбеге, мало изменяясь в процессе эксплуатации. В то же время в процессе изнагпивания передних профилей зубьев величина

Р

R переменной составляюпдей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи при разгоне увеличивается. При вращении главной передачи в режиме разгона и выбега измеряют переменную составляющую осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи.

Для уменьшения погрешностей измерения разгон двигателя транспортного средства осуществляют с ускорением, обеспечивающим равенство постоянных составляющих осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи при разгоне и выбеге, или предварительно нормируют значение переменной составляющей в процентах от постоянной составляющей осевой- силы реакции. В качестве параметра, характеризующего износ в зацеплении зубьев главной передачи, принимают отношение максимальной амплитуды переменной составляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи в режиме разгона к среднему значению этой переменной составляющей в режиме выбега.

Использование изобретения позволяет определить износ по профилю зубьев и выявить отдельные дефектные зубья, что повьшает точность определения износа главной передачи транспортных средств.

Формула изобретения

Способ определения износа главной передачи трансмиссии транспортных средств, заключающийся в том, что главную передачу вращают в прямом направлении, прикладьтая к ее входному валу ведущий момент, далее переводят главную передачу в режим выбега и определяют параметр, характеризующий износ в зацеплении главной передачи,:

отличающийся тем, что, с целью повышения точности, вращение главной передачи в прямом направлении осуществляют в режиме разгона, при вращении главной передачи в обоих режимах измеряют переменную составляющую осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи.

я износ в зацеплении главной передачи определяют по отношению максимальной амплитуды и среднего значения переменной составляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи в режиме разгона к среднему значению этой переменной составляющей в режиме выбега.

Похожие патенты SU1422055A1

название год авторы номер документа
Способ определения эффективной мощности двигателя транспортного средства 1987
  • Подкопаев Виталий Васильевич
  • Подкопаев Сергей Васильевич
SU1500878A1
Способ определения эффективной мощности двигателя внутреннего сгорания 2022
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Галиев Радик Мирзашаехович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Барыкин Алексей Юрьевич
  • Леонов Евгений Викторович
  • Галиев Ильяс Радикович
RU2805116C1
Способ определения износа многоступенчатых зубчатых передач трансмиссии машин 1985
  • Подкопаев Виталий Васильевич
  • Подкопаев Сергей Васильевич
SU1270645A1
СОСТАВНАЯ ТРАНСМИССИЯ ПЕРЕДАЧИ ШЕСТЕРНЯМИ СО СПИРАЛЬНЫМИ ЗУБЬЯМИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1994
  • Джозеф Дуглас Рейнольдс[Us]
  • Алан Чарлз Стайн[Us]
RU2104432C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЕМ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЗУБЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ ЭТОТ СПОСОБ 1993
  • Руман Антонов
RU2127380C1
РЕВЕРСИВНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ 2008
  • Де Мазьер Филип
RU2465497C2
Ведущий мост транспортной машины 1982
  • Котовсков Анатолий Васильевич
  • Сапрунов Александр Владимирович
SU1054113A1
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1991
  • Недялков А.П.
  • Азаматов Р.А.
  • Геннинг Э.Р.
  • Туртанов Е.Д.
  • Выборнов В.Г.
  • Качесов А.А.
SU1837486A1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, ВАРИАТОР, ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ И САТЕЛЛИТ 2009
  • Лебедьков Владимир Михайлович
  • Лебедьков Константин Владимирович
RU2399814C1
ПЛАНЕТАРНАЯ СОГЛАСУЮЩАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Давыдов Виталий Владимирович
  • Стригуненко Влас Вадимович
RU2570187C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 422 055 A1

Реферат патента 1988 года Способ определения износа главной передачи трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному магаиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния главной передачи транспортных средств. Цель изобретения - повьшение точности определения износа. Главную передачу вращают последовательно в режиме разгона и выбега, В качестве параметра, характеризующего износ зубьев главной передачи, принимают отношение максимальной амплитуды переменной составляющей осевой силы реакции на опорах входного вала главной передачи в жиме разгона к среднему значению этой переменной составляющей в режиме выбега. 2 ил. Р

Формула изобретения SU 1 422 055 A1

О-

о

. /

о

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1422055A1

Способ определения окружных люфтов трансмиссий автомобилей 1974
  • Закин Яков Хононович
  • Копилевич Эдуард Владимирович
SU515936A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 422 055 A1

Авторы

Подкопаев Виталий Васильевич

Подкопаев Сергей Васильевич

Даты

1988-09-07Публикация

1987-03-30Подача