Изобретение относится к дорожному строительству и предназначено для строительства автомобильных дорог с теплоизолирующими слоями из водоудер- живающих влагонасьпценных материалов, предотвращающих промерзание нижележащих грунтов земляного полотна в районах глубокого сезонного промерзания, и может быть также использовано в дорожной одежде над подземными коммуникациями при неглубоком их залегании.
Цель изобретения - повьшение долговечности и эксплуатационных харак- теристик дорожной одежды при сезонных изменениях температуры.
На фиг.1 изображена дорожная одежда с теплоизоляционной конструкцией в основании, вертикальный разрез; нл фиг. 2 - размещение ячеек в теплоизоляционной конструкции, план; на фиг. 3 - дорожная конструкция, жесткая оболочка которой выполнена с использованием П-образных плит, верти- кальный разрез.
Дорожная одежда содержит последовательно уложенные на грунт земляного полотна 1 основание дорожной одежды в виде теплоизоляционной конструкции из нодоудерживающего материала 2 в оболочке 3, выравнивающий слой А и слой покрытия 5. Жесткая оболочка 3 теплоизоляционной конструкции выполнена из плит 6, соединенных ребрами 7 с образованием равномерно размещенных ячеек 8.
Между водоудерживающим материалом 2 и нижней гранью верхней плиты 6 имеется воздушный зазор 9, составляющий 0,1-0,15 объема ячейки.
Нижняя плита 6 может быть сборной из бетона или образована на месте из грунта или каменного материала, обра
ботанного цементом.
Вертикальные ребра могут быть объединены в прямоугольные в плане единицы 10 (фиг.2) или объединены с верхними горизонтальными элементами, для этого могут быть использованы П-образные элементы 11.
В качестве водоудерживающего материала используют, например, торф высокой нлажности.
Теплоизоляционную конструкцию из- готовляют следутощим образом.
Q
5
0 5
0 5
0
5
0
На собранной или изготовленной на месте нижней плите 6 укладывают водоудержмвающий материал 5. Затем на него устанавливают вертикальные ребра 8 с верхней плитой 7 и погружают в водоудерживающий материал до их установки на нижнюю плиту 6.
Количество водоудерживающего материала определяют исходя из требований морозозащиты,
В осенне-зимний период теплоизоляционная конструкция с торфом высокой влажности, составляющей, например, , значительно снижает скорость и глубину промерзания, а следовательно, и пучение грунта земляного полотна, так как выделяющееся тепло при фазовом переходе воды, содержащейся в торфе, равное 335 кДж/кг, компенсирует охлаждение грунта.
Наличие воздушного зазора,равного 0,1-0,15 внутреннего объема оболочки, позволяет свободно увеличиваться в объеме водоудерживающему материалу при превращении в лед содержащейся в нем воды. В летний период теплоизоляционная конструкция не препятствует прониканию теплового потока с поверхности покрытия вглубь насыпи, благодаря чеьгу не происходит аккумулирования тепла в покрытии и повьппения его температуры. Тем самым предотвращаются сдвиговые деформации, колееобразование, уменьщение модуля упругости в асфальтобетонном покрытии, т.е. обеспечивается ровность и долговечность покрытия. Формула изобретения
Дорожная одежда, включающая последовательно уложенные на грунт земляного полотна основание дорожной одежды в виде теплоизоляционной конструкции из водоудерживающего материала в оболочке, выравнивающий слой и слои покрытия, о т л и ч а ю- щ а я с я тем, что, с целью повьппения долговечности и эксплуатационных характеристик дорожной одежды при сезонных изменениях температуры, оболочка выполнена жесткой из плит, соединенных ребрами с образованием равномерно размещенных ячеек, а объем водоудерживающего материала ,равен 0,85-0,90 объема ячеек.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ возведения основания дорожной конструкции | 1981 |
|
SU962403A1 |
Лежневой материал для строительства дорог | 2018 |
|
RU2735404C2 |
ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ С УКРЕПЛЕНИЕМ ОСНОВАНИЯ В РАЙОНАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ | 2010 |
|
RU2443828C1 |
ТЕПЛОИЗОЛИРУЮЩИЙ СЛОЙ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2004 |
|
RU2283910C2 |
ДОРОЖНАЯ НАСЫПЬ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2006 |
|
RU2324032C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516603C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516408C1 |
Дорожная конструкция | 1987 |
|
SU1594240A1 |
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ | 2014 |
|
RU2573892C1 |
Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах | 2019 |
|
RU2732774C1 |
Изобретение относится к дорожному строительству и предназначено для строительства автомобильных дорог с теплоизолирующими слоями из водоудерживающих влагонасыщенных материалов, предотвращающих промерза- :ние нижележащих грунтов земляного полотна в районах глубокого сезонного промерзания. Цель изобретеf / т(- : -Ш КШ. НИН - повышение долговечности и эксплуатационных характеристик дорожной одежды при сезонных изменениях температуры. Дорожная одежда содержит уложенное на грунт земляного полотна 1 основание в виде теплоизоляционной конструкции из во- доудерживающего материала 2, например торфа высокой влажности, в жесткой оболочке 3, которая образована из горизонтальных плит 6, соединенных ребрами 7 с образованием равномерно размещенных ячеек 8. На основание уложены выравнивающий слой 4 и слой покрытия 5. На верхним плиту 6 основания уложены выравнивающий слой 4 и слой покрытия 5. В ячейке мс1жду водоудерживающим материалом 2 и нижней гранью верхней плиты 6 имеется воздушный зазор .9, составляю-. щий 0,1-0,15 объема ячейки, для свободного расширения водоудерживающе- го материала при замерзании содержащейся в нем воды. 3 ил. 4 (Л / S
Устройство теплоизолирующих покрытий дорог, аэродромов и т.п. сооружений | 1949 |
|
SU89756A1 |
Способ возведения основания дорожной конструкции | 1981 |
|
SU962403A1 |
кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1988-09-15—Публикация
1986-05-26—Подача