Тренажер оператора Советский патент 1988 года по МПК G09B7/00 

Описание патента на изобретение SU1427408A1

4 ND

4:а.

о

00

Изобретение относится к тренаже- рам и предназначено для подготовки , операторов систем управления автома- тизированньтми линиями и станками, а также для определения психофизиологических характеристик операторов.

Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера.

На фиг.1 представлена блок-схема тренажера I на фиг . 2 - блок-схема блока задания времени.

Тренажер содержит блок 1 предъявления учебной информации для оператора 2, блок 3 ввода ответов, блок 4 задания эталонов, блок 5 задания времени, блок 6 сравнения, блок 7 регистрации, элемент ШТИ 8, элемент И 9, элемент ИЛИ lOj переключатель П.

Блок 5 задания времени содержит счетчик 12 длительности цикла, таймер 13, элемент 14 задержки, реверсивный счетчик 15, элемент 16 задержки, элемент И 17, генератор 1В и счетчик 19.

Блок 1 предъявления учебной информации состоит из диапроектора с набором обучающих программ. Блок 3 ввода ответов выполнен из кнопок, ввода ответов на первую и кнопок ввода ответов на вторую часть задачи. Дл-я устранения дребезга контактов кнопок установлены триггеры. Блок 4 выполнен из двух дешифраторов двоичного кода в двоично Десятичный, Первый дешифратор служит для дешифрирования кодов правильного решения первой части задачи а второй дешифратор - второй части ( задачи Код правильного ответа запи- сьшается на рамках слайда с изображением объектов труда.

Тренажер работает следующим образом ,

Инструктор осуществляет выбор обучаемой программы путем подбора в блоке 1 предъявления учебной информации слайдов, на которых изображен объект труда, соответствующий специальности по которой будет обучаться оператор 2. Переключателем 11 устанавливается необходимый режим работы тренажёра. В блоке 5 задания времени переключателем таймера 13 устанавливается необходимая длительность экспозиции слайдов при работе тренажера с имитацией жесткого или комбинированного ритмов работы. Включается тренажер и сраба- тьшает генератор 18,который вырабатывает импульсы частотой 2 кГц. Посредством блока 1 оператору 2 предъяв

ляется слайд с изображением объекта труда, по которому производится обучение или тренировка оператора. В момент предъявления слайда в блоке 4 вырабатываются три сигнала. Первый сигнал - сигнал правильного ответа на первую и вторую часть задачи, поступает в блок 6 сравнения, второй сигнал - сигнал запуска секундомера 14 подсчета времени решения задачи, поступает в блок 5 задания времени. Перед включением секундомера этот сигнал обнуляет содержимое счетчиков секундомера 14. Третий сигнал - сигнал наличия задачи, поступает в блок 7 регистрации,, где по этому сигналу подсчитывается общее число поступивших на решение задач.

Увидев изображение объекта труда оператор 2 проводит его анализ и оценку. По результатам анализа и оценки он вырабатьюает решения на первую и вторую часть задачи, которые -вводит в тренажер с помощью блока 3 ввода ответов 5 на первом выходе которого образуется сигнал ответа на первую часть, а на втором - на вторую часть задачи. Эти сигналы поступают соответственно на первый и второй входы первого элемента ИЛИ 8, на первый и третий входы переключателя 11 и на первый и второй входы блока 6 сравнения .

При решении поставленной задачи возможны 4 случая. .

Оператор 2 неправильно решил всю задачу. При этом на выходах.блока 6 сравнения никаких сигналов не образуется и содержимое блока 7 регистрации не изменяется.

Оператор 2 правильно решил только первую часть задачи. При этом на первом выходе блока 6 сравнения образуется сигнал, который поступает на :. первый вход элемента И 9, на первый вход пepeключaJeля 11 и на первый вход блока 7 регистрации, где по этому сигналу подсчитывается число правильно решенных первых частей задачи. На выходе первого элемента ИЛИ 8 образуется сигнал, который поступает на второй вход переключателя 11 и на первый вход второго элемента ИЛИ 10.

Оператор 2 правильно решил только вторую часть задачи. При этом на втором выходе блока 6 сравнения образуется сигнал, который поступает на : второй вход элемента И 9, на третий

вход переключателя 1I и на второй вход блока 7 регистрация, где по этому сигналу подсчитывается число правильно решенных вторых частей задачи. На выходе первого элемента ШТИ 8 образуется сигнал, который поступает на второй вход переключателя 11 и на первый вход второго элемента ИЛИ 10.

Содержимое счетчика 12 переписывается в счетчик 19 только при правильном решении первой и второй частей задачи.

При правильном решении первой и второй частей задачи на выходе эле-, мента И блока 6 вырабатывается сигнал, который поступает в таймер 13

Похожие патенты SU1427408A1

название год авторы номер документа
Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых 1984
  • Рыбицкий Петр Николаевич
SU1254525A1
Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых 1984
  • Рыбицкий Петр Николаевич
SU1238134A1
Обучающее устройство 1985
  • Рыбицкий Петр Николаевич
SU1304057A1
Тренажер телеграфиста 1989
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1601620A1
Тренажер операторов систем управления 1988
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Петухов Анатолий Дмитриевич
SU1520573A1
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Волков Лев Павлович
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Чижов Александр Юрьевич
  • Чипига Александр Федорович
SU972553A1
Устройство для тренировки памяти обучаемого 1988
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Стученкова Наталья Серафимовна
SU1524083A1
Тренажер для радиотелеграфиста 1985
  • Кудряшова Зоя Николаевна
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1325552A1
Тренажер телеграфиста 1987
  • Кудряшова Светлана Николаевна
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1418800A1
Устройство для профессионального отбора операторов 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1751804A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 427 408 A1

Реферат патента 1988 года Тренажер оператора

Изобретение относится к тренажерам и предназначено для профессио- . нального обучения и тренировки операторов автоматизированных линий и станкрв, работающих в жестком, гибком и комбинированном режимах. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит блок предъявления учебной информации, распределитель кодов 4, блок 5 задания времени, блок 7 регистрации, блок 3 ввода ответов, блок 6 сравнения, два элемента ИЛИ 10, элемент И 9 и переключатель 11. Тренажер обеспечивает обучение оператора в гибком, жестком и комбинированном режимах. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 427 408 A1

Оператор 2 правильно решил всю за- д и прекращает выдачу счетных импульдачу. В этом случае на всех выходах блока 6 сравнения образзтотся сигналы, первый из которых поступает на первый вход элемента И 9, на четвертый вход переключателя 11 и на первый вход блока 7 регистрации, где по этому сигналу подсчитьшается число правильно решенных первых частей задачи, второй - на второй вход элемента И 9, на шестой вход переключателя 11 и на второй вход блока 7 регистрации, где по этому сигналу подсчитьшается число правильно решенных вторых частей задачи, а третий - в блок 5 задания времени, где по этому сигналу производится запись затраченного на решение времени в счетчик 19. На выходе элемента И 9 также образуется сигнал, который поступает на пятый вход переключателя 11.

Блок 5 задания времени предназначен для выработки сигнала на смену, слайда по истечении длительности экспозиции слайда, установленной оператором, при работе в жестком и комбинированном режимах, а также для определения времени, затраченного на решение правильно решенных задач. Работа блока 5 осуществляется следующим образом.

В момент предъявления слайда по сигналу с второго выхода блока 4 обнуляется содержимое счетчиков, включается таймер 13, который вырабатывает счетные импульсы частотой 10 Гц количество которых подсчитьшается счетчиком 12 длительности цикла, и . импульсы частотой 1 Гц. По сигналу на смену слайда счетчик 12 обнуляется. В жестком или комбинированном ритмах при равенстве времени, использованного на решение задачи, длительности экспозиции слайда на выходе переключателя таймера 13 вырабатьшается сигнал, который поступает на второй вход элемента ИЛИ 10 и переключатель 11 и служит для смены слайдов блоком 1 .

0

5

0

сов в счетчик 12 длительности цикла и на элементы 4 и 16 задержки. Время элемента 14 задержки вдвое больше времени элемента 16 задержки, поэтому по сигна,ггу с элемента 16 задержки производится перезапись содержимого счетчика 12 длительности цикла в реверсивный счетчик 15, а после этого счетчик 12 длительности цикла обнуляется.

На выходе реверсивного счетчика 15 образуется сигнал наличия числа в счетчике 15, который поступает на вход элемента И 17. Второй вход элемента И I7 соединен с выходом генератора 18, постоянно вырабатьшающего импульсы частотой 2 кГц. Эти импульсы через элемент И 17 поступают на вычитающий вход реверсивного счетчика 15 и на счетный вход счетчика 19. Когда содержимое счетчика 15 станет равным нулю, на его выходе сигнал наличия числа исчезнет и поступление сигналов с генератора 18 в реверсивный счетчик 15 и счетчик 19 прекратится.

Таким образом, время затраченное на решение задачи, подсчитывается бло- блоком 5 задания времени и при равенстве времени, использованного на решение задачи, длительности экспозиции слайда на втором выходе блока 5 обра-: зуется сигнал, который поступает на второй вход второго элемента ИЛИ 10 и на 8-й вход переключателя I1. При с наличии сигнала хотя бы на одном из входов второго элемента ИЛИ 10, на его выходе также образуется сигнал, который поступает на седьмой ход переключателя 1 1 .

Смена слайда производится при посг туплении в блок 1 предъявления учебной информации сигнала с выхода переключателя 11. При смене слайда счетчик 12 обнуляется и цикл работы тренажера повторяется.

Делением числа правильно решенных первых частей задач на общее число поступивших задач определяется надежностью работы оператора при решении

5

0

0

5

14274086

первых частей задач. Делением числации слайда, заданной инструкторпм неправильно решенных вторых частей за-зависимо от команд, введенных оиеца- дач на общее число поступивших задачтором 2 в блок 3. Таким образом осу- определяется надежность работы опера-ществляется моделирование жесткого тора при решении вторых частей задач.режима работы. Делением времени решения на число

Ьравильно решенных задач определяетсяФормула изобретения быстродействие оператора,

: Наличие переключателя 11, элемен- ,0 1. Тренажер оператора, содержащий тов ИЛИ 8 и 10 и элемента И 9 позво-блок предъявления учебной информации, ляет использовать тренажер для обуче-блок задания эталонов, блок задания ния и контроля деятельности операто- времени, блок ввода ответов, блок ре- ров, работающих в различных условиях.гистрации и блок сравнения, первый и

При подключении блока к первому -,5второй входы которого подключены к .

выходу блока 3 смена слайда произой-выходам блока ввода ответов, а тре дет только при вводе оператором реше-тий - к первому выходу блока задания

яия на первую часть задачи, а к вто-эталонов, отличающийся

{рому выходу блока 3 - только при вво-тем, что, с целью расширения дидактиде оператором решения второй части 20ческих возможностей тренажера, в не|задачи. При подключении блока 1 к вы-го введены переключатель, два элемен(ходу первого элемента ИЛИ 8 смената ИЛИ и элемент. И, выходы которых

слайда произойдет при вводе решенияподключены соответственно к первому,

на первую или вторую часть задачи.второму и третьему входам переключаТаким образом осуществляется модели- 25теля, четвертый и пятый входы которсрование гибкого ритма работы, когдаго и входы первого элемента ИЛИ соедлительность экспозиции слайда не ог-динены соответственно с первым и втораничивается и его смена осуществля-рым выходами блока ввода, ответов, выется при вводе оператором 2 посредст-ход переключателя соединен с входом

вом блока 3 :дабой команды.30начальной установки блока задания вреПри подключении блока 1 к первомумени и входом блока предъявления учебвыходу блока 6 сравнения смена слай-ной информации, выход которого подда произойдет только при правильномключен к входу блока задания .эталона,

решении первой части задачи, а к вто,-второй выход которого соединен с

рому выходу блока 6 - только при пра-входом запуска блока задания времени,

вильном решении второй части задачи.а третий выход соединен с первым вхоПодключение блока 1 к выходу элементадом блока регистрации, второй, треИ способствует тому„ что смена слайдатий и четвертый входы которого соедив этом случае произойдет только прииены соответственно с первым выходом

правильном решении этой задачи. Та- блока задания времени и первым и втоким образом моделируется режим самое-рум выходами блока сравнения, третий

тоятельного изучения оператором прог-выход которого соединен с входом осрессивных.навыков работы при решениитанова блока задания времени, второй

первой, второй частей или всей зада-выход которого соединен с шестым вхочи,дом переключателя и первым входом

При подключении блока 1 к выходу второго элемента КШ, второй вход ко- второго элемента ИЛИ 10 смена слайдаторого соединен с выходом первого эле- произойдет либо по истечении длитель-мента ИЛИ, входы элемента И и седьмой кости экспозиции слайда, установлен-ц восьмой входы переключателя подклю- ной в начале обучения инструктором, чены соответственно к первому и вто- либо раньше этой длительности при рому выходам блока сравнения. вводе команды о решении части или 2, Тренажер по п.1, отличаю- всей задачи оператором 2 посредствомщ и и с я тем, что блок задания вре- блока 3. Таким образом ос-уществляет-мени содержит таймер, первый вход кося моделирование комбинированного торого является входом запуска блока, ритма работы, второй вход таймера и входы первого

При подключении блока 1к второмуи второг о элементов задержки являютвыходу блока 5 смена слайда произой-ся входом останова блока, первый

дет по истечении длительности экпози-счетчик, первый обнуляющий вход которого является входом начальной установки блока, счетный вход соединен с выходом таймера, второй обнуляющий вход подключен к выходу первого элемента задержки, а выходы подключены к информационным входам реверсивного счетчика, вход записи которого подключен к выходу второго элемента задержки, вычитающий вход реверсивного счетчика и счетный вход второго счетчика подключены к выходу элемента И, первый вход которого подключен к выходу генератора импульсов, а второй вход подключен к выходу реверсивного счетчика, выходы таймера и второго счетчика являются выходами блока.

Цель

Питание 5S

иь/ход nepeffflfOvo те/1Я ft

в/порой ffxoa а/ге/ген/па Ю

Оторой fft/xpff оАО/(а и

nepSbtt} Sdixoo 6/1 он а 6

vsmSspcnbtu бмд олона 7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1427408A1

Устройство для контроля деятельности оператора системы управления 1977
  • Ефимов Борис Георгиевич
  • Блувштейн Юрий Борисович
SU693426A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 427 408 A1

Авторы

Рыбицкий Петр Николаевич

Даты

1988-09-30Публикация

1987-03-30Подача