4 ND
4:а.
о
00
Изобретение относится к тренаже- рам и предназначено для подготовки , операторов систем управления автома- тизированньтми линиями и станками, а также для определения психофизиологических характеристик операторов.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера.
На фиг.1 представлена блок-схема тренажера I на фиг . 2 - блок-схема блока задания времени.
Тренажер содержит блок 1 предъявления учебной информации для оператора 2, блок 3 ввода ответов, блок 4 задания эталонов, блок 5 задания времени, блок 6 сравнения, блок 7 регистрации, элемент ШТИ 8, элемент И 9, элемент ИЛИ lOj переключатель П.
Блок 5 задания времени содержит счетчик 12 длительности цикла, таймер 13, элемент 14 задержки, реверсивный счетчик 15, элемент 16 задержки, элемент И 17, генератор 1В и счетчик 19.
Блок 1 предъявления учебной информации состоит из диапроектора с набором обучающих программ. Блок 3 ввода ответов выполнен из кнопок, ввода ответов на первую и кнопок ввода ответов на вторую часть задачи. Дл-я устранения дребезга контактов кнопок установлены триггеры. Блок 4 выполнен из двух дешифраторов двоичного кода в двоично Десятичный, Первый дешифратор служит для дешифрирования кодов правильного решения первой части задачи а второй дешифратор - второй части ( задачи Код правильного ответа запи- сьшается на рамках слайда с изображением объектов труда.
Тренажер работает следующим образом ,
Инструктор осуществляет выбор обучаемой программы путем подбора в блоке 1 предъявления учебной информации слайдов, на которых изображен объект труда, соответствующий специальности по которой будет обучаться оператор 2. Переключателем 11 устанавливается необходимый режим работы тренажёра. В блоке 5 задания времени переключателем таймера 13 устанавливается необходимая длительность экспозиции слайдов при работе тренажера с имитацией жесткого или комбинированного ритмов работы. Включается тренажер и сраба- тьшает генератор 18,который вырабатывает импульсы частотой 2 кГц. Посредством блока 1 оператору 2 предъяв
ляется слайд с изображением объекта труда, по которому производится обучение или тренировка оператора. В момент предъявления слайда в блоке 4 вырабатываются три сигнала. Первый сигнал - сигнал правильного ответа на первую и вторую часть задачи, поступает в блок 6 сравнения, второй сигнал - сигнал запуска секундомера 14 подсчета времени решения задачи, поступает в блок 5 задания времени. Перед включением секундомера этот сигнал обнуляет содержимое счетчиков секундомера 14. Третий сигнал - сигнал наличия задачи, поступает в блок 7 регистрации,, где по этому сигналу подсчитывается общее число поступивших на решение задач.
Увидев изображение объекта труда оператор 2 проводит его анализ и оценку. По результатам анализа и оценки он вырабатьюает решения на первую и вторую часть задачи, которые -вводит в тренажер с помощью блока 3 ввода ответов 5 на первом выходе которого образуется сигнал ответа на первую часть, а на втором - на вторую часть задачи. Эти сигналы поступают соответственно на первый и второй входы первого элемента ИЛИ 8, на первый и третий входы переключателя 11 и на первый и второй входы блока 6 сравнения .
При решении поставленной задачи возможны 4 случая. .
Оператор 2 неправильно решил всю задачу. При этом на выходах.блока 6 сравнения никаких сигналов не образуется и содержимое блока 7 регистрации не изменяется.
Оператор 2 правильно решил только первую часть задачи. При этом на первом выходе блока 6 сравнения образуется сигнал, который поступает на :. первый вход элемента И 9, на первый вход пepeключaJeля 11 и на первый вход блока 7 регистрации, где по этому сигналу подсчитывается число правильно решенных первых частей задачи. На выходе первого элемента ИЛИ 8 образуется сигнал, который поступает на второй вход переключателя 11 и на первый вход второго элемента ИЛИ 10.
Оператор 2 правильно решил только вторую часть задачи. При этом на втором выходе блока 6 сравнения образуется сигнал, который поступает на : второй вход элемента И 9, на третий
вход переключателя 1I и на второй вход блока 7 регистрация, где по этому сигналу подсчитывается число правильно решенных вторых частей задачи. На выходе первого элемента ШТИ 8 образуется сигнал, который поступает на второй вход переключателя 11 и на первый вход второго элемента ИЛИ 10.
Содержимое счетчика 12 переписывается в счетчик 19 только при правильном решении первой и второй частей задачи.
При правильном решении первой и второй частей задачи на выходе эле-, мента И блока 6 вырабатывается сигнал, который поступает в таймер 13
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых | 1984 |
|
SU1254525A1 |
Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых | 1984 |
|
SU1238134A1 |
Обучающее устройство | 1985 |
|
SU1304057A1 |
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1601620A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1988 |
|
SU1520573A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU972553A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1524083A1 |
Тренажер для радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1325552A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1418800A1 |
Устройство для профессионального отбора операторов | 1990 |
|
SU1751804A1 |
Изобретение относится к тренажерам и предназначено для профессио- . нального обучения и тренировки операторов автоматизированных линий и станкрв, работающих в жестком, гибком и комбинированном режимах. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит блок предъявления учебной информации, распределитель кодов 4, блок 5 задания времени, блок 7 регистрации, блок 3 ввода ответов, блок 6 сравнения, два элемента ИЛИ 10, элемент И 9 и переключатель 11. Тренажер обеспечивает обучение оператора в гибком, жестком и комбинированном режимах. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Оператор 2 правильно решил всю за- д и прекращает выдачу счетных импульдачу. В этом случае на всех выходах блока 6 сравнения образзтотся сигналы, первый из которых поступает на первый вход элемента И 9, на четвертый вход переключателя 11 и на первый вход блока 7 регистрации, где по этому сигналу подсчитьшается число правильно решенных первых частей задачи, второй - на второй вход элемента И 9, на шестой вход переключателя 11 и на второй вход блока 7 регистрации, где по этому сигналу подсчитьшается число правильно решенных вторых частей задачи, а третий - в блок 5 задания времени, где по этому сигналу производится запись затраченного на решение времени в счетчик 19. На выходе элемента И 9 также образуется сигнал, который поступает на пятый вход переключателя 11.
Блок 5 задания времени предназначен для выработки сигнала на смену, слайда по истечении длительности экспозиции слайда, установленной оператором, при работе в жестком и комбинированном режимах, а также для определения времени, затраченного на решение правильно решенных задач. Работа блока 5 осуществляется следующим образом.
В момент предъявления слайда по сигналу с второго выхода блока 4 обнуляется содержимое счетчиков, включается таймер 13, который вырабатывает счетные импульсы частотой 10 Гц количество которых подсчитьшается счетчиком 12 длительности цикла, и . импульсы частотой 1 Гц. По сигналу на смену слайда счетчик 12 обнуляется. В жестком или комбинированном ритмах при равенстве времени, использованного на решение задачи, длительности экспозиции слайда на выходе переключателя таймера 13 вырабатьшается сигнал, который поступает на второй вход элемента ИЛИ 10 и переключатель 11 и служит для смены слайдов блоком 1 .
0
5
0
сов в счетчик 12 длительности цикла и на элементы 4 и 16 задержки. Время элемента 14 задержки вдвое больше времени элемента 16 задержки, поэтому по сигна,ггу с элемента 16 задержки производится перезапись содержимого счетчика 12 длительности цикла в реверсивный счетчик 15, а после этого счетчик 12 длительности цикла обнуляется.
На выходе реверсивного счетчика 15 образуется сигнал наличия числа в счетчике 15, который поступает на вход элемента И 17. Второй вход элемента И I7 соединен с выходом генератора 18, постоянно вырабатьшающего импульсы частотой 2 кГц. Эти импульсы через элемент И 17 поступают на вычитающий вход реверсивного счетчика 15 и на счетный вход счетчика 19. Когда содержимое счетчика 15 станет равным нулю, на его выходе сигнал наличия числа исчезнет и поступление сигналов с генератора 18 в реверсивный счетчик 15 и счетчик 19 прекратится.
Таким образом, время затраченное на решение задачи, подсчитывается бло- блоком 5 задания времени и при равенстве времени, использованного на решение задачи, длительности экспозиции слайда на втором выходе блока 5 обра-: зуется сигнал, который поступает на второй вход второго элемента ИЛИ 10 и на 8-й вход переключателя I1. При с наличии сигнала хотя бы на одном из входов второго элемента ИЛИ 10, на его выходе также образуется сигнал, который поступает на седьмой ход переключателя 1 1 .
Смена слайда производится при посг туплении в блок 1 предъявления учебной информации сигнала с выхода переключателя 11. При смене слайда счетчик 12 обнуляется и цикл работы тренажера повторяется.
Делением числа правильно решенных первых частей задач на общее число поступивших задач определяется надежностью работы оператора при решении
5
0
0
5
14274086
первых частей задач. Делением числации слайда, заданной инструкторпм неправильно решенных вторых частей за-зависимо от команд, введенных оиеца- дач на общее число поступивших задачтором 2 в блок 3. Таким образом осу- определяется надежность работы опера-ществляется моделирование жесткого тора при решении вторых частей задач.режима работы. Делением времени решения на число
Ьравильно решенных задач определяетсяФормула изобретения быстродействие оператора,
: Наличие переключателя 11, элемен- ,0 1. Тренажер оператора, содержащий тов ИЛИ 8 и 10 и элемента И 9 позво-блок предъявления учебной информации, ляет использовать тренажер для обуче-блок задания эталонов, блок задания ния и контроля деятельности операто- времени, блок ввода ответов, блок ре- ров, работающих в различных условиях.гистрации и блок сравнения, первый и
При подключении блока к первому -,5второй входы которого подключены к .
выходу блока 3 смена слайда произой-выходам блока ввода ответов, а тре дет только при вводе оператором реше-тий - к первому выходу блока задания
яия на первую часть задачи, а к вто-эталонов, отличающийся
{рому выходу блока 3 - только при вво-тем, что, с целью расширения дидактиде оператором решения второй части 20ческих возможностей тренажера, в не|задачи. При подключении блока 1 к вы-го введены переключатель, два элемен(ходу первого элемента ИЛИ 8 смената ИЛИ и элемент. И, выходы которых
слайда произойдет при вводе решенияподключены соответственно к первому,
на первую или вторую часть задачи.второму и третьему входам переключаТаким образом осуществляется модели- 25теля, четвертый и пятый входы которсрование гибкого ритма работы, когдаго и входы первого элемента ИЛИ соедлительность экспозиции слайда не ог-динены соответственно с первым и втораничивается и его смена осуществля-рым выходами блока ввода, ответов, выется при вводе оператором 2 посредст-ход переключателя соединен с входом
вом блока 3 :дабой команды.30начальной установки блока задания вреПри подключении блока 1 к первомумени и входом блока предъявления учебвыходу блока 6 сравнения смена слай-ной информации, выход которого подда произойдет только при правильномключен к входу блока задания .эталона,
решении первой части задачи, а к вто,-второй выход которого соединен с
рому выходу блока 6 - только при пра-входом запуска блока задания времени,
вильном решении второй части задачи.а третий выход соединен с первым вхоПодключение блока 1 к выходу элементадом блока регистрации, второй, треИ способствует тому„ что смена слайдатий и четвертый входы которого соедив этом случае произойдет только прииены соответственно с первым выходом
правильном решении этой задачи. Та- блока задания времени и первым и втоким образом моделируется режим самое-рум выходами блока сравнения, третий
тоятельного изучения оператором прог-выход которого соединен с входом осрессивных.навыков работы при решениитанова блока задания времени, второй
первой, второй частей или всей зада-выход которого соединен с шестым вхочи,дом переключателя и первым входом
При подключении блока 1 к выходу второго элемента КШ, второй вход ко- второго элемента ИЛИ 10 смена слайдаторого соединен с выходом первого эле- произойдет либо по истечении длитель-мента ИЛИ, входы элемента И и седьмой кости экспозиции слайда, установлен-ц восьмой входы переключателя подклю- ной в начале обучения инструктором, чены соответственно к первому и вто- либо раньше этой длительности при рому выходам блока сравнения. вводе команды о решении части или 2, Тренажер по п.1, отличаю- всей задачи оператором 2 посредствомщ и и с я тем, что блок задания вре- блока 3. Таким образом ос-уществляет-мени содержит таймер, первый вход кося моделирование комбинированного торого является входом запуска блока, ритма работы, второй вход таймера и входы первого
При подключении блока 1к второмуи второг о элементов задержки являютвыходу блока 5 смена слайда произой-ся входом останова блока, первый
дет по истечении длительности экпози-счетчик, первый обнуляющий вход которого является входом начальной установки блока, счетный вход соединен с выходом таймера, второй обнуляющий вход подключен к выходу первого элемента задержки, а выходы подключены к информационным входам реверсивного счетчика, вход записи которого подключен к выходу второго элемента задержки, вычитающий вход реверсивного счетчика и счетный вход второго счетчика подключены к выходу элемента И, первый вход которого подключен к выходу генератора импульсов, а второй вход подключен к выходу реверсивного счетчика, выходы таймера и второго счетчика являются выходами блока.
Цель
Питание 5S
иь/ход nepeffflfOvo те/1Я ft
в/порой ffxoa а/ге/ген/па Ю
Оторой fft/xpff оАО/(а и
nepSbtt} Sdixoo 6/1 он а 6
vsmSspcnbtu бмд олона 7
Устройство для контроля деятельности оператора системы управления | 1977 |
|
SU693426A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1988-09-30—Публикация
1987-03-30—Подача