00 QO
Изобретение относится к облучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов «слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных) наборных и кодирующих аппаратов.
Цель изобретения - рас1пирение дидактических возможностей тренажера.
На фиг. 1 представлена структура тренажера; на фиг. 2 - функциональная схема блока сравнения.
Тренажер телеграфиста содержит блок 1 ввода ответов, выполненный на микровыключателях в виде клавиатуры телеграфного аппарата, блок 2 сравнения, блок 3 счетчиков для формирования кодовой (цифровой) информации, блок 4 счетчиков для формирования символьной (буквенной) информации, первый 5 и второй 6 дегиифра- торы, блок 7 элементов И, блок 8 пред)- явления учебной информации (символов), переключатель 9, блок 10 динамического (случайного) формирования си.мволов, таймер 11 и блок 12 регистрации.
Выходы блока 1 соединены с соот- ветствуюн.ими входа.ми первой группы блока 2, входы второй и третьей групп которого связаны соответственно с входами первой и второй г руип блока 7 и подключены к выхода.м соответственно первого 5 и второго б дешифраторов. Выходы блока 7 соединены с соответствующими входами блока 8. Входы дешифраторов 5 и 6 соединены с выходами соответственно блоков 3 и 4, входы которых подключены соответственно к первому и второму выходам переключателя 9. Выход блока 10 соединен с входами переключателя 9 и блока 11, первый выход которого подключен к входу блока 1 и третьему входу блока 7. Второй выход блока 11 соединен с входом блока 10, а третий вход - с третьим входом блока 12, первый и второй входы которого подключены к соответствующим выходам блока 2.
Блок 1 имеет клавиши с 1нильдиками, микровыключатели, кнопки «Пуск к «Сброс и логический ключ, обеспечиваюни й подключение единичного потенциала к контактам микровыключателей при поступлении сигнала с блока 11 (не иоказа:чо).
Блоки 3 (4) включают кольцевые счетчики (с предварительной установкой) i; переключатели (не показано).
Блок 7 содержит двухвходовые э;1еме -ггы И 13.
Блок 10 содержит генератор 14 импульсов (с высокой частотой следования), одно- вибратор 15 и элемент И 16.
Блок 11 включает регулируемый одновиб- ратор 17, длительность импульса (единичного потенциала) на выходе которого изменяют при помоцди переключателя от 15 до 1с, скачками, равными 1с, элемент 18 дифференцирования и элемент 19 задержки.
5
Блок 12 включает счетчик 20 числа правильных ответов, счетчик 21 числа неправильных ответов, счетчик 22 числа предъявленный символов (с .регулируемым числом счета) и индикатор 23 «Стоп.
Блок 2 содержит эле.менты И 24, первый и второй элементы ИЛИ 25 и 26, элемент И 27, первый и второй элементы НЕ 28 и 29 и элемент 30 задержки.
0 Блок 8 на своем табло копирует размещение клавишей клавиатуры блока 1.
Устройство работает следующим образом.
Предварительно переключатель на счетчике 22 устанавливают в положение «50, с переключатель длительности импульса одно- вибратора 17 -- в положение «15с, переключатель 9 - в положение «Цифры, а переключатель в блоке 3 - в положение, обеспечивающее подключение правой части цифрового ряда клавиатуры 0 на блоке 8.
Включают питание. Запускается генератор 14. На табло блока 8 высвечиваются индикаторы «Цифры и «Правая, предписывающие обучаемому работать на правой части цифрового ряда клавиатуры блока 1 правой рукой.
Оператор нажимает кнопку «Сброс, устанавливая счетчики в исходное состояние, а затем кнопку «Пуск, обеспечив подачу импульса на одновибратор 15- бло- 0 ка 10. Импульс с выхода одновибра- тора 15 поступит на вход элемента И 16, обеспечив прохождение через последний импульсов с выхода генератора 14. Длительность импульсов генератора 14 в сотни раз меньше длительности импульса одно- 5 вибратора 15, а число импульсов, поступающих в блоки 3 и 4 за время действия импульса с одновибратора 15, превышает разрядность счетчиков блоков.
Импульсы с выхода элемента 16 через переключатель 9 подаются на вход блока 3, 0 обеспечив случайное состояние его счетчика, и па вход блока 11. Первый импульс с выхода элемента 16 запускает одновибратор 17. Импульс длительностью 15с с выхо.л.а одновибратора 17 поступает на вход э.лемента 18 дифференцирования, на вход блока 1, обеспечив открытие ключа в нем и осупдествив подачу единичного потенциала на контакты микровыключателей (клавиш), и на третий вход блока 7, подав единичный потенциал на вторые входы эле.ментов И 13. Одновременно на одном из выходов дешифратора 5, соответствующем данному случайному состоянию счетчика блока 3, появится единичный потенциал, который поступит на первый вход соответствующего элемента И 13 блока 7 (на 5 второй вход которого подан единичный потенциал с первого выхода блока 11), высветив на табло цифрового ряда блока 8 моторную характеристику, например, П4
5
0
(правая четвертым) и на соответствующий данной моторной характеристике один из входов блока 2.
Обучаемый по высвеченной моторной характеристике (П4) выполняет движение на цифровом ряду клавиатуры блока 1, т. е. производит удар четвертым пальцем правой руки по клавишу.
Если обучаемый правильно определил и своевременно выполнил движение, то при ударе по клавишу происходит замыкание контакта микровыключателем, обеспечивающего появление импульса. Этот импульс поступает на вход элемента И 24 блока 2, соответствующего данной клавише, и через элемент ИЛИ 26 - на вход элемента 30, длительность задержки которого равна длительности срабатывания элементов 24 и 28. На выходе элемента 24 появится импульс (так как на втором его входе имеется единичный потенциал с выхода дешифратора 5), который поступит через элементы 25, 28 и 29 на первый вход блока 12, зафиксировав в счетчике 20 правильный ответ. Одновременно нулевой потенциал (импульс) с выхода элемента НЕ 28 будет подан на второй вход элемента И 27. Задержанный импульс с выхода элемента 30 поступит на первый вход элемента 27, но дальше не пройдет (нулевой потенциал на втором входе)
По окончании импульса с выхода одно- вибратора 17 предъявление символа моторной характеристики (MX) на табло блока 8 прекращается, ключ в блоке 1 запирается, предотвращая подачу импульса с выхода микровыключателя при нажатии на кла- вищу. Задний фронт импульса, поступившего на вход элемента 18, вызовет появление на его выходе короткого импульса, который поступит на вход счетчика 22, зафиксировав предъявление символа MX, и на вход элемента 19. Задержанный на время паузы между предъявляемыми символами MX импульс -с выхода элемента 19 поступит на вход одновибратора 15 блока 10, запустив последний и обеспечив новое случайное состояние счетчика в блоке 3 и последующее высвечивание на цифровом ряду табло блока 8 следующей моторной характеристики.
Если обучаемый неправильно, но своевременно выполнил движение на цифровом ряду клавиатуры блока 1, то импульс появится только на выходе элемента 26 и через элементы 30 и 27, так как к его второму входу приложен единичный потенциал с выхода элемента 28, поступит на второй вход блока 2, зафиксировав в счетчике 21 неправильный ответ.
Если обучаемый произвел удар по соответствующему клавишу блока 1 при отсутствии символа MX (погащении) на табло блока 8, то на выходах результата блока 2 импульсов не будет (единичный
5
0
5
0
потенциал на )ле б. кж;) 2 отохм стпчет), После 11)ед ьяв. 1ен11я обучаемому 50 го символа MX па выходе счетч 1ка 22 11ояи мтя импульс (пе)е:1О.), которы) ,un i)0i:ij индикатор 23 «Croii, 11рел 1реждаю1ций оператора (преподана геля) о снятии показаний со счетчиков 20 и 21. По числу правильных и неправильных ответов и по количеству затянутых решений (ответов, ие уложившихся в заданное время) судят о степе0 ни выработки навыка скоростной ориентировки на цифровом ряду клавиатуры правой руки обучаемого.
Затем переходят к упражнению лево, руки, предвапительно устанавливая пере- ключатель в блоке 3 в соответствуюп1ес положение. На табло блока 8 высвечиваются индикаторы «Цифры и «Левая, предписываюц ие оператору работать на левой части цифрового ряда блока 1 левой рукой.
0 Работа блоков и элементов тренажера происходит аналогично описанному для правой части клавиатуры.
При загорании индикатора «Стоп (после 50 предъявлений символов М.Х) снимают показания со счетчиков 20 и 21 и вычисляют количество затянутых решений, по которым судят о степени выработки навыка скоростной ориентировки на цифровом ряду клавиатуры левой руки обучаемого.
После этого переходят к упражнению на
0 всей клавиатуре цифрового ряда обеими руками, устанавливая переключатели в блоке 3 в соответствуюп ее положение. На табло блока 8 высвечивается индикатор «Цифры. Работа блоков и элементов тренажера происходит аналогично.
5 Если затянутые решения отсутствуют, а число неправильных ответов не превышает допустимого (заданного), то время экспонирования символов сокращают па 1с при отработке следующего цикла цифрового ряда.
.А.налогичпо производится выработка навыка скоростного ориентирования на к.иь виатуре си.мволов (букв). Для это1С переключатель 9 устанав. 1ивают в положение «Буквы, перск; К)чателп на блоке 4 - г ;ю- „южение, обеспечивающее подключегше правой части горизонтального ряда клавмату|1Ы, переключате.1ь на одновибраторе 17 б.чокг 11 - в положение «15с, а переключатель на счетчике 22 - с положение «100.
На табло блока 8 высвечиваются каторы: , «ГР (горизонтальный ряд) и «Правая, предписываюшие оператору работать па правой части горизонтального ряда клавиатуры б. юка правой рукой.
Обучаемый нажимает кнопку «Сброс, а
5 затем «Пуск, обеспечив подачу с выхода генератора 14. через элемент 16 и переключатель 9. на вход счетчика блока 4, которые приводят пос,1едний в случайное соетояние, и на вход блока II. Первый импульс с выхода элемента 16 запускает ойновибратор 17, импульс с выхода кото- рзго длительностью 15с поступает на вход элемента 18, на вход блока I и на третий вход блока 7, обеспечив прохождение единичного потенциала с одного из выхо- д|)в дешифратора 6, соответствующих данно- MJy случайному состоянию счетчика блока 4, ч(|рез элемент И 13 блока 7 на вход блока 8, высветив в символьном горизонтальном ряду символ MX, например, ПЗ (правым третьим) и на соответствуюидий длиной моторной характеристике один из вхо- ДС1В блока 2 (подается непосредственно с вУ1хода дешифратора 6).
I
10
блок динамического формирования вопросов, блок предъявления учебной информации, блок регистрации, первый и второй информационные входы которого соединены с первым и вторым выходами блока сравнения, первая группа входов которого соединена с выходами блока ввода ответов, вторая группа входов соединена с выходами первого дешифратора, информационные входы которого соединены с выходами первого счетчика, счетный вход которого соединен с первым выходом переключателя, вход которого соединен с выходом блока динамического формирования вопросов, а второй выход соединен со счет... ,.ным входом второго счетчика, выходы
1 Действия оператора и работа элемен-которого соединены с информационными
и блоков тренажера происходят анало-входами второго дешифратора, выходы котоги чно (для положения «Цифры переклю-рого соединены с третьей группой вхоча|теля 9).дов блока сравнения, отличающийся тем, что,
I Последующая отработка навыка скорост-с целью расширения дидактических возможHojro ориентирования по символам MX 20 ностей тренажера, в него введены блок осуществляется в последовательности; леваяэлементов и таймер, содержащий одновибчасть клавиатуры горизонтального ряда,ратор, элемент дифференцирования и элевс|я клавиатура горизонтального ряда, всямент задержки, выход которого соединен с
часть клавиатуры букв, вся леваявходом блока динамического формирования
часть клавиатуры букв и вся клавиату-вопросов, а вход соединен с третьим инра| букв. формационным входом блока регистрации
На каждой стадии отработки навыкаи с выходом элемента задержки, вход
скоростного ориентирования снимают пока-которого соединен с входо.м блока ввода
зания со счетчиков 20 и 21, высвечиваютответов и с управляющим входом блока
количество затянутых решений (ответов)элементов И, первая группа информаи определяют тренируемость обучаемого. ционных .входов которого соединена с выхода.ми первого дешифратора, вторая группа
Формула изобретенияинформационных входов соединена с вы;ходами второго дешифратора, а выходы
I Тренажер телеграфиста, содержащийсоединены с входами блока предъявления
блок ввода ответов, блок сравнения, пер-учебной информации, вход одновибратора
Bbi|i и второй блоки счетчиков, первый 5 соединен с выходом блока динамического
и второй дешифраторы, переключатель,формирования вопросов.
2 .... 5
V
V
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер телеграфиста | 1985 |
|
SU1314366A1 |
Тренажер телеграфистов | 1985 |
|
SU1314367A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1479953A2 |
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1601620A1 |
Тренажер для радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1325552A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1497632A1 |
ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА | 1991 |
|
RU2024069C1 |
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1649590A1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1287217A1 |
Изобретение относится к обучающи.м устройствам, предназначенным для обучения операторов «слепым методом работы на клавиатуре печатающих, наборных и кодирующих аппаратов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит блок 1 ввода ответов, блок 2 сравнения, блоки 3, 4 счетчиков, дешифраторы 5, 6, блок 7 элементов И, блок 8 предъявления учебной инфор.мации, переключатель 9, блок 10 динамического формирования символов, таймер И, блок 12 регистрации. Создание дефицита времени.на анализ предметного содержания действия по набору каждого символа стимулирует развитие навыка скоростного ориентирования на начальном этапе обучения. 2 ил.
Тренажер телеграфиста | 1985 |
|
SU1314366A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1988-08-23—Публикация
1987-01-16—Подача