Изобретение относится к тренажера и предназначено для подготовки операторов систем управления автоматизированными линиями и станками, используемыми, например, для производ- ства и обработки пиломатериалов.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства при обучении и тренировке операторов ряда профессий при обеспечении воз- можности автоматического изменения сложности обучающих программ с учетом результатов деятельности конкретного оператора в процессе обучения или тренировки.
На фиг. 1 изображена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - схема блока изменения сложности задания.
Устройство состоит из диапроекто- ра 1 с программоносителем 2, являющимся блоком ввода учебной информации и позволяющим составить любую обучающую программу в соответствии с требуемой специальностью и квалифи кационными требованиями, по которой необходимо обучать или тренировать оператора 3.
Устройство также содержит блок 4 ввода ответных действий оператора, блок 5 задания времени, формировател 6 кодов, распределитель 7, блок 8 изменения сложности задания, блок 9 сравнения, счетчик 10 времени, счетчик 11 вопросов и счетчик 12 правиль ных ответов.Блок 8 вьтолнен в виде групп элементов И 13-17, элементов ИЛИ 18-24
и инверторов 25 и 26. I
Устройство работает следующим об- разом.
Инструктор создает программоноситель путем подбора слайдов, на которых изображен объект труда, соответствующий специальности, которой будут обучаться операторы. При обучении рамщиков на слайде изображаются бревна или брусья, обрезчиков - модели досок, характеризующие их ширину, сортировщиков (по толщинам или каче- ству) - доски в положении, адекватном условиям труда, и т.д. Правильность ответных действий оператора закодирована в виде отверстий на . каждой рамке слайда. К устройству подключается блок 4, адекватный органам управления автоматизированных линий и станков, управлять которыми
0 5
О j
0 5
5
обучается оператор.Например, блок 4 для оператора обрезного станка представляет собой стойку с рукояткой, которая перемещается с установкой в фиксированном положении в секторе 0,8 раз. Блок 4 для оператора линий сортировки по качеству выполнен в виде кресла, в подлокотнике которого смонтированы кнопки в-соответствии с конкретными качественными группами пиломатериалов. Переключателем В1 блока 4 производится установка режима работы устройства в соответствии с необходимым количеством вариантов выбора ответных действий. Например, если установлен программоноситель для обучения специальности сортировщика . пиломатериалов по качеству, на каждом слайде закодирован код правильного ответа, соответствующий одной из шести качественных групп. Этот же программоноситель можно благодаря наличию блока 8 использовать для обучения операторов линий сортировки пиломатериалов на 2-6 качественных групп без изменения электрических монтажных и конструктивных элементов тренажера. При сортировке на 2 качественные группы в блок 9 поступают коды правильных ответов двух групп, при этом сигналы, соответствующие правильным ответам 2-6 групп, объединяются и выдается только один сигнал, соответствующий второй качеЬтвенной группе, хотя в действительности код ответа на слайде может соответствовать 3-5 или 6 качественным группам. Если переключатель Б1 блока 4 находится в первом положении, правильное решение выбирается из двух, во втором - из трех, в третьем - из четырех, в четвертом - из пяти, в пятом - из шести возможных вариантов.
В блок 5 вводится необходимое значение длительности экспонирования слайда.
При предъявлении диапроектором 1 слайда из программоносителя 2 сраба- тьгаает формирователь 6, в котором производится считывание кода правильного ответа и вырабатьшается сигнал запуска блока 5. .Считанный код правильного ответа поступает в распределитель 7, в котором производится де- шифрирование отвесов с двоичного кода в десятичный.Дешифрированньй сигнал поступает в блок В, а также в счетчик 11. В блоке 8 производится объединение ответов в зависимости от выбранных для обучения операторов специальности и вида оборудования. Сигнал необходимого ответа из блока 8 поступает в блок 9. Увидев изображение объекта труда, оператор 3 производит его оценку. По результатам оценки посредством блока 4, выдается сигнал в блок 9 о решении поставленной задачи. При правильном решении задачи в блоке 9 вырабатьшается три сигнала, первый из которых поступает в счетчик 12, а второй - в счетчик 10, По этому сигналу производится перезапись содержимого блока 5 в счетчик 10.Третий сигнал поступает в диапроектор 1 :и включает его на смену слайда. При этом следующая задача будет несколько сложнее решенной оператором. При неправильном решении задачи ни один из трех сигналов в блоке 9 не выра- батьгаается и содержимое счетчиков 10 и 12 не изменяется. Это приводит к тому, что следующая задача будет проще той, которую пцтался решить оператор.
По истечении установленного для решения данной задачи времени, которое отсчитывается блоком 5, последний вырабатьшает сигнал, поступающий в диапроектор 1. По этому сигналу производятся смена предъявляемой оператору задачи, установка в исходное положение диапроектора 1 и обнуление блока 5. Делением содержимого счетчика 12 на содержимое счетчика 11 определяется надежность деятельности оператора, делением содержимого счетчика 10 на содержимое счетчика 12 - быстродействие оператора.
Наличие блока 8 позволяет исполь- зевать устройство для обучения операторов обрезных станков, рамщиков, сортировщиков пиломатериалов по качеству, сечениям и длинам и операторов других специальностей. Наличие связи между диапроектором 1 и блоком 9 позволяет изменять сложность решаемых задач в зависимости от результатов деятельности операторов.
Применение устройства способствуе увеличению производительности труда и снижению количества ошибок.
Формула
изобретения
1. Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых, содержащее последовательно соединен510ь1520к 25
30
35
45
5
ные блок ввода учебной информации, формирователь кодов, блок задания времени, счетчик времени, счетчик вопросов, последовательно включенные блок ввода ответных действий оператора, блок сравнения и счетчик правильных ответов, первый вход блока ввода учебной информации подключен к второму выходу блока задания времени, второй выход блока сравнения соединен с вторым входом счетчика времени, о т- личающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены распределитель кодов, вход которого соединен с вторым выходом формирователя кодов, первый выход - с входом счетчика вопросов, и блок изменения сложности задания, состоящий из пяти групп элементов И, семи элементов ИЛИ и двух инверторов, причем первые входы элементов И первой, второй, третьей, четвертой и пятой групп соединены с соответствующими коммутирующими выходами блока ввода ответных действий оператора, а вторые входы элементов И первой, второй, третьей четвертой и пятой групп - с соответствующими выходами распределителя кодов, выходы первых элементов И первой, второй, третьей, четвертой и пятой групп подключены к соответствующим входам первого элемента ИЛИ, выходы вторых элементов И второй,третьей, четвертой и пятой групп - к ответствующим входам второго элемента ИЛИ, выходы третьих элементов И
третьей, четвертой и пятой групп - к соответствующим входам третьего элемента ИЛИ, выходы четвертых- элементов И четвертой и пятой групп - к соответствующим входам четвертого элемента ИЛИ, выход пятого элемента И пятой группы - к входу первого инвертора, выходы второго, третьего, четвертого и пятого элементов И первой группы - к соответствующим входам
пятого элемента ИЛИ, выходы третьего, четвертого и пятого элементов И второй группы - к соответствукщим входам шестого элемента ИЛИ, выходы четвертого и пятого элементов И третьей группы - к соответствукдцим входам седьмого элемента ИЛИ, а выход пятого элемента И четвертой группы - к входу второго инвертора, выходы первого и пятого элементов ИЛИ, второго и шестого элементов ИЛИ, третьего и
седьмого элементов ИЛИ, четвертого элемента ИЛИ и второго инвертора, а также первого инвертора подключены к соответствующим входам эталонного ответа блока сравнения.
2, Устройство по П.1, о т л и - чающееся тем что в нем второй вход блока ввода учебной информации соединен с третьим выходом 5 блока сравнения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых | 1984 |
|
SU1238134A1 |
Тренажер оператора | 1987 |
|
SU1427408A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1193718A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
Тренажер для радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1325552A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU989569A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1988 |
|
SU1520573A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2011227C1 |
УСТРОЙСТВО ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ | 1997 |
|
RU2129734C1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336086A1 |
Изобретение относится к тренажерной технике и может.быть использовано При профессиональном обучении и тренировке операторов, например, автоматизированных линий по механической обработке, сортировке и пакетированию древесных материалов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера, заключающееся в возможности его использования для обучения и тренировки операторов ряда специальностей. Сущность изобретения - в известный тренажер введен блок изменения сложности задания, включенный между вновь введенным распределителем кодов и блоком сравнения, выход блока сравнения подключен к входу диапроектора. 1 з.п. ф-лы. 2 ил. (Л
Редактор А. Огар
Фи1.г . Составитель А. Карлов ; Техред В.Кадар Корректор Л. Патай
Заказ 4724/55 . Тираж 455Подписное
-ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская .наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Устройство для автоматического контроля операторской деятельности | 1972 |
|
SU439842A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Устройство для контроля деятельности оператора системы управления | 1977 |
|
SU693426A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1986-08-30—Публикация
1984-12-03—Подача