Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых Советский патент 1986 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU1254525A1

Изобретение относится к тренажера и предназначено для подготовки операторов систем управления автоматизированными линиями и станками, используемыми, например, для производ- ства и обработки пиломатериалов.

Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства при обучении и тренировке операторов ряда профессий при обеспечении воз- можности автоматического изменения сложности обучающих программ с учетом результатов деятельности конкретного оператора в процессе обучения или тренировки.

На фиг. 1 изображена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - схема блока изменения сложности задания.

Устройство состоит из диапроекто- ра 1 с программоносителем 2, являющимся блоком ввода учебной информации и позволяющим составить любую обучающую программу в соответствии с требуемой специальностью и квалифи кационными требованиями, по которой необходимо обучать или тренировать оператора 3.

Устройство также содержит блок 4 ввода ответных действий оператора, блок 5 задания времени, формировател 6 кодов, распределитель 7, блок 8 изменения сложности задания, блок 9 сравнения, счетчик 10 времени, счетчик 11 вопросов и счетчик 12 правиль ных ответов.Блок 8 вьтолнен в виде групп элементов И 13-17, элементов ИЛИ 18-24

и инверторов 25 и 26. I

Устройство работает следующим об- разом.

Инструктор создает программоноситель путем подбора слайдов, на которых изображен объект труда, соответствующий специальности, которой будут обучаться операторы. При обучении рамщиков на слайде изображаются бревна или брусья, обрезчиков - модели досок, характеризующие их ширину, сортировщиков (по толщинам или каче- ству) - доски в положении, адекватном условиям труда, и т.д. Правильность ответных действий оператора закодирована в виде отверстий на . каждой рамке слайда. К устройству подключается блок 4, адекватный органам управления автоматизированных линий и станков, управлять которыми

0 5

О j

0 5

5

обучается оператор.Например, блок 4 для оператора обрезного станка представляет собой стойку с рукояткой, которая перемещается с установкой в фиксированном положении в секторе 0,8 раз. Блок 4 для оператора линий сортировки по качеству выполнен в виде кресла, в подлокотнике которого смонтированы кнопки в-соответствии с конкретными качественными группами пиломатериалов. Переключателем В1 блока 4 производится установка режима работы устройства в соответствии с необходимым количеством вариантов выбора ответных действий. Например, если установлен программоноситель для обучения специальности сортировщика . пиломатериалов по качеству, на каждом слайде закодирован код правильного ответа, соответствующий одной из шести качественных групп. Этот же программоноситель можно благодаря наличию блока 8 использовать для обучения операторов линий сортировки пиломатериалов на 2-6 качественных групп без изменения электрических монтажных и конструктивных элементов тренажера. При сортировке на 2 качественные группы в блок 9 поступают коды правильных ответов двух групп, при этом сигналы, соответствующие правильным ответам 2-6 групп, объединяются и выдается только один сигнал, соответствующий второй качеЬтвенной группе, хотя в действительности код ответа на слайде может соответствовать 3-5 или 6 качественным группам. Если переключатель Б1 блока 4 находится в первом положении, правильное решение выбирается из двух, во втором - из трех, в третьем - из четырех, в четвертом - из пяти, в пятом - из шести возможных вариантов.

В блок 5 вводится необходимое значение длительности экспонирования слайда.

При предъявлении диапроектором 1 слайда из программоносителя 2 сраба- тьгаает формирователь 6, в котором производится считывание кода правильного ответа и вырабатьшается сигнал запуска блока 5. .Считанный код правильного ответа поступает в распределитель 7, в котором производится де- шифрирование отвесов с двоичного кода в десятичный.Дешифрированньй сигнал поступает в блок В, а также в счетчик 11. В блоке 8 производится объединение ответов в зависимости от выбранных для обучения операторов специальности и вида оборудования. Сигнал необходимого ответа из блока 8 поступает в блок 9. Увидев изображение объекта труда, оператор 3 производит его оценку. По результатам оценки посредством блока 4, выдается сигнал в блок 9 о решении поставленной задачи. При правильном решении задачи в блоке 9 вырабатьшается три сигнала, первый из которых поступает в счетчик 12, а второй - в счетчик 10, По этому сигналу производится перезапись содержимого блока 5 в счетчик 10.Третий сигнал поступает в диапроектор 1 :и включает его на смену слайда. При этом следующая задача будет несколько сложнее решенной оператором. При неправильном решении задачи ни один из трех сигналов в блоке 9 не выра- батьгаается и содержимое счетчиков 10 и 12 не изменяется. Это приводит к тому, что следующая задача будет проще той, которую пцтался решить оператор.

По истечении установленного для решения данной задачи времени, которое отсчитывается блоком 5, последний вырабатьшает сигнал, поступающий в диапроектор 1. По этому сигналу производятся смена предъявляемой оператору задачи, установка в исходное положение диапроектора 1 и обнуление блока 5. Делением содержимого счетчика 12 на содержимое счетчика 11 определяется надежность деятельности оператора, делением содержимого счетчика 10 на содержимое счетчика 12 - быстродействие оператора.

Наличие блока 8 позволяет исполь- зевать устройство для обучения операторов обрезных станков, рамщиков, сортировщиков пиломатериалов по качеству, сечениям и длинам и операторов других специальностей. Наличие связи между диапроектором 1 и блоком 9 позволяет изменять сложность решаемых задач в зависимости от результатов деятельности операторов.

Применение устройства способствуе увеличению производительности труда и снижению количества ошибок.

Формула

изобретения

1. Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых, содержащее последовательно соединен510ь1520к 25

30

35

45

5

ные блок ввода учебной информации, формирователь кодов, блок задания времени, счетчик времени, счетчик вопросов, последовательно включенные блок ввода ответных действий оператора, блок сравнения и счетчик правильных ответов, первый вход блока ввода учебной информации подключен к второму выходу блока задания времени, второй выход блока сравнения соединен с вторым входом счетчика времени, о т- личающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены распределитель кодов, вход которого соединен с вторым выходом формирователя кодов, первый выход - с входом счетчика вопросов, и блок изменения сложности задания, состоящий из пяти групп элементов И, семи элементов ИЛИ и двух инверторов, причем первые входы элементов И первой, второй, третьей, четвертой и пятой групп соединены с соответствующими коммутирующими выходами блока ввода ответных действий оператора, а вторые входы элементов И первой, второй, третьей четвертой и пятой групп - с соответствующими выходами распределителя кодов, выходы первых элементов И первой, второй, третьей, четвертой и пятой групп подключены к соответствующим входам первого элемента ИЛИ, выходы вторых элементов И второй,третьей, четвертой и пятой групп - к ответствующим входам второго элемента ИЛИ, выходы третьих элементов И

третьей, четвертой и пятой групп - к соответствующим входам третьего элемента ИЛИ, выходы четвертых- элементов И четвертой и пятой групп - к соответствующим входам четвертого элемента ИЛИ, выход пятого элемента И пятой группы - к входу первого инвертора, выходы второго, третьего, четвертого и пятого элементов И первой группы - к соответствующим входам

пятого элемента ИЛИ, выходы третьего, четвертого и пятого элементов И второй группы - к соответствукщим входам шестого элемента ИЛИ, выходы четвертого и пятого элементов И третьей группы - к соответствукдцим входам седьмого элемента ИЛИ, а выход пятого элемента И четвертой группы - к входу второго инвертора, выходы первого и пятого элементов ИЛИ, второго и шестого элементов ИЛИ, третьего и

седьмого элементов ИЛИ, четвертого элемента ИЛИ и второго инвертора, а также первого инвертора подключены к соответствующим входам эталонного ответа блока сравнения.

2, Устройство по П.1, о т л и - чающееся тем что в нем второй вход блока ввода учебной информации соединен с третьим выходом 5 блока сравнения.

Похожие патенты SU1254525A1

название год авторы номер документа
Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых 1984
  • Рыбицкий Петр Николаевич
SU1238134A1
Тренажер оператора 1987
  • Рыбицкий Петр Николаевич
SU1427408A1
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1193718A1
Тренажер радиотелеграфиста 1983
  • Кудряшова Зоя Николаевна
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1141441A1
Тренажер для радиотелеграфиста 1985
  • Кудряшова Зоя Николаевна
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1325552A1
Обучающее устройство 1981
  • Александров Владимир Константинович
  • Зубко Виктор Иванович
  • Игнатьев Александр Николаевич
SU989569A1
Тренажер операторов систем управления 1988
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Петухов Анатолий Дмитриевич
SU1520573A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ 1991
  • Балабай В.И.
  • Логачев В.В.
  • Кривой Ю.Ф.
  • Севастьянов С.И.
  • Михеев Е.А.
RU2011227C1
УСТРОЙСТВО ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ 1997
  • Бушуев С.Н.
  • Севастьянов С.И.
  • Соколов А.Ф.
  • Исламгазин Ш.Р.
  • Елшин А.В.
RU2129734C1
Тренажер радиотелеграфиста 1986
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Попенко Владимир Степанович
SU1336086A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 254 525 A1

Реферат патента 1986 года Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых

Изобретение относится к тренажерной технике и может.быть использовано При профессиональном обучении и тренировке операторов, например, автоматизированных линий по механической обработке, сортировке и пакетированию древесных материалов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера, заключающееся в возможности его использования для обучения и тренировки операторов ряда специальностей. Сущность изобретения - в известный тренажер введен блок изменения сложности задания, включенный между вновь введенным распределителем кодов и блоком сравнения, выход блока сравнения подключен к входу диапроектора. 1 з.п. ф-лы. 2 ил. (Л

Формула изобретения SU 1 254 525 A1

Редактор А. Огар

Фи1.г . Составитель А. Карлов ; Техред В.Кадар Корректор Л. Патай

Заказ 4724/55 . Тираж 455Подписное

-ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская .наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1254525A1

Устройство для автоматического контроля операторской деятельности 1972
  • Емелин Михаил Иванович
  • Мирошников Мстислав Романович
  • Щербаков Алексей Васильевич
  • Васильев Геннадий Петрович
  • Милютин Владимир Львович
  • Легалов Александр Иванович
  • Борисов Александр Александрович
SU439842A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Устройство для контроля деятельности оператора системы управления 1977
  • Ефимов Борис Георгиевич
  • Блувштейн Юрий Борисович
SU693426A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 254 525 A1

Авторы

Рыбицкий Петр Николаевич

Даты

1986-08-30Публикация

1984-12-03Подача