Изобретение относится к автоматике и вычиелнте,лы1ой технике, в частноети к обучающим устройствам, и может быть использовано при обучении онераторов систем управ. Кмшя автоматизированными линиями.
Цель изобретения -- расширение дидактических возможностей устройства.
На чертеже представлена блок-схема обучающего устройства.
Устройство содержит блок 1 ввода учебной ипформанин, рабочее место 2 онератора., блок 3 ввода ответов, распределитель 4 кодов, генератор 5, блок б счетчиков, блок 7 ден1ифраторов, б/юк 8 переключателей, элемент И 9, дешифратор 10, блок 1 1 сравнепия, блок 12 регистрации, переключатель 13. Блок 12 содержит ечетчики 14--16.
Устройство работает с,тедуюп1пм образом.
Инструк -ор в режиме работы устройства «Контроль, или оператор в режиме работы уетройства «Обучение осунлеств.тяет выбор обучающей программы путем подбора в блоке 1 слайдов, па которьгх изображен труда, соответетвуюнщй {рипятой сиснпаль- пости. Режим работы устройстг.а устапав- ливается перек.пючате,;1ем 13. В режп.ме работы «Ко1гтроль в колгмутаторе 8 устанавливается с точност1)Ю до десятых долей секунды длпте,1ьность :зКС1 озицк 1 слайдов. Этим оеун1ествляется моде;|ирова1 ие пропес- са обучения адекватно течении) реальногс техно.. огического процесса, нрогресеивным навыкам управ,аения которым обучается оператор.
При прсд ьявленип слайда срабатывает распределитель 4, в котором производится считывапис кода правильного ответа. Счи- Tannbiii код правильного от вета ностунаст в ден1ифрато) 10, |-де он преобразуется из двоичного кода к дес;ггпч1П51Й. Далее этот код поступает в б,1ок 12, в котором лодсч :- тьп ается число поетуппвпп-ix па penieiinc задач, и в б..1ок 11 сравнения.
С распределите;1я 4 при г редъявленми с,лайда сигпа; поступает в генератор 5, который вк,лк)чается i; посредством двухнолу- период1К)го 1ьп1рямите;1я, после.довательг;о соединенного с ограничителем тока, де.ти- те.тем напряжения, и тригг ера Шмитта аы- рабатывает п(след.овательность прямоугол J- ных 1 мпу;1ьсов, следующих с частотой 100 Гц, кол;1чество KOTOj brK 11о;1,счит1 1вается блоком В.
На одном выходе блока 6 образуется еигна,, онределяю1ций длите.льность эксно- зиции с,айда в целых се ундах, а на другом - - в десятых долях секупды. Эти скгна.пы преобразуются блоком 7 в десятичный ко.т и через блок 8 ноетупают на соответствующие входы э, 1емента 9. Сигнал на выходе э,темента 9 образуется только в том случае, когда содержимое б;1ока 6 соответствует значению, избранному инструктором в б.;ю- ке 8. Генератор о формирует иос,тедовател1,-
пость импульсов только по разрешающему сигпалу, вырабатываемому при предъявлении слайда и поступающему из распределителя 4. При емепе слайда блок 6 обнуляется.
Увидев об ьект труда, оператор производит его апализ и оцепку. Но результатам апализа и оценки посредством блока 3 выдается сигнал в блок 11 о рещении поетав- леппой задачи. При правильном решении задачи в блоке 11 вырабатывается два сигпала, один из которых поетупает в блок 12, а второй -- в блок 12 и на переключатель 13. По первому сигналу в блоке 12 подсчитывается число правильно решенных задач, а по второму -- длите„тьность времени, затраченного оператором на решение постав- лепной задачи. По второму сигналу, поступающему через переключатель 13, установ- :1еппый в соответствии с режи.мом работы устройства «Обучение, в блок 1, в нем осу- П1еств.тяетея емё па слайда.
0 Нри пеправильпом решении задачи сигналы в блоке 1 не вырабатываютея и содержимое блока 12 не изменяется. Смены с.лайда при работе устройства в режиме «Обучение не происходит до тех пор, пока :: адача не будет верно .
5 Таким образо.м, оператор, увидев, что после ввода выработанного им ответа, смены с.лайда не происходит, проводит повторный апализ и оцепку об ьекта, изображенного па ела Иде, определяет и устраняет причину ошибки, допущенной им при первоначальном задачи.
При работе устройстза в режиме «Контроль смена с.тайда осущеетвляется по истечении уетановленной инструктором длительности экспозиции по сигналу, выработанному в элементе 9, который через переключатель 13 юетупает в блок 1.
Делением времени ре1пения на число нра- ви.тьно рен1енпых задач определяется быстродействие, делением числа правильно ре- niennbix задач на o6ni,ec число ностунивп их
0 ответов нодсчитывается надежность деятельности оператора.
Возможност1з подключегшя блока 1 посредством переключателя 13 к блоку 11 позволяет использовать пре.алагаемое ycTpoiiCT- во для самостоятельного обучения операто5 ров. Подключение блока 1 через переключа- те.ть 13 к элементу 9 способствует нрим(Т1е- пию устройства для контроля деятельности операторов, предопределяет высокую оч- пость моделирования уетройством реального производствепного нронееса.
Применение указанного уетройства тоз- воляет повысить производительность тр-уда на 5-20% за счет увеличения быстродействия, уменьшить величину ошибок операто- 5 ров на 3-4% нри надежности их деятель- ноети BbiHje 0,95 путем обучения рациональным приемам труда, уменьшения затрат времени па выполпение операций по пере0
5
работке информации и вводу ответных действий.
Формула изобретения
1. Обучающее устройство, содержащее блок ввода учебной информации, выход которого соединен с входом раснределителя кодов, первый выход которого подключен к входу дешифратора, блок ввода ответов, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого подключен к первому выходу дещифратора, первый выход - к управляющему входу блока регистрации, а второй выход - к первому информационному входу блока регистрации, второй информационный вход которого соединен с вторым выходом дешифратора, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены блок дешифраторов, выходы
которого соединены с информационными входами коммутатора, выходы которого соединены с входами элемента И, блок счетчиков, выход которого соединен с третьим информационным входом блока регистрации, а выходы группы - с соответствующими входами блока дешифраторов, генератор, вход которого подключен к второму выходу распределителя кодов, а выход - к входу блока счетчиков, и переключатель, первый вход которого соединен с выходом элемента И, второй вход - с выходом блока сравнения, а выход - с входом блока ввода учебной информации.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем. что в нем блок регистрации содержит первый второй и третий счетчики, счетные входы которых являются первым, вторым и третьим информационными входами блока соответственно, а тактовый вход третьего счетчика - управляющим входо.м блока.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер оператора | 1987 |
|
SU1427408A1 |
Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых | 1984 |
|
SU1254525A1 |
Устройство для контроля профессиональной пригодности обучаемых | 1984 |
|
SU1238134A1 |
Обучающее устройство | 1985 |
|
SU1273973A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU1030832A1 |
Адаптивное устройство для формирования навыков работы на пишущей машинке | 1986 |
|
SU1406628A1 |
Пульт преподавателя для обучающих устройств | 1984 |
|
SU1166163A1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1737488A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых | 1984 |
|
SU1262556A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2024067C1 |
Изобретение относится к техническим средства1М обучения и предназначено для обучения операторов систем управления автоматизированными, например, сортиро- вочно-пакетирующими линиями. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит блок 1 учебной информации, блок 3 ввода ответов, распределитель 4 кодов, генератор 5, блок 6 счетчиков, блок 7 дешифраторов, блок 8 переключателей, элемент И 9, дешифратор 10, блок 11 сравнения, блок 12 регистрации, переключатель 13 и три счетчика 14-16. Возможность подключения блока 1 учебной информации посредством переключателя 13 к блоку 11 позволяет использовать устройство для самостоятельного обучения операторов, а подключение блока 1 через переключатель 13 к э.мемгнту II 9 способствует пр}1монению этого устройства для контроля деятельности операторов, предопределяет высокую точность моделирования устройством реального производственного процесса. 1 з. п. ф-лы, 1 ил. (Л со о 4 О СЛ
АДАПТИВНОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 0 |
|
SU327510A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Устройство для контроля деятельности оператора системы управления | 1977 |
|
SU693426A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-04-15—Публикация
1985-08-05—Подача